Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:08, контрольная работа
Целью моей работы является учения Будды, для того чтобы понять истоки возникновения буддизма, особенности его вероучения.
Задачи:
1. Раскрыть понятие Буддизм.
2. Раскрыть становления буддизма и определении роли С. Гаутамы в его формировании.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Жизнь Будды и начало формирования учения………………………………..4
2.Жизнь Гаутама Будды……………………………………………………...6
3.Сущность учения Будды………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………………21
- От гордости;
- От высокомерия;
- От неведения.
Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по учению Будды, мог достигнуть последней степени нравственного совершенства, совершенства Будды и вместе с тем нирваны. Низшие степени совершенства, присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от 10ти цепей, но близко стоявшим к достижению совершенного познания, давали этим людям знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).
Но этого совершенства может достичь незначительная часть людей, а
именно тех, которые решатся покинуть мирскую жизнь; большая же часть, преданная суетной мирской жизни, не в состоянии достичь совершенства, а может только, в зависимости от свершенного, улучшить или ухудшить свою будущую жизнь и, следовательно, приблизить или удалить блаженную минуту вечного успокоения в нирване, и только в редких случаях и при особенно благоприятных условиях человек, ведя мирской образ жизни, мог достичь степени анагамина.
Будда признает верование
Буддийское представление о
Будда
принимает концепцию
Этот закон воздаяний
(кармой), законом связи причины и следствия.
Будда придавал большое
человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий. В одном из изречений Будда советует дорожить формой благородного человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая достается в удел существу редко, через тысячелетия.
Будда отвергал первобытный
Будда признавал в душе творческую силу, так сказать смысл
существования всякого бытия – она может нисходить до степени души существа животного и даже растительного царства и уничтожиться в нирване, смотря по заслугам. В этом заключалась догматическая часть учения Шакьямуни.
Будда установил правила
. Охранять жизнь всякого живого существа и не причинять ему никакого
зла;
. Уважать чужую собственность;
. Быть целомудренным, правдивым,
запрещает пить спиртные напитки и советует принимать пищу в
определенное время дня и, по возможности, раз в день)
. Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений;
. Воздерживаться от всякого
От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще
соблюдения двух следующих:
Отсюда видно, что Будда, ясно сознавая, что не все люди способны
отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался дать им нравственные правила, стремящиеся сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и внушить людям живое и искреннее сострадание к их ближним и тем смягчить, по крайней мере, их горести и печали.
Будда учил, что каждый человек, стремясь уменьшить тяжесть
неизбежного зла для себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дала милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.
Добрым, совершаемым без всякой своекорыстной цели, делам Будда
придавал большое значение и относился с презрением к людям, поступающим хорошо только на словах.
Ради облегчения участи людей он, кроме того, давал весьма
практические и очень полезные для обыденной жизни советы, например, рассаживать по сторонам дорог целебные травы, садить деревья, разводить рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники находили плоды для утоления голода и тень для отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные дома и т.п.
Одна древняя надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори
добро, обуздывай свои мысли»,- в этих немногих словах, можно сказать,
заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике. В нем он проповедовал те начала человеколюбия и братства, которые существовали как бы в зародыше и в законах Ману, но были там совершенно подавлены началом каст. Провозгласив равенство людей по происхождению в смысле общедоступности спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей для всех горькой участи бытия, Будда сильно поколебал авторитет каст.
Будда преследовал только одну
цель – цель спасения
его нравственного улучшения.
Будда положительно отказывался решать некоторые метафизические
вопросы, например, откуда произошел мир и жизнь существа, есть ли начало мира или нет и т.д.
На подобные вопросы он отвечал, что они не имеют отношения к
нравственным обязанностям человека, что драгоценным и скоротечным временем надо дорожить и не следует тратить его на подобные рассуждения, а необходимо готовиться к достойной встрече смерти. «Представьте себе человека, - говорил он, - раненного в грудь стрелой. Спасение его зависит от искусства врача, который легко может вынуть смертоносное орудие. Неужели раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В какой цвет и какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?… Неужели он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему грозит непременная смерть?»
Будда очень редко произносил длинные речи, что было результатом его
долгой отшельнической жизни, большая часть которой прошла в безмолвном созерцании; в большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но сильных афоризмах (сутры), украшая их поэтическими сравнениями и аллегориями. Своим афоризмам он часто придавал числительную форму, что сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.
Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего
безотносительно к субъекту следует вывод о не абсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне сходный) человека богу.
Социальная
роль буддизма определяется основными
положениями его догматики. Какие
бы формы не принимал буддизм
в своем развитии, его центральным
принципом является религиозная
идея необходимости освобождения
от пут «земного» существования.
Всякая связь, в том числе,
любая социальная, рассматривается
буддизмом как зло.
Заключение.
Будда как метафизик смотрел на жизнь и ее явления сквозь призму субъективного мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к отрицательному, безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь и, как результату этого взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду, что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в бездействии и сне, а в энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к развитию нравственных идеалов человека и в уничтожении всего, что противодействует этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной точки зрения, создал нравственное учение, высший идеал которого состоит в подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении мысли и чувства.
Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни и, особенно на культуру принявших его стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных комплексов, совокупность которых и образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья.
В своей основе, буддизм религией не является. В отличие от
христианства или ислама, это в первую очередь практическое учение. Не
налагающее обязанностей и обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения жизни.
Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Мы
вынуждены кушать по несколько раз в день, но как часто мы пользуемся
знаниями
из мудрой книги, чтобы наша пища была
вкусна и приносила здоровье?
Список литературы:
1. Буддизм: история и культура. М., Наука. 1989г
2. Ерышев А.А. Религиоведение: Учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2003.
3. Культурология. История мировой культуры (под ред. А.Н. Марковой). М.:Юнити.- 1995 г
4. Кочетов А.Н. Буддизм. – М., 1983, с.73