Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 18:44, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение философии и научного знания.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Рассмотреть основные понятия философии и науки.
Определить взаимодействие философии и научного знания.
Введение……………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Основные понятия философии и науки…………………………………4
1.1 Понятие науки……………………………………………………………4
1.2 Развитие науки…………………………………………………………...6
1.3 Понятие философии……………………………………………………..8
1.4 История философии……………………………………………………..9
1.5 Развитие представлений об отношении философии и науки………..11
1.6 Философия и наука в единстве и отличии……………………………13
1.7 Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Роль философии в формировании научного знания………………….15
Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания………………………21
2.1 Роль философии в построении научных теорий……………………..21
2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания……………………………………………………..22
2.3 Философские основания науки………………………………………..23
2.4 Соотношение философии и научных знаний………………………...24
2.5 Взаимодействие научных знаний и философии……………………...26
2.6 Промежуточные формы взаимодействия науки и философии……...28
Заключение………………………………………………………………………….32
Библиографический список………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Основные понятия
философии и науки…………………………………
1.1 Понятие науки……………………………………………………………4
1.2 Развитие науки…………………………………………………………...
1.3 Понятие философии…………………………………………………….
1.4 История философии…………………………………………………….
1.5 Развитие представлений об отношении философии и науки………..11
1.6 Философия и наука в единстве и отличии……………………………13
1.7 Познание как форма активной интеллектуальной деятельности человека. Роль философии в формировании научного знания………………….15
Раздел 2. Взаимодействие философии и научного знания………………………21
2.1 Роль философии в построении научных теорий……………………..21
2.2 Философские основания науки и их роль в научном поиске и обосновании научного знания……………………………………………………..22
2.3 Философские основания науки………………………………………..23
2.4 Соотношение философии и научных знаний………………………...24
2.5 Взаимодействие научных знаний и философии……………………...26
2.6 Промежуточные формы
взаимодействия науки и
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………………..
Введение
Философия и Наука
– две взаимосвязанные
Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно.
Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй. Этим объясняется также наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые вновь собираются в молекулы, но уже озона.
Философия и научные знания изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга. Попытаемся рассмотреть отличия и сходства философии и научных знаний, их взаимосвязь и историю.
Знаменитый афоризм
Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня
актуален как никогда. Тем более,
если в обозримом будущем
Тенденции развития человечества
последних десятилетий в
Также следует отметить, что отношение человека и к науке и к философии исторически менялось, следовательно, менялись роль, функции и сущность философии и научных знаний.
Целью данной работы является рассмотрение философии и научного знания.
В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Раздел 1. Основные понятия философии и науки
1.1 Понятие науки
Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях Довольно чётко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в широком или узком смысле.1
В широком (собирательном) смысле - это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философию а философов называют учёными, что в общем-то правомерно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.
Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.
Каждая из таких наук имеет специфические, присущие только её законы и методы, своей, единой для всей этой науки язык, категориальный аппарат и т.п., что позволяет верно описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определённой степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при определённых обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины для всех культур и народов и никаким образом не зависят от позиции, точки зрения или мировоззренческих установок отдельного учёного. Они передаются как совокупная, проверенная временем и практикой сумма знаний, которую нужно освоить, чтоб в данной области идти дальше.
Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийно и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Таким образом, наука – одна из форм общественного сознания.2
Но она отнюдь не ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории, теоретических и прикладных исследований. Наука – необходимое следствие общественного труда, так как она возникает вслед за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной – группы людей.
В отличие от видов деятельности, результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие виды деятельности. От художественного способа освоения действительности, носителем которого является искусство, науку отличает стремление к логическому, максимально обобщённому знанию.
Часто искусство называют «мышление в образах», а науку «мышление в понятиях». Наука, ориентированная на критерии разума, по своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит вера в сверхъестественные явления.
1.2 Развитие науки
Хотя отдельные элементы научного знания начали формироваться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновения Науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия.
Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для её возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, приводящий к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающий возможность для систематического занятия наукой.3
Процесс развития науки находит своё выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, то есть всего того, что определяют понятием стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной способ получения знания; Наука нового времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее неразложимых элементов первоэлементов исследуемой реальности.
Современную науку характеризует стремление к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.
аждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако, накопление нового материала, не поддающегося объяснению на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, то есть радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки, чередование экстенсивных и революционных периодов характерно как для Науки в целом, так и для отдельных её отраслей.4
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин занимают промежуточное положение.
Наряду с традиционными
1.3 Понятие философии
Греческое слово философия происходит от слов любить и мудрость. Буквально значит любомудрие.
Философия – (греч. phileo – люблю и sophia - мудрость) – наука о всеобщих закономерностях, которым подчинены как бытие (т.е. природа и общество), так и мышление человека, процесс познания философии является одной из форм общественного сознания, определяется, в конечном счете, экономическими отношениями общества. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если “основной вопрос” в ней прямо и не формулируется.
Термин «Философия» впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон. Философия возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Философии и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания.
В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Философии на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Философии на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Философии, составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.
Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта». У философского знания нет чётко обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования итоге оказывается множество. Философские теории по большей части находятся в противоречиях и даже взаимноисключают друг друга.5
Информация о работе Взаимодействие философии и научного знания