Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 17:19, реферат
Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который пролегает между двумя качественно различными типами культуры - традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу.
С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия.
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Владивостокский филиал
Дисциплина «Философия»
РЕФЕРАТ
на тему: «Взаимосвязь мира и человека в философии Возрождения»
Владивосток
2014
Введение
Эпоха Возрождения занимает
особое место в истории западноевропейской
культуры. Она знаменует водораздел, который
пролегает между двумя качественно различными
типами культуры - традиционной, свойственной
средневековому Западу, и модерной, присущей
современному западному обществу.
С Возрождением связывают формирование
гуманистического мировоззрения, провозгласившего
в качестве высшей ценности человека,
его достоинство, свободу и права. Человек
рассматривается как центр мироздания,
а остальной мир познается и оценивается
только сквозь призму человеческого бытия.
Такая позиция называется антропоцентризмом.
Философия периода Возрождения подорвала
позиции схоластического мышления, утвердила
пантеистический подход в натурфилософии
и тем самым подготовила почву для рационалистической
философии Нового времени.
Взаимосвязь мира и человека в философии Возрождения
Теоретические и социальные
корни философии Возрождения
* Античное философское и культурное наследие.
* Элементы естественнонаучных знаний,
содержащиеся в работах средневековых
мыслителей
* Формирование капиталистических производственных
отношений.
* Социально- политические идеи, возникшие
в итальянских городах-республиках.
* Влияние мусульманской философии и немецких
мистиков.
Черты философии Возрождения
Антитрадиционализм, то есть негативное
отношение к традиционным ценностям и
желание постоянного развития, понимаемого
как улучшение.
Антропоцентризм, суть которого состоит
в понимании мира сквозь призму человеческого
бытия: человек есть автономное и самодостаточное
существо, а в улучшении и совершенствовании
нуждается окружающий мир.
Гуманизм, то есть понимание человека
не как пассивного продукта творения Бога,
а как личности, способной путем самосовершенствования
подняться на высоту, которая сродни божественному
совершенству.
Пантеизм - учение, отождествляющее Бога
и природу.
Основные проблемы философии Возрождения
* Сущность и предназначение человека.
* Критика средневековой схоластики.
* Теоретические и методические начала
естествознания
* Философские вопросы политики и права
Периодизация философии Возрождения
Деление философской мысли эпохи Возрождения
на этапы является условным и носит не
хронологический, а типологический характер.
Традиционно в ней выделяют следующие
периоды:
* Гуманистический период.
* Неоплатонический период.
* Натурфилософский период.
Гуманистический период
Центральная идея гуманизма в ренессансном
значении этого понятия состояла в том,
чтобы с помощью гуманитарного образования
и практики актуализировать заложенные
в человеке способности и возможности.
Содержание гуманистического опыта сводилось
к экспликация античного культурного
наследия, которое рассматривалось деятелями
Возрождения как образец для подражания.
Для гуманизма характерна убежденность
в самодостаточности человека, вера в
его способность самому, без посторонней
помощи развить свои потенции.
Наиболее известные представители ренессансного
гуманизма: Франческо Петрарка, Данте
Алигьери.
Основные черты философии гуманизма
* Критика схоластической философии.
* Изменение стиля и содержания философствования.
* Переводы и комментарии к античным текстам,
популярное их изложение на национальных
языках.
* Эстетизация и морализация как отличительные
черты философствования.
Франческо Петрарка (1304-1374)
Считается создателем новой европейской
лирики, автором сонетов, посвященных
Лауре. Средневековой схоластической
образованности противопоставлял гуманистическую,
основывающуюся на новой филологической
культуре, на свободном отношении к текстам.
Для Петрарки характерна обращенность
к внутреннему миру человека, его страстям
и борениям. Петрарка критиковал аскетизм,
писал о гармонии духовного и телесного
в человеке.
Данте Алигьери (1265-1321)
Известен как автор знаменитой "Божественной
комедии". Ему принадлежат глубокие
философские обобщения о сущности и предназначении
человека в мире. Картина мира, представленная
в комедии, содержит элементы антропоцентристского
мировоззрения. Человек, по Данте, есть
результат соединения природного и божественного
начал, существо, принадлежащее двум мирам.
Поэтому им руководят две цели, два предназначения:
следовать заповедям Бога и выполнять
земное призвание. Данте был первым, кто
представил человека как высоко духовное
и самоценное существо, обладающее самостоятельной
земной значимостью.
Неоплатонический период.**Для мыслителей,
причисляемых к неоплатонической традиции,
характерно внимание к постановке и решению
онтологических вопросов, опираясь на
философское наследие Платона и неоплатоников
поздней античности и раннего средневековья.
В центре их внимания находятся проблемы
бытия Бога и мира, соотношение божественного
и земного, происхождение мира, соотношение
свободы воли и необходимости.
Наиболее известные мыслители: Марсилио
Фичино, Николай Кузанский, Пико делла
Мирандолла.
Марсилио Фичино (1433-1499)
Разработал философию, представляющую
оригинальную переработку неоплатонизма
и мистических учений поздней античности,
согласовав их с основными догматами христианства.
Философия понимается как ученая религия,
открывающая разуму истины, содержащиеся
в вере.
Бытие имеет иерархическую структуру,
состоящую из пяти ступеней, высшей из
которых является Бог, а низшей - телесные
качества. Единство и взаимосвязь ступеней
бытия обеспечивается душой. Именно она
придает жизнь и движение всему космосу.
В соответствие с духом Ренессанса Фичино
обожествляет человека, считая его самым
прекрасным из творений. Главным признаком
человека является его стремление к свободе.
Николай Кузанский (1401-1464)
Центральные проблемы его философии: богопознание,
соотношение единого и многого, учение
о бытии, христология. Вопрос об отношениях
Бога и мира изложен в труде: "Об ученом
незнании". В нем говорится, что полнота
бытия не может быть выражена средствами
схоластической философии. Толкование
сущности Бога опирается на средневековую
концепцию, а не на неоплатоническую. Бог
понимается как единство противоположностей,
а переход от Бога к миру интерпретируется
как диалектический процесс.
Интересно то, что Кузанский предвосхитил
открытие Коперника, высказав предположение,
что Земля не есть центр Вселенной, а таковым
может быть только Бог.
Человек является высшим и наиболее значимым
творением Бога, микрокосмом. В ней также
заключено единство противоположностей,
обеспечивающее полноту человеческого
бытия. Человек подобен Богу, но не в абсолютном
смысле, а как потенциальная возможность.
Кузанский - пантеист, а в вопросе о соотношении
веры и разума принимает позицию "двух
истин".
Пико делла Мирандолла (1463-1494)
Использовал в своей философии мотивы
мусульманской и иудейской философии.
У него сильны пантеистические тенденции.
Мироздание он представляет как иерархию
трех миров: ангельского, небесного и элементарного.
Гармония и красота чувственного мира
достигается соединением противоположных
частей. Единство и связь в иерархии миров
объясняется их стремлением к Богу как
источнику всего сущего.
Будучи пантеистом, призывал обратиться
к познанию конкретных конечных вещей
и процессов. Истинное познание - это познание
непосредственных причин.
Широкую известность получила "Речь
о достоинстве человека", в которой
нашел выражение гуманистический идеал
человека. Человек понимается как свободное
существо, самостоятельно реализующее
свое истинное предназначение.
Натурфилософский период
Главное в философии этого периода
Исследования в области философии природы
были направлены на пересмотр философских
и методологических оснований науки того
времени в связи с происходящими кардинальными
изменениями в промышленности. Опираясь
на достижения естествознания и возрожденческого
неоплатонизма, натурфилософия формирует
новую картину мира, свободную от теологии.
Основу её метода составляет рассмотрение
природы, исходя из её собственных начал.
Были заложены начала теории научного
знания, учения об истине, эксперименте.
Натурфилософию Возрождения отличает
половинчатость решений, что объясняется
её пантеистическим характером.
Наиболее известные представители: Леонардо
да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Известен как один из "Титанов" Возрождения.
Был чрезвычайно одаренным человеком:
живописцем, архитектором, врачом, палеонтологом.
Является одним из основателей опытного
естествознания. Отвергал знание, не опирающееся
на авторитет природы. Приверженность
традиции считал препятствием развитию
науки и философии. Только опыта, по его
мнению, недостаточно для получения полного
знания: нужна теория, цель которой Леонардо
видел в познании причин явлений. Природа
- это творческое деятельное начало, Бог
- верховный художник, а художественное
творчество есть единственное средство
познать Творца столь удивительных вещей.
Природа - это и создатель человеческой
души, которая связана с телом и не может
без него существовать. Предвосхищая Коперника
Леонардо, утверждал, что Земля не является
центром Вселенной. Говоря о величии и
достоинстве человека, сетует и о его ничтожности.
Недостаточно родиться человеком, нужно
постоянно делать усилия, чтобы стать
им.
Николай Коперник (1473-1543)
Является автором гелиоцентрической картины
мира, которая потребовала новой теоретической
и философской базы, иного отношения к
богословию. Чтобы оградить свою концепцию
от нападок церкви, Коперник утверждает
самостоятельность философии в деле познания
природы. Он демистифицирует космос, лишает
его божественного ореола, на место принципа
"первотолчка" как источника движения
небесных тел, вводит принцип самодвижения.
Главным мировоззренческим итогом учения
Коперника можно считать разрушение иерархической
структуры мироздания.
Джордано Бруно (1548-1600)
Бруно - самый радикальный представитель
возрожденческого пантеизма. Центральная
категория его философии - Единое - трактуется
в духе натуралистического пантеизма.
Единое - это бытие, в котором совпадают
сущность и существование и которое является
причиной самой себя. Вселенная у Бруно
едина, бесконечна и неподвижна, не сотворена
Богом. В ней все подвержено развитию,
изменению и гибели. Неподвижна и вечна
только сама Вселенная. Утверждение о
её бесконечности - важная мировоззренческая
идея Бруно. Бог растворен в природе, заключен
в её процессах и вещах, выступая как активное
начало. Познавая природу, можно познать
Бога и его атрибуты.
Галилео Галилей (1564-1642)
Один из основоположников современного
экспериментального метода. Заложил основы
классической механики, сформулировал
принцип относительности движения, предложил
идею энергии, закон свободного падения
тел. Открытия Галилея способствовали
укреплению гелиоцентрической картины
мира.
В основе природы видел единую материальную
субстанцию, имеющую структуру и существующую
по законам механики. В теории познания
придерживался концепции "двух истин".
Познание начинается с чувственного опыта,
который, в соединении с принципами математики
и механики дает истинное знание природы.
Томмазо Кампанелла
1568-1639
Ему приписывают заслугу синтеза, охватывающего
центральные проблемы наук о природе и
гуманитарных исследований. Призывал
к отказу от пиетета перед схоластической
и античной философией. Разработал учение
о "двух книгах" - "Книге Природы"
и Писании. Между ними нет противоречия,
а есть лишь разграничение задач. Природу
нужно изучать, основываясь на чувственном
опыте. Приписывал вещам природы способность
к ощущениям, то есть стоял на позициях
гилозоизма.
Известно учение Кампанеллы о "прималитетах"
- трех главных атрибутах бытия: Мощи, Мудрости
и Любви. В утопии "Город Солнца" выдвинул
идеал коммунистического общественного
устройства, который считал вполне осуществимым.
Политико-правовые идеи в философии Возрождения.**Для
эпохи Возрождения характерен совершенно
иной, чем в средневековой мысли, подход
к вопросам политики и права, суть которого
в том, что правовые и политические принципы
выводятся не из теологических положений,
имеющих сверхъестественную природу,
а из исторических и культурных оснований.
При размышлениях о сущности права и государства
на первый план выдвигаются природа человека,
нравы народа, историческое прошлое. Наиболее
известные политические мыслители: Гуго
Гроций, Никколо Макиавелли, Томас Мор.
Гуго Гроций 1583-1645
Главный труд: "О праве войны и мира".
В основе права лежит природа человека,
но правовое творчество должно опираться
и на потребности общества. Содержанием
естественного права считается все то,
что необходимо для нормального существования
общества. Уже в природном состоянии людей
имеются принципы, побуждающие людей объединяться
и устанавливать нормы, регулирующие совместную
жизнь. Эти нормы являются источником
права. Гроций - сторонник теории государства
как результата договора. Республику он
называл самой древней и самой оптимальной
формой государственного устройства.
Никколо Макиавелли (1469-1527)
Получил всемирную известность своей
книгой "Государь", долгое время считавшейся
катехизисом политической теории. Бог
полностью исключается им из общественной
жизни: человек сам творит политику, опираясь
на земные интересы. Макиавелли интересуют
законы, управляющие историей и поступками
политиков. Природа человека неизменна,
считает он, и, следовательно, неизменны
и принципы, управляющие ходом общественного
развития. Государство есть высшее проявление
человеческого духа, а служение государству
считается целью и смыслом человеческой
жизни. Поскольку человек по природе испорчен
и склонен к злу, его нужно постоянно опекать.
Функции опеки возлагаются не на Церковь,
а на государство. Политический идеал
Макиавелли - республика, наподобие той,
которую удалось создать римлянам. Он
полагал, что глава государства вправе
употреблять любые средства для того,
чтобы обеспечить безопасность и стабильность
государства. Политика и мораль несовместимы.
Религию, по Макиавелли, имеет вполне её
земные корни. Её польза или вред зависят
от вклада в разрешение общественных проблем.
Религии подчинены закону рождения и упадка,
то есть историчны. Имя Макиавелли стало
нарицательным и используется, когда говорят
о беспринципности в политике.
Томас Мор (1478-1535)
Всемирную известность Мору принес его
трактат "Утопия". Счастье как главная
цель человеческого бытия, может быть
реализовано лишь в справедливом обществе.
Это справедливое идеальное общество
основано на общности имущества, участии
всех в труде и равном распределении. Одно
из занятий, которому предаются жители
страны Утопии - это изучение греческой
философии, которая стремилась к постижению
тайн природы. Природа есть величайшее
произведение Бога, свидетельствующее
о его могуществе.
Счастье понимается Мором как возможность
получать от жизни удовольствия. При этом
он опирается на доводы эпикурейцев и
некоторые догматы христианства. Политический
проект Мора является, по своей сути, коммунистическим.
Мистический пантеизм в философии Возрождения
Традиция мистического пантеизма восходят
еще к средневековой философии, в частности
в Майстеру Экхарту и Рюисбруку. В отождествлении
Бога и мира мистики видели возможность
постижения божественного бытия индивидуально,
опираясь на имеющуюся в каждом человеке
"искру Божию". Утверждение, что с
Богом можно общаться без посредства Церкви,
расценивалось как ересь, и именно это
утверждение использовалось реформаторами
католической религии. Наиболее известным
из религиозных мистиков был Якоб Бёме.
Якоб Бёме (1575-1624)
Он гордился тем, что не получил систематического
образования и все свои "открытия"
совершил на основе глубокого знания Священного
Писания. И стиль, и язык философии Бёме
резко контрастирует с языком и стилем
официальной философии. Его учение называют
теософией.
Бёме исследует структуру общества в том
виде, как она раскрывается в мире. Средство
для этого изучения - самоанализ, рассмотрение
духовной и телесной природы человека,
интуиция. Даже Гегель не скрывал, что
он многое взял из диалектической концепции
Бёме, в которой описывается процесс выведение
мира из Бога.
Бог есть "безосновное" - это главная
его характеристика - и основание всего
сущего. Бог есть абсолютная полнота бытия,
которая изливается в мир. И это излияние
(эманация) описывается в терминах христианского
учения о Троице. Самораскрытие Бога путем
его саморазделения ведет Беме к пантеизму,
то есть к представлению о тождестве природы
и Бога. Процесс самораскрытия описывается
как борьба противоположностей, как диалектика.
Концепцию единства противоположностей
Бёме применяет и для характеристики природы
человека, в которой уживаются божественное
и природное, телесное и духовное, злое
и доброе. В человеке как в микрокосме,
присутствует Бог, и искра Божия всегда
пробьет дорогу тем, кто усерден в вере.
Заключение
Возрождение - период в культурном и идейном
развитии стран Западной и Центральной
Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16
веков, в других странах с15-16 вв. Большинство
исследователей связывают появление Возрождения
с переходом от средневековья к Новому
времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер (против церкви)
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм,
а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание
ценности человека как личности, его права
на свободное развитие и проявление своих
способностей. Утверждение блага человека,
как критерия оценки общественных отношений.
В философском смысле - светское вольномыслие,
противостоящее схоластике и духовному
господству церкви. В эту эпоху происходило
своеобразное обожествление человека
- "микрокосмоса", богоравного существа,
создающего и творящего самого себя. Эти
взгляды представляют собой антропоцентризм.
Это философский термин, укоренившийся
во второй половине 19 века для обозначения
идеалистических учений, видящих в человеке
центральную и высшую цель мироздания.
Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог.
Это религиозные и философские учения,
отождествляющие бога и мировое целое.
Пантеистические тенденции проявлялись
в еретической мистике средних веков.
Пантеизм характерен для натурфилософии
Возрождения и материалистической системе
Спинозы, отождествившего понятие "бог»
и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало
возникновение новых форм самосознания
и ренессансного индивидуализма. Был сделан
акцент на этических проблемах, учении
о свободной воли индивида, направленной
к добру и общему благу. Происходила своеобразная
реабилитация человека и его разума. Оно
отбрасывало средневеково-богословское
отношение к человеку, как к греховному
сосуду, обреченному в жизни на страдания.
Целью земного бытия объявлялись радость
и наслаждение. Провозглашалась возможность
гармоничного существования человека
и окружающего мира. Гуманисты способствовали
выработке идеала совершенной, всесторонне
развитой личности, добродетели которой
определялись не благородством по рождению,
а делами, умом, талантами, заслугами перед
обществом. В Гуманизме с самого начала
были заключены натурфилософские тенденции,
получившие особое развитие в 16 веке. Главная
проблема, занимавшая натурфилософов
- соотношение бога и природы. Рассматривая
ее, они стремились преодолеть дуализм
средневекового мышления, понимали мир
как органическую связь материи и духа.
Признавая материальность и бесконечность
мира, они наделяли материю способностью
воспроизводить самою себя, а вместе с
тем и жизнью, создав учение о живом космосе.
Таким образом, в философских системах
эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая
картина мира. Представление о всеобщей
одушевленности вселенной ставили под
сомнение существование сверхнатурального,
потустороннего, поскольку все чудесное
объявлялось естественным, природным,
потенциально познаваемым: стоило его
открыть и объяснить, как оно переставало
быть чудесным. Такие суждения шли вразрез
с церковной догмой. Средневековой схоластике,
опиравшейся на книжные знания и авторитеты,
гуманизм и натурфилософия противопоставили
рационализм, опытный метод познания мира,
базировавшийся на чувственном восприятии
и эксперименте. Вместе с тем, одушевление
космоса приводило к мысли о наличии таинственной
связи между человеком и природой, признанию
оккультных наук. Наука понималась как
естественная магия, астрономия переплеталась
с астрологией, и т.д. В целом, понимание
природы как внутреннего мастера, действующего
самостоятельно, живущего по своим законам,
означало разрыв с устоявшимися средневековыми
представлениями о боге-творце и вело
к зарождению новой естественной религии.
В основе этого идеологического переворота
лежал подъем производительных сил, материального
производства, науки и техники. Все это
привело к прогрессивному развитию Европы.
Список использованной литературы
1. Родчанин Е.Г. Философия: Исторический и систематический курс. - М., 2004.
2. Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. - М., 1997.
3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по
древней и средневековой
5. Лишевский В.П. Охотники за истиной: Рассказы о творцах науки / Отв.ред. С.С.Григорян; АН СССР. - М.: Наука, 1990.
6. Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. - М.: Наука,1989.
Информация о работе Взаимосвязь мира и человека в философии Возрождения