Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 12:32, реферат
Вместе с тем, между ними есть некоторые отличия. Самыми главными являются:
-в любой науке есть фиксированная предметная область и нету претензий на формулирование универсальной закономерности. Каждая наука исследует закономерности именно в своей предметной области. Причем, получаемые закономерности одной предметной области зачастую слабо связаны с иными предметными областями. Тогда как философия выносит универсальные суждения и стремится открывать универсальные законы окружающего мира;
-в науке имеется традиционное абстрагирование от проблем ценности и определения суждения о ценности. Главной в науке является поиск истины. Можно сказать , что основными вопросами науки является «как?», «откуда?» , «почему?», но не задается вопросами «для чего?» и «зачем?».
Содержание
Современные ученые и философы сходятся на том, что между философией и наукой имеются фундаментальные связи.
Философия и наука объединяется тем, что они есть сферы доказательной и рациональной духовной деятельности, которая ориентирована на достижение истины.
Вместе с тем, между ними есть некоторые отличия. Самыми главными являются:
-в любой науке есть
-в науке имеется традиционное абстрагирование от проблем ценности и определения суждения о ценности. Главной в науке является поиск истины. Можно сказать , что основными вопросами науки является «как?», «откуда?» , «почему?», но не задается вопросами «для чего?» и «зачем?».
В данной работе мы рассмотри вопрос взаимосвязи философии и науки.
Проблему взаимосвязи философии и науки необходимо можно рассматривать с различных точек зрения, в зависимости от того, какое содержание вносится в понятие «наука» и как оценивается понятие «философия».
Большинство ученых отождествляет науку с системой истинного знания, что безусловно является некоторым преувеличением. Причинами этого заключения является:
- основания любых наук является
достаточно неопределенным, которое
принимается за истинное, но не
доказана в этом качестве. Возможно
также и их различие и
-в большинстве наук есть противоречивые теории, теоремы, которые еще не смогли доказать, парадоксы, прогнозы, основанные на спекуляциях, концепции и идеи, которые конкурируют между собой, а также и многие нестрогие научные комплексы.
-наука является включенным в общество институтом, которая заполнена людьми. Соответственно в науку включаются различные мнения, характерные для этого времени и для этого общества, что накладывает отпечаток на науку. Общественное воздействие может привести к тому, что в науке оказываются заблуждения, предрассудки и слухи.
Также институционализирована в современном обществе и философия. Она удовлетворяет многие требования научности (внутренняя непротиворечивость, прогностичность, системность, интерсубъективность и д.р.).
Однако у философии нет доказательности, что является одним из требований к науке.
По мнению многих, философия может опровергать лишь путем доведения идеи до абсурда, но не может ничего доказать.1
У. Джемс, видел в философии «коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил».2
Ядром научных знаний является истинное знание, которое принципиально можно доказать при помощи нескольких шагов, либо уже доказанное. Отсутствие доказательства не позволяет что-то назвать научным.
Само собой, философия имеет некоторое основание, так как ее опорой является исторический опыт человечества, который был направлен на достижение и обретение форм общественного сознания, также и науку. Однако растет философия из человеческой свободы.
общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы.
Задачей философии является предложение общих мировоззренческих, методологических и смысложизненных ориентиров для поиска решений и доказательств.
Философия по отношению к науке выступает некоторой изначальной гипотезой человеческого мышления. Она является первым несовершенным изучением мира. Как только в каком либо философском знании появляется конкретные эмпирические методы исследования, происходит процесс ее выделения в самостоятельную науку. Многие науки первоначально были включены в философию, а потом отделились и стали науками. 3
Это связь является странной и потому, что она неоднозначна: различные философские школы и направления представляет ее по-разному.
Например, экзистенциалисты, занимают антинаучную позицию. Они считают, что измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа». 4
У позитивистов имеется преклонение перед наукой, ее нормами и идеалами.
Наука является сферой человеческой деятельности, цель и содержание которой - познание мира в единстве эксперимента и рационального суждения.
Внешнее условие появления науки - формирование классового общества, которое выделила умственный труд в самостоятельный вид деятельности. Внутреннее основание - накопление практических данных, которые надо было осмысливать.
Объектом научного знания является предмет и явление окружающей человека среды, который включен в общественную практику. Язык науки - мышление в понятиях.
Чтобы понимать такую категорию как «наука», надо учесть то, что она отличается от обыденного познания, которое является ее основой.5
Спецификой научного знания является то, что наука работает с объектами, которые нельзя свести к объектам обыденного опыта.
Науке нужен потому и особый набор орудий для исследовательской деятельности, что формирует специфический способ обоснования истинности знания.
Науке характерен системный подход к исследованию объекта. Ключевой момент специфики научного знания - метод познавательной деятельности, метод познания, который носит объективный характер.
В науке выделяют два уровня организации знания. 6
-эмпирический – получение знаний из чувственного опыта;
-теоретический – осмысление полученных знаний и фиксация в виде принцип, закона и научной теории, которые раскрывают сущность изучаемого объекта и явления.
Наука – это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». 7
Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.
Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире.
Объективного – то есть такого, которое не зависит от форм, способов, структур познавательного процесса и представляет собой результат, напрямую отражающий реальное положение дел. Наука обязана античной философии и становлением (открытием) величайшей формы логического познания – понятия.
Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности.
Выделяют следующие принципы, которые лежат в основе научного понимания реальности.8
Принцип объективности. Объект – лежит за пределами познающего человека и существует сам по себе и имеет свои законы развития.
Принцип причинности. Принцип причинности – между событиями в мире есть причинные связи. Нет события без наличия причины.
Принцип рациональности. Научное утверждение принимается лишь при его доказательстве. Для получения статуса научности надо его доказать, аргументировать, экспериментально проверить.
Принцип воспроизводимости. Любой научный факт можно повторить неограниченное количество раз.
Принцип теоретичности. Каждое утверждение можно представить как совокупность определений, которые связаны между собой логическими связями.
Для получения целостных представлений о изучаемом предмете, научное исследование должно быть наличие развернутой теоретической системы (научная теория). 9
Принцип системности. Любое сложное или простое явление является элементом какой-либо системы, которая связывает свои элементы определенными законами и принципами.10
Принцип критичности. Отсутствуют абсолютные утверждения, которые будут постоянными долгое время.
Каждая научная теория появляется и через некоторое время исчезает, либо изменяется под действием новых открытий и теорий.
Философия играет роль интегрирующую, синтезирующую в духовной культуре и тесно связана с общественным сознанием. Философия выделяет элементы, носящие мировоззренческие характеристики, обогащает знание общих отношений человека к миру.
Вместе с тем, форма общественного сознания в лице философии имеет систему методологического и мировоззренческого обоснования.
Различные попытки растворения философии в других формах общественного сознания не дали результатов из-за ее критического отношения к действительности.11
Исторически утвердилось два подхода к пониманию взаимосвязей философии и науки.
Один из этих подходов - натурфилософии.
Этот подход представляет философию особым способом познания мира, который качественно отличается от научного познания. В философии выработаны философские истины. Эта истина глубже научной истины. Науке необходимо приспосабливать свои истины к философским истинам. Философский способ познания первичен, научный - вторичен.
Второй подход - позитивистский. Согласно нему философия отсутствует собственный предмет и способ познания, который отличен от научного. Философию можно считать одной из наук (самая общая наука). Философия - наука в ряду других наук. Своеобразие философии – широкие уровни обобщения, а не способы или предмет познания. Нет никаких способов познания, кроме научных способов.
Оба эти подхода достаточно сложны, так как между философией и наукой есть связь, которая тонка и ее нельзя поместить в простые рамки, которые дает натурфилософия и позитивизм.
У философии есть тесная связь с наукой, но она не сводится к ней. В философии научное познание не единственный источник знания.
Для философии материал дает не только наука, но и многие формы общественного знания. Также нельзя подчеркнуть специфику философии как формы общественного сознания и оторвать философию от науки, противопоставить научное и философское познание мира.
Сущность познания реализуется в науке, но и для философии характерно наличие познавательных функций. Наличие общей установки на рациональное обоснование знания роднит науку и философию.
Это приводит к тесному взаимодействию науки и философии. Рациональное обоснование достижений общественного сознания при помощи философии обогащается содержанием, которого нет в науке, но полезно ей, так как позволяет выработать методологический и мировоззренческий ориентир научного познания.12
Общий ориентир познания наукой обычно заимствуется из философии.
Наука опирается на достижения философии в разработках методов познания приводы. На современном этапе лишь усложнился ее характер. Были сформированы новые структуры в системе сознания, которые обеспечили связь философии и науки.
Качественное отличие философии и науки заключено в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира.
Наука старается выносить их за рамки своих логических структур.
Философия - обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами. Философия дает для достижений науки ценностные, личностные смыслы и занимается трактовкой с позиции идеала и интереса человека.13
Из рассмотренного выше можно заключить, что между философией и наукой есть историческая связи, которая носит содержательный характер.
Философия является осмыслением бытия и защищает наука от прямой связи с религией и мифологией.
Если человек хочет остаться человеком, то он в обязательном порядке должен вести процесс философствования. Ведь сам процесс философствования является процессом борьбы за внутреннюю независимость.
Философию и науку, как конкретные формы сознания можно противопоставлять и взаимоисключать.
Наука старается отодвинуться свою деятельность от жизни индивидуума и различных видов переживаний. В своих поисках она ориентируется на те объекты, которые познаваемы, но которые нельзя познать полностью.
Философия стремится рассмотреть мир, расшифровать все его закономерности при помощи переживание, но не познанием.
Наука отличается от философии тем, что обучает ориентации в мире, а философия учит коммуникациям, позволяет разобраться в пограничных ситуациях.
Философия не позволяет отделять человека от философского мышления, тогда как науке отделяет исследователя и содержание познания.
Еще можно сказать, что наука относится к сфере рациональности, а философия - иррациональности.