Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 17:41, реферат
Краткое описание
В психологии, да и вообще в околопсихологическом обиходе, сложились довольно разнообразные и довольно противоречивые представления о видах мышления. Различают мышление абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное и наглядно-действенное, интуитивное и логическое, теоретическое и практическое, научное и обыденное.
В психологии, да и вообще в околопсихологическом
обиходе, сложились довольно разнообразные
и довольно противоречивые представления
о видах мышления. Различают мышление
абстрактное и мышление конкретное, наглядно-образное
и наглядно-действенное, интуитивное и
логическое, теоретическое и практическое,
научное и обыденное. Но попробуем взглянуть
на мышление системно. Системный метод
при правильном его понимании и применении
даёт удивительно жизнеспособные теоретические
плоды, находящие скорое практическое
применение. В данной статье я хочу поделиться
своими выводами, полученными как раз
с помощью системного метода.
Итак, представим себе некую открытую
систему (ОС). У неё есть внутренняя среда
, выделенная из окружающей её внешней
среды . Вокруг есть примерно равные ей
по размерам системы, наряду с ней входящие
в состав, объединяющей их, сверхсистемы
, т.е. системы высшего уровня. Среди этих
ОС можно выделить как системы пассивные
, так и активные . Первые примитивны, предсказуемы,
одинаковы, вторые самостоятельны, непредсказуемы,
уникальны. Системы пассивные назовём
объектами , активные - субъектами .
Внутренняя среда ОС уязвима, она может
жить и процветать только в благоприятных
условиях, для чего ей жизненно необходимо
различать полезное и опасное, а научившись
различать - стремиться к первому и избегать
второго. Так вот, психику можно рассматривать
как посредника, призванного обеспечить
внутренней среде успешное существование
в столь непредсказуемо и сложно устроенном
мире . Одним из инструментов психики,
служащим для решения этой задачи как
раз и является мышление. Т.е. мышление
призвано уменьшить непредсказуемость
окружающей среды, сделать её понятной,
управляемой. Иначе говоря, если поначалу
какое-то явление при первой с ним встрече
воспринимается как сложное, непредсказуемое,
непонятное и потому неуправляемое, то
после осторожного, исследовательского
взаимодействия с ним, оно становится
понятным. Мышление призвано изменять
представлен ия о я влениях действительности
так, чтобы то, что при первой встрече казалось
субъектом, после исследования стало бы
восприниматься как объект .
События и знаки
Предлагаемая здесь вниманию публики
точка зрения на виды мышления сложилась
у меня после попыток системно выстроить
факты, так или иначе связанные с мышлением.
Многочисленные подходы и концепции мышления,
встреченные в литературных источниках,
не столько проясняли, сколько запутывали
и без того не простую проблему. Делать
обзор всех этих концепций в данной статье
полагаю нецелесообразным, поскольку
задачу свою вижу в другом: мне бы хотелось
поделиться выводами, к которым я пришёл,
исследуя мышление. Скажу только, что само
мышление меня интересовало больше, чем
изучение мнений о нём. Из-за этого я не
стал прочёсывать всё Мироздание в поисках
чего-то похожего на выводы, к каким я пришёл
в итоге своих изысканий. Потому буду благодарен
широко эрудированным читателям, если
они укажут мне на какие-либо работы, в
которых получаются такие же выводы (в
смысле – укажут на предшественников).
Здесь я не касаюсь вопроса о возникновении
и становлении процессов мышления как
в онтогенезе, так и в филогенезе. Для рассмотрения
берётся человеческое мышление в том состоянии,
в каком оно пребывает на рубеже 20 – 21-го
веков. Это статический, поперечный, срез
(если под продольным и динамическим понимать
срез исторический). Для оживления изложения
я не стал прибегать к слишком уж научному
языку и прошу читателей академического
склада не придираться сильно к, имеющей
здесь место, антропоморфизации видов
мышления.
Надо ли говорить, что мышление есть процесс
переработки информации ? Но что же представляет
из себя информация? Придётся углубиться
в изучение сего предмета. Итак, в действительности,
частями которой мы с вами изволим быть,
есть причины и порождённые ими следствия
. Например, усиливающееся дрожание рельсов
свидетельствует о приближении поезда.
Ослабевающее дрожание рельсов указывает
на то, что поезд удаляется. Причина дрожания
– движение поезда по рельсам (непосредственное
взаимодействие). Усиление или ослабление
дрожания указывают на направление его
движения относительно точки отсчёта.
Причём в этой точке рельсы будут дрожать
независимо от наличия на этом месте наблюдателя.
Царапины на колёсах и рельсах свидетельствуют
об их непосредственном взаимодействии.
Так что можно говорить о двух видах взаимодействий:
непосредственных и опосредованных: поезд
и рельсы взаимодействуют непосредственно
, а тот (субъект, объект ли), кто воспринимает
дрожание рельсов, взаимодействует с поездом
опосредованно , через это дрожание. Так
же есть два вида следствий: направленных
в прошлое и в будущее. Воспринимая эти
следствия, можно судить о том, что тут
произошло, и о том, какое событие надвигается.
Иначе говоря, есть события – непосредственные
взаимодействия. Есть знаки – опосредованные
взаимодействия. Так, волна, образующаяся
в результате движения по рельсам поезда,
есть знак о том, что взаимодействие непосредственное
между поездом и рельсами где-то происходит.
Если есть навык, то можно определить по
силе дрожания расстояние до поезда.
Итак, каждое событие , происходящее в
настоящем времени, иначе говоря, каждое
взаимодействие между какими-либо открытыми
системами, порождает знаки : обращённые
в прошлое следы и обращённые в будущее
вести . Если весть - это некий всплеск,
который не имеет длительного бытия (в
сравнении с самим событием), то след -
метка, отпечаток, остаётся на провзаимодействовавших
объектах навсегда (в данном случае на
рельсах и колёсах поезда).
Иногда события опережают свои вести:
сверхзвуковой самолёт опережает порождённую
им звуковую волну. Ничем не предвещаемые
события вполне можно назвать чудесными
: так не бывает, а, тем не менее, происходит.
Но для этого нужно иметь уже каких-то
разумных существ в качестве наблюдателей,
кому удивляться было чтоб. Эти существа
(те самые субъекты или активные ОС) при
встрече со следами и вестями, а, также,
непосредственно взаимодействуя с явлениями
действительности, создают каждый свой
уникальный образ действительности. Чтобы
взаимодействовать с себе подобными слаженно,
продуктивно, успешно, им приходится как-то
договариваться по поводу устройства
действительности и своих совместных
в ней действий. Тут-то и становятся им
необходимыми символы – заместители событий,
следов и вестей. В таком случае буквы
оказываются заместителями звуков, иероглифы
– заместителями слов и т.д. К примеру,
какой-нибудь медведь нарочно оставляет
свои следы на границах своего участка.
Он его сознательно метит. Эти метки служат
символами этого медведя и адресованы
другим представителям его вида как сообщение
о занятости данного участка. Словом знак
я предлагаю пользоваться как родовым
понятием для следов, вестей и символов.
Знаки имеют свои значения . Так, определённый
ряд вмятин в почве (след), в зависимости
от их формы, свежести и глубины, может
иметь разное значение для разных индивидов
с этим знаком встретившихся. Во-первых,
вмятины можно либо заметить, либо не заметить.
А, заметив, можно придать им значение,
или не придать. А, если и решат придать
значение, то каждый придаст своё ("Здесь
вчера прошёл медведь!" – "Не вчера,
а только что! И не медведь, а лось!").
Такие разночтения уже происходят со следами
и вестями – а они ведь имеют явную связь
с действительностью! Что же говорить
о символах! Значение символам можно приписать
совершенно произвольное ! Поэтому надо
договариваться с остальными членами
общества, чтоб всё не перепутать ненароком.
Но, договариваясь, индивиды могут брать
значения для символов только из своего
собственного опыта . Например, несколько
человек обсуждают, каким символом обозначить
муравьеда. Кое-кто живо включается в обсуждение,
рассказывает о своих наблюдениях за муравьедами,
описывает их повадки и предлагает свои
обоснования для того, чтобы для обозначения
муравьеда выбрать именно такой символ.
Среди присутствующих есть некто, задающий
вопрос: "А что это такое – муравьед?".
Окружающие начинают ему объяснять: "Ты
медведя когда-нибудь видел? Так он чем-то
на него похож", "Когти у него как
у крота устроены, только размером побольше
, а язык у него длиннющий!". Несведущему
участнику совещания приходиться лепить
самодельный образ муравьеда, т.е. воображать
его. Но этот образ никогда им не виданного
существа, будет, всё-таки, конкретным!
Ведь он его доработал, представил себе,
вообразил. Он его освоил и присвоил. При
этом такой образ может быть весьма далёк
от образа настоящего муравьеда. Теперь,
используя договорной символ муравьеда,
он будет приписывать ему своё самодельное
фантастическое значение .
Для классификации видов мышления в предлагаемой
вниманию читателей концепции используются
понятия собственного и отчуждённого
опыта. Собственный опыт индивида складывается
при его непосредственном взаимодействии
с явлениями действительности. Отчуждённый
опыт образуется как итог обобщения конкретного
опыта (своего и чужого). Поэтому собственный
опыт всегда конкретен (самостоятельно
получен во вполне определённых обстоятельствах
с помощью собственных органов восприятия).
Конкретность эта запечатлевается в образах
памяти индивида, которые складываются
из его собственных жизненных впечатлений,
и потому являются для него авторитетными
("Я это своими ушами слышал!"). Образ
– это след отпечаток, слепок, возникающий
в памяти индивида при его непосредственном
взаимодействии с действительностью.
Отчуждённый опыт всегда абстрактен (получен
опосредованно, через осмысление, освоение,
интериоризацию текстов (в широком смысле
этого слова), составленных как самим индивидом
на основе множества похожих событий своей
жизни, так и переданных ему другими индивидами).
Он отчуждается от всех конкретных обстоятельств
его получения, от свойств индивидов, его
добывших, и хранится в памяти в виде понятий.
Понятия – символы, обозначающие как отдельные
явления, так и целые классы сходных явлений.
Понятия – это продукты процессов обобщения,
отвлечения, абстрагирования. Понятия
могут быть как невербальными , так и вербальными
. Последние , за исключением слов, выражающих
проявление эмоций (панический вопль,
к примеру, понятен носителям любого языка),
являются сплошь договорными. Обобщения
собственного опыта остаются невербальными
у людей до тех пор, пока не возникает необходимости
сообщить о них другим людям или ещё каким-то
другим существам.
Что же мы выяснили? Единицей информации
является знак . Информация объективна
в том смысле, что независимо от наличия
наблюдателей всякая причина порождает
свои следствия, и, следовательно, всякое
событие порождает свои знаки. Информация
становится субъективной после присвоения
каким-либо субъектом значения знаку.
Мышление оперирует не столько знаками,
сколько их значениями. Знак без значения
не содержит субъективной информации
и в таком виде бесполезен для субъекта.
Такие знаки, как следы и вести, являются
носителями объективных значений, поскольку
имманентно сопутствуют явлениям. Через
их освоение с помощью мышления субъект
получает конкретное представление о
действительности в виде соответствующих
образов. Вычленяя из образов общие для
них всех свойства, мышление строит иерархию
понятий, которая должна соответствовать
объективным закономерностям действительности.
Виды мышления
Рассмотрим теперь виды мышления. Конкретно-дробное
мышление включается в работу при встрече
с чем-то необычным, непонятным, сложным,
новым, непривычным. Если применить здесь
понятия субъект и объе кт к пр едмету
познания, то можно сказать, что познающий
принимает здесь позицию объекта (я - объект,
предмет познания - субъект). Т.е. предполагается,
что познаваемая действительность сложней,
непредсказуемей , чем казалось на первый
взгляд. При непосредственной встрече
с познаваемым познающий ведёт себя осторожно,
поскольку предмет познания, пока он всесторонне
не будет исследован, лучше считать опасным.
Здесь, конечно, иногда приходится рисковать,
но риск этот осознанный, с готовностью
к неожиданностям, с подстраховкой. Поскольку
заранее трудно определить, что в новом
окажется важным, а что неважным, надо
быть внимательным ко всему, надо обеспечить
полноту данных об исследуемом явлении.
Это различительное мышление. Тут требуется
внимательность к самым, казалось бы, несущественным
мелочам, дотошность, скрупулёзность,
въедливость при установлении фактов,
проверке достоверности сообщений. Здесь
ничто не принимается на веру, всё подвергается
сомнению, тщательно перепроверяется.
Отсюда вытекает стремление к непосредственной
личной встрече с новым явлением, к непосредственному
восприятию, к приобретению собственного
опыта взаимодействия с новым явлением.
Это наблюдение, экспериментирование,
всестороннее вопрошание заинтересовавшего
предмета. В итоге во всей красе предстаёт
“его величество Факт”. Факт превыше
любой теории, любой идеологии, превыше
всего! Главное - найти новый факт, не надо
умствовать и философствовать (что-то
в роде открытия нового вида животных
или растений, нового острова). Такие открытия
непосредственны и являются следствием
добросовестного конкретно-дробного прочёсывания
местности. Такой подход позволяет назвать
этот вид мышления экстенсивным . Оно работает
вширь . Этот вид мышления имеет дело с
частностями, свойствами.
Можно сказать, что конкретно-дробное
мышление обращено в будущее , поскольку
имеет дело с тем, что ещё неизвестно, что
только может произойти. Это упреждающее
мышление. Оно собирает и собирает впечатления,
сведения, мнения в расчёте, что когда
в будущем что-то такое понадобится, то
оно уже будет под рукой. Это мышление,
среди всех видов мышления, выполняет
роль критика . Всякое утверждение оно
встречает вопросом: А так ли это в действительности?
И предлагает не решение, нет, это было
бы слишком поспешно и самонадеянно, а
только другую точку зрения, другой ракурс
восприятия. Как-то так получилось, что
слово "критиковать" почти всегда
означает "громить". Вообще-то, критиковать
– это значит указывать на слабые места.
Однако есть риск за деревьями не увидеть
леса, утонуть в море фактов.
Когда новое явление всесторонне исследовано,
оно получает место в представлении познающего
существа, оно становится понятным в результате
интенсивной переработки конкретно-целостным
мышлением. Переход к конкретно-целостному
виду мышления происходит самопроизвольно
после пресыщения фактами. Хочется отключиться
или переключиться, заняться чем-нибудь
другим. А в это время в уме делаются попытки
непротиворечиво состыковать разрозненные
крупицы опыта. В это время данные, собранные
с помощью конкретно-дробного мышления,
образно говоря, “собираются в одном месте
и отпускаются на свободу”. При этом разрозненные
кусочки опыта начинают как бы сами по
себе искать возможности объединения
в комплексы, в целостные, внутренне наименее
напряжённые сочетания. Происходит кристаллизация
смысла. Происходит вызревание понимания
стоящих за фактами закономерностей. В
отличие от предыдущего вида мышления
конкретно-целостное мышление можно назвать
интенсивным . Оно работает вглубь .
Конкретно-целостное мышление сопровождается
особыми переживаниями: ощущением полноты,
достаточности имеющихся фактов; ощущением
того, что нечто внутри зреет, развивается;
предвкушением открытия, понимания, постижения.
И вот предмет познания оказывается познанным.
Он уже не чужд познающему , который породнился
с ним, пока размышлял о нём и наблюдал
за ним (я - субъект, предмет познания -
субъект). Завершение кристаллизации сопровождается
эйфорическим настроением, ликованием:
“Ага! Так вот оно что!” Продукт конкретно-целостного
мышления должен соответствовать эстетическим
требованиям: что красиво, то и правильно.
Однако , есть риск увлечься красотами
и оторваться от действительности, погрузиться
в причудливые миражи собственного воображения
. Но если быть чутким к запросам ума, то
недостаток фактов обычно замечается
по замедлению кристаллизации и его можно
восполнять, переходя к конкретно-дробному
мышлению. Можно сказать, что конкретно-целостное
мышление вырабатывает смыслы и оперирует
смыслами. Этот вид мышления обращён в
настоящее время , погружён в пучину непосредственного
собственного опыта. Если можно так выразиться,
конкретно-целостное мышление – это пребывательное
мышление. Тут происходит самая тесная,
многомерная встреча познающего с познаваемым.