Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 22:03, реферат
Семен Франк в статье “Русское мировоззрение” называет Соловьева “совершенно своеобразной фигурой” и отмечает, что “он сделал то, что славянофилы (кроме Хомякова) в большинстве своем только обещали: из догматических глубин восточного христианства он развил универсальное философское мировоззрение, которое... у него выливается в философию культуры и социальную философию. Его можно считать определенным образцом для следующего поколения русских мыслителей”.
Владимир Соловьев:
Семен Франк в статье “Русское мировоззрение” называет Соловьева “совершенно своеобразной фигурой” и отмечает, что “он сделал то, что славянофилы (кроме Хомякова) в большинстве своем только обещали: из догматических глубин восточного христианства он развил универсальное философское мировоззрение, которое... у него выливается в философию культуры и социальную философию. Его можно считать определенным образцом для следующего поколения русских мыслителей”.
Родился Владимир Соловьев в семье известного русского историка С.М.Соловьева. Его дед был священником в Москве, а по материнской линии он происходил из старинного украинского рода. В семье царила религиозная атмосфера, в которую с самого детства был погружен будущий философ.
С детства у него были сильная предрасположенность к мистицизму, способность видеть вещие сны и видения. В возрасте 9 лет (по некоторым источникам в 10 лет) он стоял во время богослужения в церкви, завеса чувственного мира на короткий миг перед ним раздвинулась, и ему явилась “София” – божественный образ вечной женственности.
В 13 лет начинаются религиозные сомнения, а в 14 лет Вл.Соловьев был уже совершенным материалистом и атеистом, последователем Писарева. Как пишет о нем друг юности, известный философ Л.М.Лопатин, “это был типический нигилист 60-х годов”.
В 16 лет начинается возвращение к вере. Вл.Соловьев знакомится с трудами голландского философа Спинозы, от которого воспринимает живое чувство реальности Бога и переживание духовного всеединства мира. Проучившись три года на естественном факультете МГУ, Вл.Соловьев переходит на историко-филологический факультет, в течение года готовится к сдаче государственного экзамена и сдает его в 1873 году.
С осени 1873 по лето 1874 года Соловьев посещает лекции по философии и богословию в Московской Духовной академии. В 1874 году публикует магистерскую диссертацию “Кризис западной философии. Против позитивистов”. После ее защиты в Петербургском университете известный историк Бестужев-Рюмин заявляет: “Россию можно поздравить с гениальным человеком”.
В начале 1875 года Соловьев читает лекции в Московском университете и на Высших женских курсах. Летом 1875 года уезжает в командировку в Англию для изучения мистической литературы. В разгар занятий Соловьеву второй раз на краткий миг является София, и внутренний голос говорит ему: “В Египте будь!”. Соловьев едет в Каир, отправляется пешком, без провизии, в цилиндре и пальто в пустыню, встречает кочевников, которые сначала его испугались, приняв за дьявола, но потом ограбили и скрылись. С наступлением ночи Соловьев ложится на землю, на рассвете мир преображается перед ним... Вот как он описывает третью встречу с Софией в стихотворении “Три свидания”.
Все видел я, и все одно лишь было, –
Один лишь образ женской красоты...
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне – одна лишь ты.
Данное четверостишие интересно тем, что его можно рассматривать как формулировку важнейшего принципа философии Соловьева – всеединства.
В конце 70-х годов Соловьев пишет работу “Чтения о Богочеловечестве”. В 1880 году защищает в Петербургском университете докторскую диссертацию “Критика отвлеченных начал”. Он преподает в Московском и Петербургском университетах и на Высших женских курсах. В марте 1881 года, после убийства Александра II, в публичной лекции Соловьев призывает царя простить убийц его отца во имя высшей правды и не приговаривать их к смертной казни. Это выступление ставит его в сложные отношения с официальными властями. Он оставляет преподавательскую деятельность и уходит в публицистику и писание книг по общественной и церковно-религиозной проблематике.
Он пишет книгу “История и будущность теократии”, которая не допускается к печатанию в России в виду католических симпатий автора, и была опубликована за границей в 1887 году. В 1889 году он публикует в Париже на французском языке книгу “Россия и вселенская Церковь”. В ней Соловьев положительно оценивает роль римско-католической церкви, которая создала всемирную надгосударственную организацию. Соловьев исходит из мистического единства римско-католической и православной церквей и разрабатывает теократическую утопию, согласно которой соединение власти Римского папы с властью русского Царя явилось бы основой для осуществления на земле Царства Божьего.
В 90-х годах Соловьев возвращается к философской проблематике, пишет свой главный философский труд “Оправдание добра”, посвященный проблемам этики. Он планирует написать крупные работы по проблемам теории познания и эстетики, но успевает сделать лишь ряд статей по этим вопросам. В этот период пишет работу “Смысл любви”, о которой Н.Бердяев заметит, что это “единственное оригинальное слово, сказанное о любви-эросе в истории христианской мысли”.
Последней работой Соловьева явился этюд “Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории” с приложением “Повести об Антихристе”. В ней философ окончательно отказывается от утопических надежд на достижение идеалов добра в земной жизни, но пишет о будущем союзе трех церквей – православной, католической и протестантской, в котором они станут равноправными органами одного цельного организма.
В январе 1900 года Вл.Соловьев избирается почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности, это свидетельствует о примирении официальной России с Вл.Соловьевым. В этом же году его здоровье резко ухудшается, он чувствует неимоверную слабость. 31 июля Вл.Соловьев умирает в подмосковном имении князя С.Трубецкого. Перед смертью исповедуется и причащается у православного священника. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.
Соловьев был близорук и с трудом различал близлежащие предметы. Но, как подчеркивает его друг кн. Евг. Трубецкой, он был способен проникать за доступную внешним чувствам поверхность вещей и “видел что-то запредельное, что для всех оставалось скрытым”. У него была наружность аскета, а густые волосы до плеч делали его похожим на икону. Маленькие дети, встречая его на улице, хватали за полы шубы и кричали: “Боженька, боженька!”.
Соловьев любил дружеские беседы за рюмкой вина, ему были свойственны детская веселость, склонность к иронии и к шутке. Друзья отмечали его манеру хохотать громко и заразительно, и что-то божественное было в этом его хохоте.
Он был человек без семьи, без определенных занятий, без дома. Жил в имениях своих друзей или за границей. Н.Бердяев характеризует Вл.Соловьева как загадочного и противоречивого человека, о котором возможны самые противоположные суждения. “Был Вл.Соловьев дневной, и был Вл.Соловьев ночной, внешне открывавший себя и в самом раскрытии себя скрывавший, и в самом главном себя не раскрывавший. Лишь в своих стихотворениях он раскрывал то, что было скрыто, было прикрыто и задавлено рациональными схемами его философии”. “Но и в стихах он прикрывал себя шуткой, которая иногда производит впечатление, не соответствующее серьезности темы”.
Философия В. Соловьева:
Основной идеей его религиозной философии была идея: София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
В 1880-е годы Владимир Соловьёв написал и опубликовал ряд работ, в которых пропагандировал идею воссоединения Западной и Восточной Церквей под главенством Римского Папы (важнейшая из них — «Россия и Вселенская Церковь». Париж, 1889.), за что подвергся критике славянофилов и консерваторов.
Однако русский религиозный философ В. В. Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906) пишет: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою».
В то же время существуют источники, из которых, напротив, следует, что Соловьёв в последние годы жизни официально присоединился к Католической церкви[5]. Так, к.и.н., доц. Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин утверждает, что В.Соловьев в 1896 году в домовом храме первого русского католического священника произнес католический символ веры (Тридентский), а также причастился на мессе. При жизни Соловьева об этом факте не было известно общественности. Впрочем, Соловьев никогда не был практикующим католиком.
Философская школа В. Соловьева:
О христианском единстве:
У русского философа Владимира
Соловьёва есть работа под названием "Повесть
об антихристе". В ней философ в художественной
форме выразил интересную мысль о том,
что разделение между христианами может
быть преодолено в результате прихода
к глобальной власти последнего и самого
опасного для всех искренних христиан
врага. По мысли Соловьёва, то что ещё объединяет
три главные христианские конфессии, -
вера в Господа Иисуса Христа Сына Божия,
Бога Воплощённого, Страдавшего и Воскресшего
нашего ради спасения, - послужит Камнем
на котором совершится Единение христиан.
Антихрист, "император вся земли",
не признает Иисуса Христа Богом и Господом
и явит тем самым свою богоборческую сущность.
Вот как рисует это Соловьёв:
"Грустным тоном обратился к ним император:
«Что еще могу я сделать для вас? Странные
люди! Чего вы от меня хотите? Я не знаю.
Скажите же мне сами, вы, христиане, покинутые
большинством своих братьев и вождей,
осужденные народным чувством: что всего
дороже для вас в христианстве?» Тут, как
белая свеча, поднялся старец Иоанн (олицетворяющий
собой православие - прим. моё свящ. Вячеслав)
и кротко отвечал: «Великий государь! Всего дороже для нас в христианстве
Сам Христос, - Он Сам, а от Него все, ибо
мы знаем, что в Нем обитает вся полнота
Божества телесно. Но и от тебя, государь,
мы готовы принять всякое благо, если только
в щедрой руке твоей опознаем святую руку
Христову. И на вопрос твой: что можешь
сделать для нас, - вот наш прямой ответ:
исповедуй здесь теперь перед нами Иисуса
Христа Сына Божия, во плоти пришедшего,
воскресшего и паки грядущего, - исповедуй
Его, и мы с любовью примем тебя как истинного
предтечу Его второго славного пришествия». Он замолчал и уставился взором
в лицо императора. С тем делалось что-то
недоброе. Внутри его поднялась такая
же адская буря, как та, что он испытал
в ту роковую ночь. Он совершенно потерял
внутреннее равновесие, и все его мысли
сосредоточились на том, чтобы не лишиться
и наружного самообладания и не выдать
себя прежде времени. Он делал нечеловеческие усилия,
чтобы не броситься с диким воплем на говорившего
и не начать грызть его зубами. Вдруг он услышал знакомый нездешний
голос: «Молчи и ничего не бойся». Он молчал.
Только помертвевшее и потемневшее лицо
его все перекосилось, и из глаз вылетали
искры. Между тем во время речи старца
Иоанна великий маг, который сидел весь
закутанный в свою необъятную трехцветную
мантию, скрывавшую кардинальский пурпур,
как будто производил под нею какие-то
манипуляции, глаза его сосредоточенно
сверкали, и губы шевелились. В открытые
окна храма было видно, что нашла огромная
черная туча, и скоро все потемнело. Старец
Иоанн не сводил изумленных и испуганных
глаз с лица безмолвного императора, и
вдруг он в ужасе отпрянул и, обернувшись
назад, сдавленным голосом крикнул: «Детушки, антихрист!» В это время вместе с оглушительным
ударом грома в храме вспыхнула огромная
круглая молния и покрыла собою старца.
Все замерло на мгновение, и когда оглушенные
христиане пришли в себя, старец Иоанн
лежал мертвый. "..."
Тоже происходит и с папой Петром II и с
профессором Паули - олицетворениями католицизма
и традиционного протестантизма:
"Папа Петр II встал и с побагровевшим
лицом, весь трясясь от гнева, поднял свой
посох по направлению к императору. «Наш
единый Владыка - Иисус Христос, Сын Бога
Живого. А ты кто - ты слышал. Вон от нас,
Каин-братоубийца! Вон, сосуд диавольский!
Властию Христовой я, служитель служителей
Божиих, навек извергаю тебя, гнусного
пса, из ограды Божией и предаю отцу твоему,
сатане! Анафема, анафема, анафема!» Пока
он говорил, великий маг беспокойно двигался
под своею мантией, и громче последней
анафемы загремел гром, и последний папа
пал бездыханным. «Так от руки отца моего
погибнут все враги мои», - сказал император".
"В храме остались два мертвеца и тесный
круг полуживых от страха христиан. Единственный,
кто не растерялся, был профессор Паули.
Общий ужас как будто возбудил в нем все
силы духа. Он и наружно переменился - принял
величавый и вдохновенный вид. Решительными
шагами взошел он на эстраду и, сев на одно
из опустевших статс-секретарских мест,
взял лист бумаги и стал на нем что-то писать.
Кончивши, он встал и громогласно прочел:
«Во славу единого Спасителя нашего Иисуса
Христа. Вселенский собор Божиих Церквей,
собравшийся в Иерусалиме, после того
как блаженнейший брат наш Иоанн, предстоятель
восточного христианства, обличил великого
обманщика и врага Божия в том, что он есть
подлинный антихрист, предсказанный в
слове Божием, а блаженнейший отец наш
Петр, предстоятель западного христианства,
законно и правильно предал его бессрочному
отлучению от Церкви Божией, ныне перед
телами сих двух, убиенных за правду, свидетелей
Христовых, постановляет: прекратить всякое
общение с отлученным и с мерзким сборищем
его и, удалившись в пустыню, ожидать неминуемого
пришествия истинного Владыки нашего
Иисуса Христа».
Следствием "узнавания" в императоре
антихриста и явилось естественное духовное
единение отвергших его христиан:
"Одушевление овладело толпой, и раздались
громкие голоса: «Аdveniat! Аdveniat cito! Komm Herr
Jesu komm! Гряди, Господи Иисусе!»
Профессор Паули приписал и прочел: «Приняв
единогласно сей первый и последний акт
последнего вселенского собора, подписываем
свои имена» - и он сделал пригласительный
знак собранию. Все поспешно всходили
на возвышение и подписывались. В конце
крупным готическим шрифтом подписался:
«Duorum defunctorum testium locum tenens Ernst Pauli»(«Свидетель
двух смертей профессор Паули»). «Теперь
идем с нашим кивотом последнего завета!»
- сказал он, указывая на двух покойников.
Тела были подняты на носилках. Медленно,
с пением латинских, немецких и церковнославянских
гимнов направились христиане к выходу
из Харам-эш-Шерифа". "..."
"И заговорил оживший старец Иоанн:
«Ну вот, детушки, мы и не расстались. И
вот что я скажу вам теперь: пора исполнить
последнюю молитву Христову об учениках
Его, чтобы они были едино, как Он Сам с
Отцом - едино. Так для этого единства Христова
почтим, детушки, возлюбленного нашего
брата Петра.
Пускай напоследях пасет овец Христовых.
Так-то, брат!» И он обнял Петра. Тут подошел
профессор Паули: «Тu еst Рetrus! - обратился
он к папе, - jetst ist es ja gruendlich erwiesen und ausser jedem
Zweifel gesetzt»(«Ты Петр, теперь это основательно
доказано – и несомненно»). - И он крепко
сжал его руку своею правою, а левую подал
старцу Иоанну со словами: «So also, Vaeterchen
– nun sind wir ja Eins in Christo».(«Итак, батюшка, мы
едино во Христе») - Так совершилось соединение
Церквей среди темной ночи, на высоком
и уединенном месте".
Примечательно, что истинное Единение Христиан происходит у Соловьёва на фоне лжеединства христиан принявших антихриста. Единение во Христе философ противопоставляет объединению с антихристом.
Вывод:
«Исповедником вселенского
христианства» Соловьёва назвал князь
Сергей Николаевич Трубецкой, в доме которого
он окончил свой земной путь. Сейчас о
Соловьёве немало пишут и спорят. В России
по-прежнему, как и столетие назад, многим
ненавистно его имя. Другие восхищаются
жизненным подвигом этого человека и хотят
быть продолжателями его дела. Многие
зарубежные христианские мыслители отдают
должное Соловьёву и с его помощью хотят
лучше понять духовные пути России и, шире,
Востока и Запада.
Какова духовная ценность поиска и жизненного
итога Владимира Соловьёва? В книге «Духовные
основы жизни» (1884) он утверждал, что Христос
— в основе всего. Я думаю, это и есть то
главное, непреходящее, что важно для всех
нас ныне, — Христос во всём должен занимать
подобающее Ему центральное место. Сам
Соловьёв осмыслил это как богочеловеческий
идеал и развернул его в «Чтениях о Богочеловечестве»
(1878). Всё остальное в его учении — Всеединство,
София, пути сближения Востока и Запада,
соединение научных, философских и религиозных
знаний в «цельном знании», религиозный
путь России — важно, когда соотнесено
со Христом, с Тем, без Кого жизнь уже и
не жизнь. Без Богочеловеческого идеала
всё в жизни теряет смысл.
Список использованной литературы:
1. Алексеев Петр Васильевич. История философии: Учебник для студ. вузов, изучающих философию / Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Философский факультет. — М. : ТК Велби; Проспект, 2005. — 236с.
2. Волович В. И., Горлач Н. И., Головченко Г. Т., Губерский Л. В., Кремень В. Г. История философии: Учебник для высшей школы / Н.И. Горлач (ред.). — Х. : Консум, 2002. — 751с.
3. История философии: Учеб. для вузов / В.П. Кохановский (ред.), В.П. Яковлев (ред.). — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 573с.
4. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. — М. : Академический Проект, 2007. — 551с.
5. Невлева Инна Михайловна. История русской философии: Учеб. пособие. — Х. : Консум, 2003. — 408с.
Электронные источники:
6. http://kuraev.ru/smf/index.
7. http://krotov.info/library/18_