Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 08:47, реферат

Краткое описание

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, - пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению.

Содержание

Введение

1. Учение Аристотеля о душе.

1.1. Структура человеческой души.

1.2. Душа и тело. Виды души.

1.3. Разумная часть души человека.

2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.

3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)

 

Аристотель же далек от подобного дуализма. Если Платон считал чувство злом, то Аристотель, напротив, писал о важности воспитания чувств детей, подчеркивая необходимость умеренности и разумного соотнесения чувств с окружающим. Большое значение он отводил аффектам, которые возникают независимо от воли человека и борьба с которыми силой одного разума невозможна. Поэтому он подчеркивал роль искусства. Особенно искусства драматического, которое, вызывая соответствующие эмоции у зрителей и слушателей, способствует катарсису, т.е. очищению от аффекта, одновременно обучая и детей, и взрослых культуре чувств.

 

Также, по Платону,  как душа постоянная и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытия ми чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое, он считал главным когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим (хотя Платон и оперирует понятием "интуиция", ведущим для творческого мышления).

 

Аристотель же утверждает, что  душа смертна, и по мнению Петровского, тезис Аристотеля о неразделимости души и тела сразу делает бессмысленными все вопросы, стоявшие в центре учения  Платона о прошлом и будущем души. 

 

Также Аристотель не согласен  с Платоном, полагающим высшее благо в общем  (в идее). Такое благо недостижимо для человека, считает Аристотель, следует же искать достижимое. Платон относит благо исключительно к категории бытия: по его мнению, это бог и разум. Но, возражает ему Аристотель, благо может быть и в других категориях: качества - добродетель, количества - мера, времени - удобный случай, пространства - приятное местопребывание и т.д. Поэтому благо Аристотелем понимается не как нечто общее, подходящее под одну идею, а нечто различное. Высшее же благо, счастье, эвдемония, по его мнению, состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы (души), то есть сообразная с добродетелью деятельность, из которой приносящая наивысшее блаженство - мышление и познание. Блаженство же, по Аристотелю,–то, что само по себе делает жизнь желанной, самоудовлетворенной, счастливой.

 

Аристотель, как самостоятельный философ, преодолел многие  воззрения своего учителя, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела (Демокрит) и бестелесные идеи (Платон), но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

 

Влияние аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

 

Учение Аристотеля о душе и закономерностях познавательных и аффективно-волевых процессов вплоть до 17 века являлось основой для тех, кто изучал проблемы души, и было ассимилировано последующими научными исследованиями психики.

 

Многие достижени современной психологии (понятия, методология) уходят корнями в аристотелевские представления о душе и психике.

 

По Аристотелю идейное богатство мира скрыто  в чувственно воспринимаемых земных вещах и раскрывается в прямом, опирающемся на опыт, общении с ними. По своему предмету психология (в физической ее части) совпадает с биологией (хотя в отличие от нее изучает не материальные, а целевые, движущие причины живого). Таким образом, здесь возможно наблюдение, описание и анализ конкретных жизненных проявлений и у животных и у человека, что составляет опытный объективный метод изучения. Однако вместе с тем Аристотель замечает,  что добиться чего-то достоверного в изучении души (особенно нематериальной ее части) очень сложно, на многие вопросы  ответить почти невозможно. Исследовать природу можно путем наблюдения и опытов, которые приводят к обобщению знания. Поэтому психологическое учение Аристотеля строится на обобщении биологических фактов. Петровский пишет, что  это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации, развития и причинности.

 

Также и учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития – высшие способности возникают из низших и на их основе; в человеке же представлены предшествующие  уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития.

 

 Аристотель, следуя данному  принципу развития, стремился найти  звенья, ведущие от одной ступени  к другой. Им была описана особая  область психических образов, которые  возникают без прямого воздействия  вещей на органы чувств –  фантазии, (более известные нам  как представления памяти и  воображения), которые подчинены  механизму ассоциации, как составляющей  памяти. Также Аристотель рассматривал  и прочие познавательные процессы  - ощущение, от которого ведут  начало познавательные способности  и мышление, которое характеризуется  составлением суждений. В учении  о чувствах, Аристотель описывает  чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, составной частью учения об  аффекта является  идея катарзиса  – очищения аффектов (термин Аристотель  заимствовал из медицины Гиппократа, у которого катарзис – выпускание  из организма вредных соков). Также  Аристотель придавал большое  значение  проблеме воли и создал  широко известное учение о  характере, в трактате «Характеристики»  он выделил 30 характеров и дал  их описание, основанное на наблюдении  за поступками людей..

 

Таким образом,  нельзя недооценить вклад Аристотеля в развитие современной психологии.

Заключение

 

 

1) Аристотель, как уже было  сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как  науки о душе. В трактате «О  Душе» он систематизировал существовавшие  взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную  теорию.

 

2)                Душа для Аристотеля – не  особая сущность, а способ организации  живого тела, представляющего собой  систему, душа проходит разные  этапы в развитии и способна  не только запечатлевать то, что  действует на тело в данный  момент, но и сообразовываться  с будущей целью.

3)                 Известная картина Рафаэля "Афинская  школа" изображает Платона указывающим  рукой на небо. Аристотеля –  на землю. В этих образах запечатлено  различие в ориентации двух  великих мыслителей. По Аристотелю, идейное богатство мира скрыто  в чувственно воспринимаемых  земных вещах и раскрывается  в прямом общении с ними.

 

4)                Аристотель преобразовал ключевые  объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, причинности (детерминизма).

 

Источники:

 

 

1.     Аристотель, сочинения  в 4-х томах, под редакцией В.Ф. Асмуса,   т1, М., Мысль, 1976.

 

2.     Аксенов Г.П.,  Аристотель http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/aksyonov_aristotel.htm

 

3.     Б

ичко А. К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії: Підручник. – К.: Либідь, 2001.

 

4.     Ждан А. Н.  История психологии: от Античности  до наших деней. – М.: Академический  проект, 2004.

 

5.     Краткая философская  єнциклопедия, М., 1994.

 

6.     Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1994. http://orel.rsl.ru/nettext/russian/losev/aristotl.htm 

 

7.     Шаповалов  В.Ф. Основы философии от классики  к современности. Учебное пособие  для вузов, М., 1999.


Информация о работе Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике