Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 17:49, доклад
Последний этап развития античной философии связан с неоплатонизмом. Наиболее видными его представителями были Плотин (204/205 — 270), Порфий (232 — ок. 301/304), ученик Порфирия Ямвлих (280 — 330) и Прокл (410 — 485) из Афин. Плотин был оригинальным мыслителем Рима. Он был сначала теософом, а затем уже философом. Родился он в Нижнем Египте. Был преподавателем. На склоне лет начал записывать свою философию, которую долго преподавал устно. Его произведения были отредактированы и изданы Порфирием. Собрание сочинений Плотина получило название “Эннеады” от греческого слова “эннеада” — девятка.
НЕОПЛАТОНИЗМ
Последний этап развития античной философии связан с неоплатонизмом. Наиболее видными его представителями были Плотин (204/205 — 270), Порфий (232 — ок. 301/304), ученик Порфирия Ямвлих (280 — 330) и Прокл (410 — 485) из Афин.
Плотин был оригинальным мыслителем Рима. Он был сначала теософом, а затем уже философом. Родился он в Нижнем Египте. Был преподавателем. На склоне лет начал записывать свою философию, которую долго преподавал устно. Его произведения были отредактированы и изданы Порфирием. Собрание сочинений Плотина получило название “Эннеады” от греческого слова “эннеада” — девятка.
Главная задача, которую поставил перед своей философией Плотин, заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного единства как начала всякого бытия все остальное, что существует в мире, и указать путь, обратно ведущий к исходному единству. Мыслитель полагал, что задача эта не научная и не философская, а религиозная теософская. Решается она путем мистического богопознания. Однако средствами для этого служат философия и диалектика.
Способность мистического богопознания осуществляется с помощью интеллектуальной интуиции, которая, по мнению мыслителя, свойственна лишь немногим. С ее помощью постигается единое, лежащее в основе мироздания, и являющееся причиной и условием всего сущего. Единое как бы созерцается душой.
Согласно Плотину, из Единого происходит Ум, в котором различаются три момента: 1) понятие вещества; 2) мыслимое бытие; 3) само мышление. Из Ума происходит бытие, оно же является действующей причиной всего. Из него же возникает Душа, которая подвижна. Из Души происходят многочисленные души людей. Души пребывают в материальном мире. Этот мир драматичен. Душа человека приобретает успокоенность, лишь стремясь к Богу.
Таким образом достигается у Плотина гармония и упорядоченность всего сущего и должного. Как видим, главная направленность философии Плотина — указать основу для достижения спасительного единства в обществе. Однако вывести античный мир из состояния кризиса ни этой философии, ни философским построениям его наиболее крупных последователей не было суждено.
Неоплатонизм представляет собой синтез:
«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое-Ум-Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νοῡς), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.
Первая онтологическая субстанц
Ум, представленный у Платона в виде распределенных намеков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит самого себя в себе самом) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю.
Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение дает картину действия мировой души во всем Космосе.
Таким
образом, как идеалистическая
Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей [божественной] первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).
Одно
из положений неоплатонизма — идея универсального Блага,
то есть элиминация из идеи Божества всех антропоморфических элемен
Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлекает теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (сущностях вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), о потенции и энергии.
На
неоплатонизм оказал существенное влияние стоицизм с его учением о тождестве
мирового первоначала (огня) с внутренним я человека.
Однако неоплатонизм мог возникнуть только
из решительного преодоления стоического материализма, нату