Влияние русской философии на русский менталитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:03, сочинение

Краткое описание

Есть в России особенность (не ручаюсь за весь мир, но ручаюсь за страну, в которой живу) – философия сформировалась примерно в 18-19 веках, и отражала менталитет той страны, того времени. Потом в стране грянули резкие перемены, гораздо более резкие, чем в других странах. Нет, революции – это не наше изобретение. Но нигде не было такого, чтобы изменения были настолько резкими, настолько масштабными и настолько насильственными. Единственное, что за последние двести лет было в нашей стране «добровольно» - это развал СССР. А «Добровольно» всё было потому, что вся добровольность заключалась в молчаливом согласии большинства с тем, что было практически предопределено директивами сверху.

Вложенные файлы: 1 файл

Окончательное эссе.docx

— 23.70 Кб (Скачать файл)

Институт управления, бизнеса и права

 

 

 

 

Эссе на тему:

«Влияние русской философии

на русский менталитет»

 

Подготовила

Студентка ЭД-101

Поспелова Виктория

Проверил: кфн., доц. Мартынов Б.В.

 

Ростов-на-Дону

2014 г.

Введение.

Перед нами часто вставал вопрос о русских в мире, о том, как мы выглядим со стороны и почему. Под тем или  иным предлогом, так или иначе: после новостей о внешней политике, после деловых встреч по работе (или их описания на предмете делового этикета) – встаёт вопрос о менталитете. О том, какими же нас видят совершенно чужие для нас люди – немцы, англичане, японцы. Они для нас чужды – мы для них не меньше. Что-то в них шокирует меня, что-то во мне шокирует их. Почему?

Вопрос звучит так: каков русский менталитет и почему? Вопрос актуален.

Сразу стоит сказать: менталитет народа прямо отражается в его философии. Философия народа – скорее следствие менталитета, чем причина. Она отражает его ценности и основные, то есть наиболее ценные качества характера, которые привели нацию к наблюдаемому состоянию.

Есть в России особенность (не ручаюсь за весь мир, но ручаюсь за страну, в которой живу) – философия сформировалась примерно в 18-19 веках, и отражала менталитет той страны, того времени. Потом в стране грянули резкие перемены, гораздо более резкие, чем в других странах. Нет, революции – это не наше изобретение. Но нигде не было такого, чтобы изменения были настолько резкими, настолько масштабными и настолько насильственными. Единственное, что за последние двести лет было в нашей стране «добровольно» - это развал СССР. А «Добровольно» всё было потому, что вся добровольность заключалась в молчаливом согласии большинства с тем, что было практически предопределено директивами сверху.

И вот уже сегодняшний менталитет определяет сегодняшнее отношение России и других стран. Философия того времени (до начала двадцатого века) повлияла на эти события в каком-то колене предопределила менталитет сегодняшнего россиянина. Вопрос следует конкретизировать: как сформированная философия конца 18 – начала 20 веков повлияла на менталитет россиян начала 21 века?

 

 

 

 

Так и в чём же наш менталитет, и что это вообще такое? Менталитет – система установок общества, складываемая на протяжении длительного времени, формировавшаяся под влиянием как внешних условий, так и внутренних (бессознательных). Менталитет складывается под влиянием многих внешних факторов, в том числе и исторических. Русский менталитет не является исключением. По сравнению с менталитетами других народов он имеет свои особенности. Насчёт него не утихают споры даже сегодня – ввиду разности оценок. Общепринято, менталитет русского сформировался в момент, когда он был крепостным. Когда 95 процентов страны были закрепощены. На менталитет повлияли социальный строй, тяжёлый климат, социальное неравенство.

С одной стороны, считается, что тяжёлые условия жизни сформировали у человека апатию. Слышали когда-нибудь про «русскую лень»? Это не совсем лень – это логичное следствие беспомощности – были высокие оброки, пять месяцев возделки в году. В этих условиях выращивать больше, чем съешь, было невозможно, а всевозможная инициатива и вовсе была опасна – силы и время, которых у крестьянина всегда мало, будут потрачены впустую и еды будет ещё меньше. От этой точки зрения отталкивается западничество – одна сторона русской философии. Согласно ней, Россия не имеет своего специфического пути, она должна повторить опыт соседей, которым больше повезло с ресурсами и которые могли позволить себе эксперименты вроде торговли (она рискована по определению).

Другая сторона считает, что невозможность торговли сформировали у русского душевность. Поясню: нечего бояться, будто тебя обманет ближний, ведь у него нет такой возможности, да ему оно и невыгодно. Это привело к большей ценности простого и искреннего общения – скрывать нечего, незачем, а  поделиться с ближним – простая потребность, доказываемая в психологии общения. Отсюда растут ноги у мнения о русской душевности, духовности, о доброте. Думаю, во всем мире известна «русская душевность». Можно сказать, что лозунг русского человека - «Душа всего дороже!». Душа – это психологические свойства и качества человека, это внутренний мир человека, его психическое «Я». Душевность русских, усиленная православием, составляет архетип русского народа. Известный русский философ И.Ильин считал силой русского народа – «созерцание сердцем».  “Русская же душа, прежде всего, - отмечал он, - есть дитя чувства и созерцания. Ее культурно-творящий акт – суть, сердечное ведение и религиозно-совестливый порыв. …  В качестве вторичных сил выступают воля, осознанная мысль, правовое сознание и организаторские функции”. Холодному, деловому, расчетливому общению, как предпочитают немцы, русскому приятен сердечный разговор.   Если душа стоит на первом месте, то не тело (материальное) в первую очередь страдает от зла на земле, а совестливое сердце (душа и дух). Так в русском менталитете развилось и терпение, и простота, и достоинство. “Запад, - пишет В.Шубарт, - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе”. Так и возникло славянофильство – на основании восприятия себя как необычных, Богоизбранных, сформировало сугубо индивидуальное видение России в противовес западничеству. Согласно течению славянофильства, у России есть свой особый путь, проистекающий от особого, более духовного менталитета.

Собственно, русская философия в свете этих фактов – это философия противоречия между двумя взаимоисключающими течениями. Не готова ответить, какое же правильнее (хотя склоняюсь к славянофильству), но это уже и не важно. К 20 веку развилась теория марксизма-ленинизма. Это была идеология не 95 процентов населения, а интеллектуальной элиты (точнее, её части). Когда произошла революция (не стану в рамках этого эссе разбирать её причины и следствия), у населения отобрали возможность выбирать между этими путями развития. До конца 20 века наибольшая часть населения не имела возможностей выбора в этих двух направлениях. При всём уважении к экономическим и социальным достижениям страны советов, я не считаю, что большинство населения поддерживало идеологию коммунизма как таковую. И молчаливое согласие с развалом страны (которая действительно была выдающейся) тому для меня подтверждение.

Итак, у наибольшей части населения появилась некоторая экономическая свобода. Не просто выбор профессии, а именно экономическая свобода. А значит, возможность следовать какому-нибудь пути развития. Ведь менталитет, сформировавший философию противоречия (славянофильство/западничество) по большей части остался. И эти течения уже в свою очередь, повлияли на наш менталитет сегодня.

Какой же он? В нём удивительно соседствуют общительность, эмоциональность, ценность человеческого общения и многолетней дружбы. Да, у меня осталось много друзей ещё с младших классов. Это общительность не просто большая, она бОльшая, чем во многих других странах (вот я и вернулась к начальному вопросу о месте России в мире). В Японии говорить о личных проблемах считается моветоном, например, а в России считается нормальным поделиться с друзьями и спросить у них совет. Вот и известна во всём мире наша душевность. Славянофильство, благодаря этому и возникшее, его усиливает.

Западничество значительно укрепилось в 80-90 годы. Мне кажется, что сложен стереотип о том, что всё русское плохое, Россия должна догонять Запад – и есть основания так думать. Что бы не говорили о весьма странной семейной политике Европы, о низких социальных гарантиях в США, мы очень хоте ли бы их более сытую и размеренную жизнь, хотели бы ИХ (западную, речь о стереотипе) статистику по детской смертности, беспризорникам и самоубийствам вместо своей, нам есть куда стремиться. Как и в случае с славянофильством, западничество значительно укрепило тот стереотип, благодаря которому оно появилось.

Что славянофильство, что западничество, являются вариантами развития так называемой «русской идеи». Понятие введено Соловьёвым в 1887-1888 гг, и представляет собой совокупность славянофильских идей относительно самоопределения страны. С развалом марксистко-ленинской идеи (экономическим развалом страны, давайте назовём всё своим именем) вновь возник вопрос о месте советского индивида в мире. Собственно, вопрос звучит так: кем (русским/нерусским) мне себя называть и почему. И вообще определять ли свою национальность как что-то обособленное в мире? Что западничество, что славянофильство рассматривают место в мире обособленной культурно и национально страны. А вот считать ли страну чем-то самостоятельным?

Подобный вопрос возник от того, что место России в мире не настолько значительно. Всего 2 процента населения, три с половиной процента мирового ВВП (данные из энциклопедии по состоянию на конец 2008 года). Немалая часть ноу-хау (собирательное название технических продуктов, собственно технологий, патентов) произведена в СССР, в мировую культуру вошла дореволюционная литература. Мы только наследники. Дети более-менее состоятельных культур царской и советской Россий. Мы обособлены, но несостоятельны. По крайней мене, на сегодняшний день.

Русская идея повлияла на наш менталитет чувством национальной самоопределённости, которая применительно к России сегодня скорее вгоняет в депрессию, чем вызывает гордость. Палка о двух концах. С одной стороны, это повод для отнють нерадостных мыслей чуть ли не на национальном уровне. С другой стороны, может, патриотизм станет двигателем чего-нибудь стоящего?

В заключение я хотела бы сказать о том, что русская философия и мировоззрения всё ещё остаётся философией противоречия. Вероятно, это правильно. В одних из наиболее развитых стран (США и Англия) есть именно две стороны в политике – консерваторы/либаралы и демократы/республиканцы. Их конфликты похожи на наш – они диаметрально оценивают собственные пути развития.

 

 

 


Информация о работе Влияние русской философии на русский менталитет