Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:13, контрольная работа
Созданная великой восточной цивилизацией, существующей от древности до наших дней, китайская философия, как и индийская характеризуется автохонностью, самобытностью, традиционностью, высоким статусом философии в обществе, отношением к философии, как к образу жизни. Однако в Китае, в отличии от Индии, особая значимость придается истории, книжной учености, государственности, социальной активности человека.
Цель контрольной работы - рассмотреть основные из философских направлений Древней Индии и Китая.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии……4-8
2. Основные школы и направления древнекитайской философии……9-11
3. Объяснить, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия………………………………………12
Заключение……………………………………………………………......13
Список литературы…………………………………………………
Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы (моисты). Он выдвинул идею всеобщей любви, призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. Подвергая критике конфуцианство, он утверждал, что предопределенной судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип «всеобщей любви».
В развитии философии Древнего Китая выдающееся место занимает даосизм, учение JIao-цзы о дао, об общем естественном законе мира вещей. Жизнь природы и людей не руководствуется «волею неба», а течет по определенному естественному пути. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци составляет фундамент мира. Сущность дао заключается в том, что всё в мире находится в движении и изменении и в процессе этого изменения все вещи обязательно переходят в свою противоположность (переход от одного глубочайшего к другому) И только недеяние, безучастие может обеспечить человеку согласие с небытием, которым является дао.
Фацзя (легисты «законники») были сторонниками государственных реформ как орудия преобразования старого общества. Основные положения школы сформулировал Шан Ян (IV в. до н. э.). Один из самых выдающихся представителей этой школы, ученик Сюнь-цзы — Хань Фей (III в. до н. э.) утверждал, что естественный путь развития дао является основанием всех законов природы — ли. В человеческом обществе, как и в природе, существуют законы (фа), которые являются для людей критерием их действий. Эти законы должны стать мерилом в определении добрых и злых намерений человека, изменяться согласно требованиям времени, стать мощным оружием в укреплении страны.
Китайский буддизм (школа Чань-буддизма – Чань-цзун) развивался в направлении признания ценности жизни в мире, в сближении с даосизмом. В круг важнейших идей школы вошли следующие: нирвана и сансара – одно и то же, «обыкновенное сознание – это и есть истина»; прозревая свою природу становишься Буддой; нирвана достигается внезапно, как озарение; путь к ней не упражнения, а спонтанное переживание жизни, особого рода незаинтересованная деятельность.
Натурфилософы (инь-ян), разрабатывали своего рода числовую методологию – нумерологию на основе двух всеобщих противоположных начал – инь-ян ( мужского и женского начала) и пяти первоэлементов (воды, огня, дерева, металла, земли,).
Номиналисты (школа имен Мин-цзя) – чье внимание было сосредоточено на вопросе о соотношений понятий-имен.
В различных направлениях Древнеиндийской философии преимущественно главным звеном и понятием являлась нравственность человека, как путь его освобождения от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-Атмана в мировой душе, универсальном принципе мира - Брахмане. Противоречия просматриваются между ортодоксальными философскими школами, которые опирались в своих учениях на Веды и неортодоксальными, множество приверженцев которых (материалисты чарвака, последователи джайнизма, буддизма) восстали против авторитета Вед, отрицали существование Бога .
В Китае Конфуций делал упор на нравственное поведение. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом и совершенствовать эти качества. Цель – достижение идеального человека, благородного мужа. Стержень мудрости Конфуция – соблюдение религиозного ритуала, почтительное отношение к Небу, к царю, как «Сыну Неба». Противники конфуцианства, монисты – последователи принципов «всеобщей любви», «отрицания воли Неба», «почитания единства». Согласно учению Мо-цзы всеобщая любовь и человечность должны быть обязательны для всех. Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Последователи этой школы считали, что политика несовместима с моралью.
В даосизме , в отличии от конфуцианства, небо зависит от дао (у Конфуция наоборот, дао зависит от «воли Неба»). Соблюдая закон дао, человек может бездействовать и тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Отсюда – мудрый правитель ничего не предпринимает для успешного управления страной.
Нет Востока без Запада и нет Запада без Востока –
одно помогает другому осознавать себя.
В данной контрольной работе проведен краткий анализ различных философских направлений стран Древнего Востока, который показал, что народы этих стран разрабатывали оригинальные философские идеи и внесли значительный вклад в развитие философской мысли рабовладельческого мира. Философия народов востока поставила и пыталась решить те же вопросы, которыми занималась потом и философия в странах Запада.
Характерной особенностью философских воззрений древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция, в которой происходил переход от мифической фантазии к рациональному мышлению, и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, своё место в мире, отношение к нему, шел к сознанию смысла своего бытия. Характеризуя древневосточную философию человека, отметим, что важнейшей чертой ее является ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и природному миру.
Философия человека Древнего Востока оказала огромное влияние на последующее развитие учений о человеке в мире, а также на формирование образа жизни, способа мышления, культурных образцов и традиций стран Востока. Общественное и индивидуальное сознание людей в этих странах до сих пор находится под воздействием образцов, представлений и идей, сформулированных в тот далекий период.
Учебники, монографии, сборники научных трудов
Интернет – источники
1 т.е. возникает на собственной культурной почве.
2 Ортодо́ксия (от греческого ὀρθοδοξία — «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие»)