Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:52, реферат
Время, время, время… в повседневной жизни это слово можно слышать повсюду: на улице, в транспорте, на работе, в ВУЗе – то есть, в любом общественном месте. Однако, не часто мы задумываемся о том, какую роль играет этот феномен в нашей жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно углубиться в прошлое и рассмотреть этапы развития человечества. Возвращаясь к первобытному обществу и ведя цепочку событий до наших дней, можно оценить реальную роль времени в нашей жизни.
Введение 3
Понятие времени 4
Отсчет времени 4
Социальное время 6
Психологическое время 7
Время и вечность 7
Заключение 8
Государственная работа – Высшая Школа Экономики
факультет
экономики
Реферат
на тему:
«Время
и его философский смысл»
Выполнил:
студент 211 группы
Москва
2008
Содержание
Введение 3
Понятие времени 4
Отсчет времени 4
Социальное время 6
Психологическое
время 7
Время и вечность 7
Заключение 8
Введение
Время, время, время… в повседневной жизни это слово можно слышать повсюду: на улице, в транспорте, на работе, в ВУЗе – то есть, в любом общественном месте. Однако, не часто мы задумываемся о том, какую роль играет этот феномен в нашей жизни. Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно углубиться в прошлое и рассмотреть этапы развития человечества. Возвращаясь к первобытному обществу и ведя цепочку событий до наших дней, можно оценить реальную роль времени в нашей жизни.
На начальном этапе своего развития человек мало отличался от представителей животного мира. Пролетали годы, века, тысячелетия, и вот мы уже живем в эпоху высоких технологий, и человек с момента своего появления в корне изменился. Это уже не «человек разумный», а «человек технологичный», утерявший характерные черты животного мира. Что же послужило причиной такому кардинальному изменению? Конечно, это множество внешних факторов таких, как смена жизненных условий, развитие общества, появление норм и морали и т.д. Но!!! Все эти факторы являются составляющими продолжительного, многогранного и необратимого процесса под названием ВРЕМЯ.
В рамках данной
работы я постараюсь определить понятие
времени, основу его отсчета, а также
его роль в практической жизни.
Люди
всегда задавались вопросом, почему сегодня
они не могут жить, как вчера, и завтра,
как сегодня. Ответ прост - все дело во
времени
Понятие времени
Материальный мир состоит из структурно расчлененных объектов, которые находятся в постоянном движении и развитии, представляя собой процессы, развертывающиеся по определенным этапам. В этих этапах можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже, то есть характеризуется понятием длительности. Если рассмотреть отношения длительностей как некоторые самостоятельные признаки процессов, то мы получаем представление о времени как таковом. Представление и понятие о времени имеют смысл, только в том случае, если мир находится в состоянии движения и развития.
Основным
свойством времени является его необратимость,
которая проявляется в невозможности
возврата в прошлое. Время течет от прошлого
через настоящее к будущему, и обратное
течение его невозможно. Необратимость
времени связана с необратимостью протекания
фундаментальных материальных процессов.
Некоторые философы видят связь необратимости
времени с необратимостью термодинамических
процессов и с действием закона возрастания
энтропии. Наиболее широкое распространение
получила причинная концепция времени.
Ее сторонники считают, что при обратном
течении времени причинная связь оказалась
бы невозможной.
Отсчет времени
Для того чтобы произвести отсчет времени, мы всегда находим какой-нибудь повторяющийся процесс, который рассматриваем как эталон, сопоставляя с ним непериодические, более сложные процессы. Периодический процесс вращения Земли вокруг своей оси делит время на сутки, движение луны вокруг Земли отмеряет месяцы, движение Земли вокруг Солнца определяет годы. Во всех случаях отсчета времени мы поступаем одним и тем же образом: сравниваем между собой качественно различные процессы движения. Также это происходит и в обыденной жизни: например, лекция длится 80 минут. Это значит, что сложные, развертывающиеся один за другим качественно специфические процессы (текст, излагаемый лектором, запись и усвоение материала слушателями и т.д.), взятые как единое целое, сравниваются, сопоставляются с другим процессом - колебаниями маятника часов и вызванным этими колебаниями движением часовой и минутной стрелок.
Также, человеку свойственно и интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. Его можно зафиксировать экспериментально: так, в период подготовки космонавтов к полету, когда они проходят испытания в сурдокамерах (особых изолированных помещениях), проводили эксперименты по ориентации во времени без часов. Большинство испытуемых довольно точно определяли продолжительность часа (с ошибкой в 1-3 мин) и суток (с ошибкой, не превышающей получаса).
На чем же основано интуитивное чувство времени? В нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют, своего рода, встроенные внутрь себя биологические часы, функциями которых выступают различные жизненные ритмы - периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.
Например, известно, что в разное время суток органы человека такие, как печень, почки, легкие, сердце работают с разной интенсивностью. У них есть свои ритмы. Медики отмечают где-то между двумя и четырьмя часами ночи наибольшую активность печени, очищающей организм от всяких ядовитых отходов, а в четыре часа ночи ритмы организма таковы, что активность всех органов снижается.
Мозг человека также обладает определенными ритмами активности. Существуют так называемые альфа-ритмы, которые характеризуют активность мозга, - это тоже своеобразные биологические часы. Творец кибернетики Норберт Винер высказывал гипотезу, что именно "тиканье" этих часов составляет основу интуиции времени. Пока точно неизвестно, какие именно типы часов играют главную роль в интуиции времени. Высказывается гипотеза, что у высших животных и человека мозг объединяет в единый сложный часовой механизм самые разные ритмы работы органов.
Весьма интересна и другая гипотеза, которая связывает чувство времени с состоянием обмена веществ. Высказывается предположение, что, поскольку в связи со старением интенсивность обмена веществ уменьшается, замедляется ход нашего внутреннего биологического "часового механизма". В молодости он "тикает" быстрее, чем в старости, а значит, с возрастом наши внутренние "секунды" как бы растягиваются. А поскольку с ними сопоставляются все внешние события, то возникает ощущение ускорения внешнего времени.
"Биологические
часы" или периодические ритмические
циклы, есть у любого организма. Они есть
и у животных, и у растений. С их помощью
организм приспосабливается к внешней
среде, к ее ритмам: смене дня и ночи, времен
года. Чувство времени развивается в процессе
этого приспособления. Важно, однако, что
в основе этого чувства лежит примерно
тот же принцип, какой лежит и в основе
образования понятия времени, - это сравнение,
сопоставление различных процессов движения:
одного, функционирующего как эталон,
и другого, сравниваемого с этим эталоном.
Социальное время
Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. Родоплеменные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия "древний" и "хороший", "добрый" были сходными по значению.
Идея
направленности времени и ориентация
на будущее возникли в культуре значительно
позднее. Линейно направленное историческое
время проявляется наиболее отчетливо
в обществе эпохи формирования капиталистических
отношений. Капиталистическая система
производства по сравнению с предшествующими
ей формациями привела к резкому ускорению
развития производительных сил и всей
системы социальных процессов. Еще в большей
мере это ускорение свойственно современной
эпохе с ее бурно развертывающимся научно-техническим
прогрессом. И общество уже не оглядывалось
в прошлое, а скорее смотрело вперед, в
будущее.
Психологическое время
Психологическое время связано с восприятием и переживанием
времени индивидом:
время то "бежит", то "замедляется",
что зависит от тех или иных
конкретных ситуаций (одно дело, когда
мы кого-то с нетерпением ожидаемой
другое, когда заняты чем-то интересным).
В детстве кажется, что время течет медленно,
а в зрелом возрасте - что оно ускорило
свой бег. Это субъективное чувство времени,
и оно лишь в целом соответствует реально-физическому
времени. Как отмечают специалисты, психологическое
время включает: оценки одновременности,
последовательности, длительности, скорости
протекания различных событий жизни, их
принадлежности к настоящему, удаленности
в прошлое и будущее и т.д. Так или иначе,
но психологическое время своеобразно
в сравнении с физическим временем, хотя
по многим направлениям и определяется
им.
Время и вечность
Для
философии трудным и интересным оказывается
вопрос о соотношении времени и вечности.
Касаясь этого вопроса, Н.А. Бердяев отмечал
следующее: «Время разбивается на прошлое,
настоящее и будущее, и если мы подумаем
об этих трех частях, то придем к странному
выводу о том, что их нет»1. Настоящее
есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся
мгновение, когда прошлое уже не существует,
а будущего пока нет, и которое само по
себе представляет некую точку в пространстве
времени, не обладающую реальностью. Прошлое
призрачно потому, что его уже нет, а будущее
потому, что его еще нет. Нить времени разделена
на три части, в ней нет реального времени.
«Во времени обнаруживается злое начало,
смертоносное и истребляющее»2.
Будущее пожирает прошлое для того, чтобы
потом превратиться в такое же прошлое,
которое в свою очередь будет пожираемо
последующим будущим.
Заключение
Понятие времени очень важно
как в практической жизни, так
и научной жизни. В
Основные выводы работы:
Использованная литература