МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКи и ПРАВА |
Эссе по дисциплине философия |
Тема: В чем смысл жизни |
|
Выполнила
студентка ФОЗО гр. 311В
Макухина Е.А.
Проверил
преподаватель
Курочко М.М. |
|
МОСКВА 2011год
Но что же такое я
сам, и в чем мое назначение?
Нет такого
человека, который над этим вопросом
бы не задумывался. В большинстве
случаев решение этой важнейшей
проблемы доверяем другим людям,
полагаясь на их мнение, их
суждения, ценим их ответы выше
своих. В этом наша ошибка.
Каждый сам для себя должен
найти ответ, задуматься над
своим Я и своим назначением
С чего
все начинается? С чего начинается
Я?
В природе
все закономерно, все развивается
по ее законам «…каждому
становлению я должен предпосылать
некоторое бытие...». Поэтому и
мы сейчас такие, какие есть,
и не потому что так хотим
или думаем так, а потому
что так должно быть. Нынешнему
состоянию предшествует прежнее
состояние. И в дальнейшем человек
не будет другим, потому что
сейчас он такой. В этом зависимость
человека от природы, она «…определяет
как то, чем я был, так и
то, что я есть и чем я
буду…».
Слишком
часто из-за дел и хлопот
человек забывает для чего
он живет. Люди забывают, что
им недолго оставаться на этой
земле. Материальные ценности, звания,
чины – все, чего им так
трудно было достичь, придется
оставить здесь. Почему же люди
направляют все свои способности
только на то, чтобы заработать
побольше денег, удовлетворить
свои страсти, вкусно поесть? Ведь
назначением человека не может
быть простая жизнь как животного.
Еда, питье и размножении –
не должны являться смыслом
жизни. Мы едим для того, чтобы
поддерживать жизнь, а не наоборот,
не живем ради еды. Должен
быть более глубокий смысл
жизни, назначения, чем простое
существование.
Природа
с помощью человека осознает
себя саму. Но в природе нет
противоречий, все ясно и понятно:
почему идет дождь, почему сейчас
туман или снег, почему осенью
деревья сбрасывают листья, а
весной снова распускаются почки.
А человек полон противоречий,
зачастую он не знает сам
себя, он не может объяснить
свои поступки, свои решения и
мысли, он создает ошибочное
мнение о себе у окружающих
и не понимает почему его
воспринимают именно так, а не
иначе. Человек хочет быть свободным в
своих решениях, в своем выборе «…я хочу
сам сделать себя тем, чем я буду». Но возможно
ли это? Ведь мы –
часть природы, часть той
силы, которая нас создала. Да, мы
свободны, но мы и ответственны. Ответственны
в том, чтобы понять свое место
в мире, понять свое назначение и
следовать ему, стремиться быть полезным.
Все, что
пока бесформенно и беспорядочно,
с помощью человека становится
в правильный порядок. То, что
уже упорядочено согласно своим
законам, становится более гармонично.
Человек вносит в хаос внешнего
мира порядок
Одного
понятия о своем назначении
мало. Необходимо действовать согласно
своему назначению. «…ты существуешь
здесь для деятельности…». Ценность
человека как личности определяется
его деятельностью. Кем бы человек
не был, сколько бы ему не
было лет, где бы он не
жил, он всегда носит человеческий
облик. Даже если он первобытный
человек, гоняющийся с палкой
за мамонтом или хакер, взламывающий
чужие банковские счета, или
преподаватель, сеющий разумное
и доброе среди своих учеников,
человек – есть человеком.
Человек
может стать самим собой только
через себя самого, через себя
понимать суть окружающих вещей
и себя. Пропускать все события
через призму своего сознания,
превращая все события и ситуации
в опыт. Назначение человека воплощается
в способность быть средством
для познания самого себя, причем
это знание осуществляется самостоятельной
персоной, сполна осязающей свое
право на собственное место
в существующем мире. Необходимо
посмотреть внутрь себя, не обращая
внимания на то, что происходит
вокруг. Не нужно отказываться
слушать свой внутренний голос,
необходимо верить в себя. Ведь
вера – это «…добровольное
удовлетворение естественно возникающих
в нас мнений…». Признав это
мнение человек может выполнить
свое назначение. Без веры знание
было бы только обманом, но
вера – не знание, она решение
воли человека придавать этому
знанию значение и смысл. Необходимо
прислушиваться к своему мнению,
знанию без страха повиноваться
ему. Жизнь – не пустая игра,
ложная и бессмысленная. В ней
есть смысл. Нечто должно произойти
потому, что это должно произойти
«…я существую для того и
только для того, чтобы это
свершилось; чтобы познать это,
у меня есть рассудок, чтобы
выполнить это - сила». Так что
большинство событий в нашей
жизни зависит от нас самих,
от нашего желания совершить
те или иные поступки, он наших
стремлений, от наших действий. «Мир для
меня – объект и сфера осуществления
моих обязанностей и абсолютно ничего
больше…»
Есть такие
люди, которые никогда не думали
о своем назначении, а если
и думали, то никогда не составляли
плана для осуществления этого
назначения, хотя бы в неопределенном
будущем. Они постигают моральный
мир путем осознания своих
обязанностей или же путем
требования от других людей
выполнения своих прав. Часто
мы требует от других того,
что никогда бы не потребовали
от себя. Мы требует от других
того, чтобы они относились к
нам обдуманно, рассудительно,
разумно. Необходимо, чтобы мы
поступали так, «…чтобы максимум
твоей воли ты мог бы мыслить
как вечный закон для себя».
Человек
состоит из «…двух порядков…»:
чисто духовного и чувственного.
В духовном порядке человек
управляет с помощью только
воли, в чувственном порядке
он проявляет свою деятельность.
Конечная цель разума – деятельность,
выполняя которую человек бы
не прибегал ни к какой помощи.
Воля – «…живой принцип разума…»
и она должна действовать просто
сама по себе, независимо от
каких-либо закономерностей. Человек
имеет разум, поскольку является
своей собственной целью.
Человек
есть прежде всего не потому,
что он есть, но потому что
есть нечто вне человека. Сознание
какого-нибудь назначения в нас
возможно только при предположении
некоторого не – Я. Это не
– Я должно влиять на чувственность,
на свою страдательную способность.
Таким образом человек чувственное
существо, но в тоже время и
разумное. И разум не должен
уничтожаться его чувственностью,
они должны сосуществовать, быть
вместе, рядом друг с другом. Таким
образом, человек должен быть
тем, что он есть, просто потому,
что он есть. Все, что он есть
должно быть отнесено к его
чистому Я. А если есть что-то,
чем он не может быть, потому
что он есть Я, тем он вообще
не должен быть. Чистое Я может
быть выражено только отрицательно
как противоположность не –
Я. Характерным признаком не -
Я является многообразие, а признак
чистого Я соответственно одинаковость,
оно всегда одно и тоже и
никогда не бывает другим.. Человек
должен быть согласен с самим
собой. Он не должен себе
никогда противоречить. Чистое
Я никогда не может находиться
в противоречии с самим собой.
Так как в нем нет никакого
различия, оно всегда одно и
тоже. Если же Я определяется
внешними вещами, то оно может
себе противоречить. И каждый
раз, когда оно себе противоречит – это
признак того, что оно определено не по
форме чистого Я, не посредством самого
себя, а через внешние вещи. Такого быть
не должно. Так как сам человек есть цель
– он должен сам определять себя и никогда
не позволять определять себя через что-нибудь
постороннее. Человек должен сам быть
тем, что он есть, так как он хочет этим
быть.
Невозможно
полностью понять всего своего
назначения. Часть этого назначения
скрыта от нас. У нас есть
только знание о ней как
о том, что нам что-либо приготовлено.
Другую часть знаний о назначении
человек знает и все его
остальные познания должны основываться
на этом знании. В каждый момент
жизни, таким образом, мы должны
знать что делать. Эти действия
зависят от нас, от нашей
воли, и в этом наше назначение.
Не нужно отступать от этого
знания, поскольку оно не выходит
за его пределы. Также мы
не должны хотеть знать что-либо
больше, чем нам нужно. Необходимо
направить все мысли, способности,
чувства на это, необходимо
развиваться, приобретать новые
знания. Каждый должен видеть
в себе человека с телом
и душой, для того чтобы выполнить
свое назначение, свой долг.
Люди живут
ради будущего. Они живут, чтобы
построить семью, вырастить детей,
дать им образование, чтобы
смогли жить лучше и интереснее,
чем их родители. Именно в этом
люди видят смысл своей повседневной
жизни. Многие люди живут ради
служения обществу. Согласно своей
профессии военные живут, чтобы
защищать свою страну от врагов,
врачи - чтобы лечить людей,
великие ученые живут ради
своих открытий, которые принесут
пользу всему человечеству. С
другой стороны, человек приходит
в этот мир, чтобы быть счастливым.
Человек живет и для любви,
и во имя любви! Именно во
имя этого прекрасного чувства
совершаются подвиги, создаются
великие произведения искусства,
рождаются дети. Человек - устроитель
и организатор жизни вообще. Человечество
живет, чтобы освоить нашу планету,
раз мы на ней появились,
а затем сохранить ее, сохранить
все живое, что на ней есть.
Значит, человек живет ради самой
жизни, чтобы жизнь и разум
не угасли.
«В понятии
человека заложено, что его последняя
цель должна быть недостижимой,
а его путь к ней бесконечным».
Таким образом, назначение человека
состоит не в том, чтобы достигнуть
этой цели, а в том, что он
должен все ближе приближаться к этой
цели. Бесконечное приближение к этой
недостижимой цели - подлинное назначение
как человека разумного, чувственного,
свободного существа. Полное согласие
с самим собой – совершенство. Именно
это совершенство – высшая недостижимая
цель человека. Для того чтобы человек
мог находиться в согласии с самим собой
необходимо, чтобы вещи, которые находятся
вне его, были согласованы с понятиями,
определяющими, какими должны быть эти
вещи. Необходимо пытаться усовершенствоваться
до бесконечности. Человек существует,
чтобы постоянно улучшаться, становиться
более нравственным, улучшать все вокруг
себя.