Галилео Галилей: научные открытия и их философский смысл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:02, реферат

Краткое описание

Плавное течение научной мысли только кажется нам таковым. Находясь в самом потоке, постоянно ощущая непрерывность времени, мы не замечаем те скачки и повороты, которые совершает процесс научного мышления. Только оглядываясь назад, пристально рассматривая последовательность этапов развития науки, мы обнаруживаем то, что потом называем революцией, что оказывается определяющим для научного познания на столетия вперед.

Вложенные файлы: 1 файл

Галилей научный открытия и их философский смысл.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Стремясь объяснить  устройство Вселенной, Галилей утверждал, что бог, когда-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а планетам сообщил движение по направления к Солнцу, изменив в определенной точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объективными закономерностями, изучение которых - дело только науки.

Влияние Галилея на развитие механики, оптики и астрономии в ХVII в. неоценимо. Его научная деятельность, огромной важности открытия, научная смелость имели решающее значение для победы гелиоцентрической системы мира. Особенно значительна работа Галилея по созданию основных принципов механики. Если основные законы движения и не высказаны Галилеем с той чёткостью, с какой это сделал И. Ньютон, то по существу закон инерции и закон сложения движений были им вполне осознаны и применены к решению практических задач. Историю динамики открывает Галилей, он первый выдвинул идею об относительности движения, решил ряд основных механических проблем. Сюда относятся, прежде всего изучение законов свободного падения тел и падения их по наклонной плоскости; законы движения тела, брошенного под углом к горизонту; установление сохранения механической энергии при колебании маятника. Галилей нанёс удар аристотелевским догматическим представлениям об абсолютно лёгких телах; в ряде остроумных опытов он показал, что воздух — тяжёлое тело и даже определил его удельный вес по отношению к воде.

Основа мировоззрения  Галилея — признание объективного существования мира, т.е. его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается — происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение — единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Согласно Галилею, познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки — опыт. Отвергая попытки схоластов добыть истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путём отвлечённых умствований, Галилей утверждал, что задача учёного — «... это изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии». Тех, кто слепо придерживается мнения авторитетов, не желая самостоятельно изучать явления природы, Галилей называл «раболепными умами», считал их недостойными звания философа и клеймил как «докторов зубрёжки». Однако ограниченный условиями своего времени, Галилей не был последователен; он разделял теорию двойственной истины и допускал божественный первотолчок.

 

Заключение

 

Галилей добился прогресса, изменив известные связи между словами, путем введения новых понятий; между словами и чувственными впечатлениями, путем введения новых естественных интерпретаций; используя новые необычные принципы, такие, как закон инерции и принцип универсальной относительности. Галилей победил благодаря своему стилю и блестящей технике убеждения, благодаря тому, что обращался к людям, протестующим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. При этом он проявил тонкий вкус, чувство юмора, гибкость, изящество - качества, которые с такой силой никогда уже не проявлялись в истории науки.

Все это  привело,  согласно  теории  научных  революций Т.Куна, к появлению новой парадигмы, качественно отличающейся от прежней и полностью с ней несоизмеримой. Она не только включила в себя принципиально новые проблемы, методы, оценки, критерии, стандарты и ценности, но и совершенно по-новому представила картину изучения природы. И тут, как и при политической революции, основным являлось оперирование не логическими доказательствами, а убеждениями, верованиями, групповым согласием. "Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, - утверждает Кун, - выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества". И эта новая модель, возникшая в начале XVII века, определила путь развития мировой науки до сегодняшних дней.

 

Список литературы

 

 

1. Галилей Г. Диалог  о двух главнейших системах  мира - птолемеевой и коперниковой // Галилей Г. Избр. труды. М., 1964. Т. 1.

2. Галилей Г.  Механика о телах пребывающих в воде // Галилей Г. Избр. труды. М., 1964. Т. 2.

3. Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964.

4. Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1984.

5. Дягилев Ф.М. Из истории физики и ее творцов. М., 1986.

 

 

 

 

 




Информация о работе Галилео Галилей: научные открытия и их философский смысл