Гегель."Лекции по истории философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:25, реферат

Краткое описание

Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Содержание

Словарь………………………………………………….……….………………...3
Аннотация………………………………………………..………………………..5
Введение…………………………………………………..……………………….7
Глава I: Мир……………………………………………………………………….8
Глава II:Человек.Общество.Государство………………………..……………..10
Глава III Истина………………………………………………………………….13
Глава IV Бог………………………………………………..…………………….14
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………...…16

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное агентство по образованию

— 34.78 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации                                             Федеральное агентство по образованию                                                                      Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральская Государственная Архитектурно- Художественная Академия

 

Кафедра социальных наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии   

Гегель.

«Лекции по истории философии»                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург                                                                                                                                          2012

 

 

Содержание

  1. Словарь………………………………………………….……….………………...3
  2. Аннотация………………………………………………..………………………..5
  3. Введение…………………………………………………..……………………….7
  4. Глава I: Мир……………………………………………………………………….8
  5. Глава II:Человек.Общество.Государство………………………..……………..10
  6. Глава III Истина………………………………………………………………….13
  7. Глава IV Бог………………………………………………..…………………….14
  8. Заключение………………………………………………………………………15
  9. Список литературы…………………………………………………………...…16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов

Диале́ктика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.[1] Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Мистифика́ция — намеренная попытка введения множества людей (читателей, зрителей, общество) в заблуждение. Понятие в основном относится к области искусства и не предполагает нанесения вреда обманным путём.

Э́йдос (др.-греч. εἶδος — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия.

Эмпири́зм, эмпирицизм (от др.-греч. έμπειρία — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему[источник не указан 276 дней]. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

         Теоло́гия (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии[1]. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания

Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.

Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Аннотация

Лекции по философии истории  - сочинение Гегеля, раскрывающее суть его философии истории. Создано на основе лекций, прочитанных в Берлинском университете с 1822 по 1830 год. Были опубликованы посмертно. Гегель утверждает разумный характер исторических изменений, где сама всемирная история человечества оказывается откровением бога (Абсолютного духа — нем. Weltgeist). Субъектом исторического развития являются народы, сутью которых является национальный дух, проявляющий себя в государстве. Гегель последовательно описывает сущность государственных образований в Китае, Индии, Греции.

«Лекции по истории философии» Г. Гегеля рассматривают развитие истории  как единый закономерный процесс  движения от состояния несвободы  к осуществлению всеобщей свободы. Развитие истории движется с востока  на запад, от древних восточных цивилизаций  через античность и средневековье, завершаясь в современной Г. Гегелю Европе. В ходе этого процесса отдельные  народы выступают как средства реализации целей мирового разума, хотя сами они  этого не осознают. Такими избранными народами были греческий, римский и германский. В духе протестантизма Г. Гегель рассматривает человека и человечество в целом как единственную сферу реализации возможностей божественного мирового разума. Особая роль отводится Г. Гегелем великим людям, таким как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, через поступки которых и проявляется воля Бога. Однако и массы, и сами великие люди являются лишь средствами, которые отбрасываются мировым разумом после достижения поставленных целей.

 

Содержание первой книги  «Лекций»: 
1. Очерк «Введение в историю философии» 
2. Восточная (китайская и индусская) философия 
3. Первая часть истории греческой философии (досократики)

Вторая книга «Лекций» посвящена периоду наивысшего расцвета античной мысли: 
1. Софисты 
2. Сократики 
3. Платон 
4. Аристотель 
5. Стоики 
6. Эпикур 
7. Скептики

Третья книга «Лекций» охватывает период от неоплатоников  вплоть до немецкой классической философии: 
• История греческой философии (окончание: неоплатоники). 
• Средневековая философия. 
• Новая философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Гегель Георг Вильгельм  Фридрих (1770—1831) – один из величайших мыслителей Европы. Творчество Гегеля является вершиной развития немецкой классической философии и одной  из поворотных точек развития европейской  философии в целом. 
«Лекции по истории философии» Гегеля остаются и сегодня одним из тех трудов, без знакомства с которыми невозможно понимание истории и современного состояния гуманитарных наук.

Гегель - это переломное явление  в истории философии.

В своих работах Гегель пытался ко всем проблемам подходить, как говорится, с точки зрения вечности - с точки зрения философа, который стоит на позициях непредубежденной вечной истины. Впрочем, Философ не был лишен ни личных, ни политических, ни социальных и исторических пристрастий. Для него, к примеру, воплощением  непревзойденного идеала общественной жизни является Прусская монархия, религии - христианство в его лютеранском  виде. Явным образом предубежденно  относится Гегель к философии  материализма и к метафизической философской системе Христиана Вольфа.

 

 

 

 

 

 

 

Мир.

Гегель конструирует картину  мира в рамках диалектического метода. Исходный Объект Гегеля - идеальное  разумное первоначало - Абсолютная Идея. Абсолютная Идея Гегеля - чистое Бытие; Бытие как таковое; Бытие лишенное каких-либо единичных черт. Чистое Бытие  тождественно не Бытию. Главное проявление Абсолютной Идеи - тождественность  Бытия и не Бытия, в силу которого Абсолютная Идея и развивается. Чистое Бытие начинает дифференцироваться в некотором логическом пространстве. Единство Бытия и не Бытия - есть становление Абсолютной Идеи - это  дифференцирование "первоначала", чистого Бытия в логическом пространстве с порождением множества логических единиц, логического мира, логики. По Гегелю, логика - это создание некоторого идеального логического мира - Понятие, Суждение, Умозаключение, Диалектический метод (он сам есть порождение этой Идеи). Логика - мир идеальных логических объектов. Гегель в "Науке логики" живописал логический мир. Качественный переход Абсолютной идеи в Природу (Натуру) по Гегелю : Натура - это Инобытие логического Мира, любой Объект в Натуре - Инобытие какого-либо логического Объекта, его проявление, следовательно, все знания о Натуре можно получить, рассматривая логический Объект, логический мир.

У  Г. Гегеля логика представляет собой учение о множестве понятий, из которых состоит мировой разум. Важнейшее из таких понятий - понятие бытия, из которого путем постановки и разрешения противоречий диалектически развиваются понятия становления, количества, качества, меры и т.д. Г. Гегель справедливо полагает, что без этих понятий невозможно помыслить ни про одну вещь, следовательно, они составляют условие бытия каждой вещи и мира в целом. Действительно, любая вещь представляет в мышлении человека как обладающая качественными, количественными, структурными характеристиками. Развитие категорий происходит от абстрактного к конкретному, то есть каждая следующая категория более конкретна и богата по содержанию, чем предыдущая. Этот же принцип определяет и развитие божественного мирового разума, которое представлено в трех частях гегелевской системы. Поэтому первая часть системы, «Логика», является наиболее абстрактным состоянием мирового разума, а последняя - «Философия духа» - наиболее конкретным и содержательным. Порядок развития категорий в «Логике» соответствует у Г. Гегеля порядку смены философских течений в истории философии. Каждое философское течение прошлого Г. Гегель рассматривает как один из моментов развития мирового разума или абсолютной идеи. В этом смысле ход истории философии, представленный в «Лекциях по истории философии», становится блестящей иллюстрацией диалектического развития категорий в «Логике».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек. Общество. Государство

Подведение Гегелем  различных  сторон социально-исторической  жизни  людей под категорию "объективного духа" означает мистифицированное  выражение той мысли, что социальная жизнь людей возвышается над  жизнью индивида.

В развитии Человеческого  общества Абсолютная Идея реализует  свою "свободу". "Свобода - осознанная необходимость" (Спиноза). По Гегелю, необходимость - это внутренняя характеристика процесса развития Абсолютной Идеи. Свобода - это осознание необходимости. Гегель считал:" Все разумное действительно, все действительное разумно". Разумность по Гегелю - это осознанная необходимость.

 Членом общества, правоспособной личностью человек становится лишь тогда, когда приобретает частную ценность. Именно в собственности воля личности обретает наивное воплощение. Такой первый экономический акт социализации Г. Гегель именует «абстрактным правом», подчеркивая тем самым его поверхностный характер. Углубление личностного начала и совершенствование правовых отношений происходит на второй стадии объективного духа, которая характеризуется как Моральность», право субъективной воли, которое основано на внутреннем убеждении личности. Мораль представлена Г. Гегелем как субъективная и, следовательно, односторонняя и неполноценная сторона объективного духа. Полноценная реализация личности возможна лишь на третьей стадии, «нравственности», когда субъективные моральные представления личности получают подкрепление в объективных законах общества. Здесь человек выступает уже не как отдельная личность, а как гражданин, жизнь которого подчинена не только внутренним велениям морального закона, но и внешним объективным законам общества. Нравственное состояние гражданина реализуется в трех формах: семье, гражданском обществе и государстве.

В духе античной традиции Г. Гегель рассматривает государство  как важнейшее условие полноценной  человеческой жизни, называя его  «шествием Бога в мире». Только в  государстве приводятся в гармоничное  единство субъективная и объективная  свобода, интересы отдельного индивида и общества в целом. Государство  является воплощением мирового разума и служит важнейшим инструментом реализации его целей. В таком  качестве государство выступает  в ходе всемирной истории, которая  является процессом постепенной  реализации развития мирового разума.

Процесс развития человечества - осознание внутренней необходимости. Сначала все люди не осознают своей  свободы, затем некоторые люди проявляют  осознание своей свободы, а остальные - рабы (восточная деспотия); далее  Абсолютная Идея перемещается в Восточное  Средиземноморье (Древняя Греция, Средняя  Азия, Финикия) - уже больше свободных  людей - появляется античное рабовладение; затем Римская держава, затем  в Европе - Германия. Остальные области  застывают - Абсолютная Идея ушла - стагнация. В Северной Германии происходит полное осознание Абсолютной Идеи самой  себя. По Гегелю, личная свобода Человека - ничто, речь идет о Идеальном государстве - тоталитарном.

Информация о работе Гегель."Лекции по истории философии"