Гегель наука логике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:00, реферат

Краткое описание

При всей несомненной значимости философско-правовой, т.е. социально-философской, проблематики в центре новаторской деятельности Гегеля в нюрнбергский, гейдельбергский и берлинский периоды оказывается грандиозная реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии. Все это сконцентрировано в трех книгах, получивших название «Науки логики»8. И когда Гегель в 1816 г. был приглашен в Гейдельбергский университет, то он приехал туда уже достаточно известным автором, потому что «Наука логики» в отличие от «Феноменологии духа» получила широкий резонанс. Гегеля-философа уже знали.

Вложенные файлы: 1 файл

Гегель наука логике.docx

— 18.74 Кб (Скачать файл)

                            «Наука логики» и система Гегеля.

При всей несомненной значимости философско-правовой, т.е. социально-философской, проблематики в центре новаторской деятельности Гегеля в нюрнбергский, гейдельбергский  и берлинский периоды оказывается  грандиозная реформа логики, теории познания, учения о мире, о категориях философии. Все это сконцентрировано в трех книгах, получивших название «Науки логики»8. И когда Гегель в 1816 г. был приглашен в Гейдельбергский  университет, то он приехал туда уже  достаточно известным автором, потому что «Наука логики» в отличие  от «Феноменологии духа» получила широкий  резонанс. Гегеля-философа уже знали. На него возлагали смелые и, как оказалось, оправдавшиеся надежды. Его лекции приезжали слушать люди из разных концов Германии. Гейдельбергский период, работа в университете (1816-1818) интересны  тем, что Гегель впервые сделал попытку  дать набросок системы — своего рода энциклопедию философских наук, что произошло в 1817 г. Гейдельбергская  «Энциклопедия» — краткая предварительная  версия той «Энциклопедии», которую  мы знаем и обычно читаем, та, в  которую наука логики входит в  сокращенном варианте (в виде Малой  логики). В «Энциклопедии философских  наук» 1817 г. очерчены все основные контуры  системы Гегеля. Дальнейшие издания  «Энциклопедии» (а именно, издания 1827 и 1830 гг.) расширяли и уточняли краткий  вариант. Отчасти дополнения и уточнения  сделал сам Гегель, отчасти внесли его ученики на основании лекций Гегеля. Тут перед нами возникает  одна из самых главных проблем  современного гегелеведения — вопрос о системе Гегеля и источниках, в которых она представлена.

Вспомним, что мы оставили проблему системы как бы на перепутье: основанием системы считалась феноменология  духа. И в системе зрелого Гегеля за феноменологией как бы по-прежнему сохраняется роль "входных ворот" в систему. Но теперь Гегель уже твердо и определенно делает основанием системы «Науку логики». «Наука логики»  как сочинение является первой и  фундаментальной частью системы  философских наук Гегеля.

 Вторая часть философской  системы — "философия природы". (Русский перевод сделан с посмертного  издания 1842 г.) Гегелю принадлежат  тексты, которые значатся под  параграфами и примечаниями «Философии  природы». Там же, где стоит слово  "прибавление", приводятся вторичные  тексты из записей учениками  лекций по «Философии природы», которые читал Гегель, а также  на основании (немногих) текстов,  оставшихся от Гегеля. Итак, Прибавления  — в основном, если не преимущественно,  негегелевские тексты.

 Третья часть "системы  философских наук" — это философия  духа. Русский перевод сочинения  с таким названием («Философия  духа») выполнен на основе варианта 1845 г., т. е. посмертного издания  под редакцией Баумана, одного  из учеников Гегеля. Там опять-таки  в примечаниях частично использованы  тетради, оставшиеся от Гегеля; но в основном обработаны пять  тетрадей с записями лекций. Другими  словами, если «Наука логики»  есть от начала до конца  текст Гегеля, то «Философия природы»  и «Философия духа» как части  «Энциклопедии философских наук»  — отчасти тексты Гегеля, отчасти  тексты вторичные. 

 Что такое вторичные тексты  Гегеля? Как они возникли? С какой  степенью доверия к ним можно  относиться? Степень доверия здесь  довольно высокая. Некоторые записи  лекций прошли проверку путем  сравнения. Брались пять тетрадей, пять записей и обнаруживалось, что в некоторых из них имеются  существенные совпадения. Это не  было случайным, потому что  Гегель часть своих лекций  надиктовывал (некоторые параграфы  и положения читались под диктовку  и записывались слушателями). И  все-таки они — вторичные материалы  со всеми вытекающими последствиями.  Поэтому цитировать их нужно  с осторожностью, с постоянным  напоминанием о том, что цитируется  вторичный текст. «Философия духа»,  третья основная часть системы,  в свою очередь делится на  три части — на учения о  субъективном, объективном и абсолютном  духе. Субъективный же дух делится  на антропологию, феноменологию  и психологию. Здесь, в контексте  субъективного духа, феноменология  выступает несколько иначе, чем  в работе «Феноменология духа»:  речь идет лишь о субъективном  духе, поскольку он неразрывно  связан с человеческим духом,  о духе, поскольку он как бы  заключен в "каркас" уникального  единичного человеческого существа. Чрезвычайно важным в структуре  гегелевской системы является  объективный дух, который в  свою очередь делится на право, мораль, и нравственность. А нравственность сама делится еще на три части: семью, гражданское общество, государство. Объективному духу Гегель посвятил не только часть «Энциклопедии», но и разработанную ранее «Философию права». Она имеет то же членение: право, мораль и нравственность. В ней, о чем уже шла речь, тоже повествуется о семье, гражданском обществе и государстве. (Надо учесть также, что русский перевод «Философии права» выполнен на основе издания учеников Гегеля, под редакцией Э. Ганса; и опять параграфы и примечания принадлежат Гегелю, а Прибавления — тексты Ганса и других гегелевских учеников.) В то время, когда Гегель преподавал в Гейдельберге и особенно в Берлине, когда он читал множество курсов лекций, он стал философом, при жизни признанным великим. Возможно, что он снова как-нибудь переиначил бы, перестроил свою систему. Но в 1831 г. его постигла безвременная смерть от холеры. Это случилось как раз тогда, когда он, по-видимому, снова был готов подпереть науку логики социально-философским основанием.

 Теперь рассмотрим, что представляют  собой по содержанию части  гегелевской системы, как они  связаны друг с другом, какую  имеют сравнительную ценность, как  изучаются сегодня. Фундирующая  роль науки логики в системе  Гегеля в значительной мере  связана с тем, что великий  мыслитель хотел построить систему  философии как научную систему,  как систему философских научных  дисциплин. Логико-методологический  каркас, общий для всех них,  надлежало выстроить в первую  очередь. Ставились также вопросы,  до сих пор важные и для  науки, и для философии: с  чего начать науку, что должно  быть клеточкой, или началом,  науки, как развивать затем  изложение научной системы и  т.д. «Наука логики» задает  и обосновывает свой маршрут.  Гегель разделяет главную задачу  на три подзадачи. Первое —  это интерпретация бытийственных  сторон какого-либо объекта. Соответственно  первый раздел «Науки логики»  имеет название «Бытие». Вторая  задача — исследование отношений  сущности (второй раздел «Сущность»). Третья задача (в разделе «Понятие»)  — это объединение того и  другого. Что значит исследование "бытийственного" аспекта исследования? Ведь всякий предмет, который  какой-либо наукой излагается  и исследуется, так или иначе  существует, наличествует, причем существовать  он может самым причудливым  образом. Пусть речь идет о  физическом предмете в физике  как о науке о телах. Как  существует физическое тело? Это  вопрос, на который (в свете  гегелевской системы науки, логики  как логики науки) нужно ответить  в первую очередь. Ясно, что  физическое тело природы не  тождественно "телу" как категории  физической науки: при всей  их связи существуют, "бытийствуют"  они по-разному. Может возникнуть  вопрос: как строится системно  наука о человеческом сознании? Прежде всего это значит, что  нужно зафиксировать, как бытийствует  сознание, как оно дается, как  может быть описано в количественных  и качественных характеристиках,  в мерных характеристиках (если  такие возможности существуют). Трудности  тут особые: ведь сознание, казалось  бы, неуловимо. Однако оно как-то  объективируется, особым образом  существует, бытийствует, дается  сознанию же. Логическое, философское  осмысление бытийственности —  первая системная задача и  загадка логики. Главные категории  сферы бытия — количество, качество, мера.

 Вторая системная задача  вытекает из необходимости затем  отвлечься от проявлений, от бытийственных  феноменов и взять их в чистоте,  закономерности, выявить отношения  данной области, сделать попытку  разобраться в их внутренних  связях. Гегель фиксирует шаги  анализа с помощью таких категорий,  как рефлексия, возможность, действительность, причинность, противоположность  и противоречия. Они входят в  раздел «Сущность». Остановимся  на теме противоположности и  противоречия. Вообще-то тема противоположности  и противоречия проходит через  всю «Науку логики». Что именно  применительно к этой теме  разбирается в сфере сущности  гегелевской «Науки логики»? Здесь  имеет место такое фиксирование  противоположностей, когда они как  бы выходят один на один  друг с другом, когда они как  бы готовы к "короткому замыканию", выступают как положительный  и отрицательный полюса. На данной  стадии фиксируется, что два  полюса не могут существовать  друг без друга, однако в  определенном контексте "готовы" уничтожить друг друга, если  это не будет предотвращено.  Вопрос об этом "если" и переносится  в третью часть логики, носящей  название «Понятие». 

 Третья часть логики —  рассказ о тех реальных опосредованиях, которые устанавливаются в той  или иной области жизни между  противоположностями. Гегель довольно  часто прибегает к примерам, взятым  из жизнедеятельности общества. Люди в обществе вступают как  антагонисты.


Информация о работе Гегель наука логике