«Наука логики»
и система Гегеля.
При всей несомненной значимости философско-правовой,
т.е. социально-философской, проблематики
в центре новаторской деятельности
Гегеля в нюрнбергский, гейдельбергский
и берлинский периоды оказывается
грандиозная реформа логики, теории
познания, учения о мире, о категориях
философии. Все это сконцентрировано
в трех книгах, получивших название
«Науки логики»8. И когда Гегель в
1816 г. был приглашен в Гейдельбергский
университет, то он приехал туда уже
достаточно известным автором, потому
что «Наука логики» в отличие
от «Феноменологии духа» получила широкий
резонанс. Гегеля-философа уже знали.
На него возлагали смелые и, как оказалось,
оправдавшиеся надежды. Его лекции
приезжали слушать люди из разных
концов Германии. Гейдельбергский период,
работа в университете (1816-1818) интересны
тем, что Гегель впервые сделал попытку
дать набросок системы — своего
рода энциклопедию философских наук,
что произошло в 1817 г. Гейдельбергская
«Энциклопедия» — краткая предварительная
версия той «Энциклопедии», которую
мы знаем и обычно читаем, та, в
которую наука логики входит в
сокращенном варианте (в виде Малой
логики). В «Энциклопедии философских
наук» 1817 г. очерчены все основные контуры
системы Гегеля. Дальнейшие издания
«Энциклопедии» (а именно, издания 1827
и 1830 гг.) расширяли и уточняли краткий
вариант. Отчасти дополнения и уточнения
сделал сам Гегель, отчасти внесли
его ученики на основании лекций
Гегеля. Тут перед нами возникает
одна из самых главных проблем
современного гегелеведения — вопрос
о системе Гегеля и источниках,
в которых она представлена.
Вспомним, что мы оставили проблему
системы как бы на перепутье: основанием
системы считалась феноменология
духа. И в системе зрелого Гегеля
за феноменологией как бы по-прежнему
сохраняется роль "входных ворот"
в систему. Но теперь Гегель уже твердо
и определенно делает основанием
системы «Науку логики». «Наука логики»
как сочинение является первой и
фундаментальной частью системы
философских наук Гегеля.
Вторая часть философской
системы — "философия природы".
(Русский перевод сделан с посмертного
издания 1842 г.) Гегелю принадлежат
тексты, которые значатся под
параграфами и примечаниями «Философии
природы». Там же, где стоит слово
"прибавление", приводятся вторичные
тексты из записей учениками
лекций по «Философии природы»,
которые читал Гегель, а также
на основании (немногих) текстов,
оставшихся от Гегеля. Итак, Прибавления
— в основном, если не преимущественно,
негегелевские тексты.
Третья часть "системы
философских наук" — это философия
духа. Русский перевод сочинения
с таким названием («Философия
духа») выполнен на основе варианта
1845 г., т. е. посмертного издания
под редакцией Баумана, одного
из учеников Гегеля. Там опять-таки
в примечаниях частично использованы
тетради, оставшиеся от Гегеля;
но в основном обработаны пять
тетрадей с записями лекций. Другими
словами, если «Наука логики»
есть от начала до конца
текст Гегеля, то «Философия природы»
и «Философия духа» как части
«Энциклопедии философских наук»
— отчасти тексты Гегеля, отчасти
тексты вторичные.
Что такое вторичные тексты
Гегеля? Как они возникли? С какой
степенью доверия к ним можно
относиться? Степень доверия здесь
довольно высокая. Некоторые записи
лекций прошли проверку путем
сравнения. Брались пять тетрадей,
пять записей и обнаруживалось,
что в некоторых из них имеются
существенные совпадения. Это не
было случайным, потому что
Гегель часть своих лекций
надиктовывал (некоторые параграфы
и положения читались под диктовку
и записывались слушателями). И
все-таки они — вторичные материалы
со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому цитировать их нужно
с осторожностью, с постоянным
напоминанием о том, что цитируется
вторичный текст. «Философия духа»,
третья основная часть системы,
в свою очередь делится на
три части — на учения о
субъективном, объективном и абсолютном
духе. Субъективный же дух делится
на антропологию, феноменологию
и психологию. Здесь, в контексте
субъективного духа, феноменология
выступает несколько иначе, чем
в работе «Феноменология духа»:
речь идет лишь о субъективном
духе, поскольку он неразрывно
связан с человеческим духом,
о духе, поскольку он как бы
заключен в "каркас" уникального
единичного человеческого существа.
Чрезвычайно важным в структуре
гегелевской системы является
объективный дух, который в
свою очередь делится на право,
мораль, и нравственность. А нравственность
сама делится еще на три части: семью, гражданское
общество, государство. Объективному духу
Гегель посвятил не только часть «Энциклопедии»,
но и разработанную ранее «Философию права».
Она имеет то же членение: право, мораль
и нравственность. В ней, о чем уже шла
речь, тоже повествуется о семье, гражданском
обществе и государстве. (Надо учесть также,
что русский перевод «Философии права»
выполнен на основе издания учеников Гегеля,
под редакцией Э. Ганса; и опять параграфы
и примечания принадлежат Гегелю, а Прибавления
— тексты Ганса и других гегелевских учеников.)
В то время, когда Гегель преподавал в
Гейдельберге и особенно в Берлине, когда
он читал множество курсов лекций, он стал
философом, при жизни признанным великим.
Возможно, что он снова как-нибудь переиначил
бы, перестроил свою систему. Но в 1831 г.
его постигла безвременная смерть от холеры.
Это случилось как раз тогда, когда он,
по-видимому, снова был готов подпереть
науку логики социально-философским основанием.
Теперь рассмотрим, что представляют
собой по содержанию части
гегелевской системы, как они
связаны друг с другом, какую
имеют сравнительную ценность, как
изучаются сегодня. Фундирующая
роль науки логики в системе
Гегеля в значительной мере
связана с тем, что великий
мыслитель хотел построить систему
философии как научную систему,
как систему философских научных
дисциплин. Логико-методологический
каркас, общий для всех них,
надлежало выстроить в первую
очередь. Ставились также вопросы,
до сих пор важные и для
науки, и для философии: с
чего начать науку, что должно
быть клеточкой, или началом,
науки, как развивать затем
изложение научной системы и
т.д. «Наука логики» задает
и обосновывает свой маршрут.
Гегель разделяет главную задачу
на три подзадачи. Первое —
это интерпретация бытийственных
сторон какого-либо объекта. Соответственно
первый раздел «Науки логики»
имеет название «Бытие». Вторая
задача — исследование отношений
сущности (второй раздел «Сущность»).
Третья задача (в разделе «Понятие»)
— это объединение того и
другого. Что значит исследование
"бытийственного" аспекта исследования?
Ведь всякий предмет, который
какой-либо наукой излагается
и исследуется, так или иначе
существует, наличествует, причем существовать
он может самым причудливым
образом. Пусть речь идет о
физическом предмете в физике
как о науке о телах. Как
существует физическое тело? Это
вопрос, на который (в свете
гегелевской системы науки, логики
как логики науки) нужно ответить
в первую очередь. Ясно, что
физическое тело природы не
тождественно "телу" как категории
физической науки: при всей
их связи существуют, "бытийствуют"
они по-разному. Может возникнуть
вопрос: как строится системно
наука о человеческом сознании?
Прежде всего это значит, что
нужно зафиксировать, как бытийствует
сознание, как оно дается, как
может быть описано в количественных
и качественных характеристиках,
в мерных характеристиках (если
такие возможности существуют). Трудности
тут особые: ведь сознание, казалось
бы, неуловимо. Однако оно как-то
объективируется, особым образом
существует, бытийствует, дается
сознанию же. Логическое, философское
осмысление бытийственности —
первая системная задача и
загадка логики. Главные категории
сферы бытия — количество, качество,
мера.
Вторая системная задача
вытекает из необходимости затем
отвлечься от проявлений, от бытийственных
феноменов и взять их в чистоте,
закономерности, выявить отношения
данной области, сделать попытку
разобраться в их внутренних
связях. Гегель фиксирует шаги
анализа с помощью таких категорий,
как рефлексия, возможность, действительность,
причинность, противоположность
и противоречия. Они входят в
раздел «Сущность». Остановимся
на теме противоположности и
противоречия. Вообще-то тема противоположности
и противоречия проходит через
всю «Науку логики». Что именно
применительно к этой теме
разбирается в сфере сущности
гегелевской «Науки логики»? Здесь
имеет место такое фиксирование
противоположностей, когда они как
бы выходят один на один
друг с другом, когда они как
бы готовы к "короткому замыканию",
выступают как положительный
и отрицательный полюса. На данной
стадии фиксируется, что два
полюса не могут существовать
друг без друга, однако в
определенном контексте "готовы"
уничтожить друг друга, если
это не будет предотвращено.
Вопрос об этом "если" и переносится
в третью часть логики, носящей
название «Понятие».
Третья часть логики —
рассказ о тех реальных опосредованиях,
которые устанавливаются в той
или иной области жизни между
противоположностями. Гегель довольно
часто прибегает к примерам, взятым
из жизнедеятельности общества.
Люди в обществе вступают как
антагонисты.