Генезис науки. Проблема периодизации ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:46, доклад

Краткое описание

Положение человека в филогенетической системе: надцарство – эукариоты, царство – животные, тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд приматы, подотряд сухоносые, инфраотряд обезьянообразные, парвотряд – узконосые обезьяны, налсемейство – человекообразные обезьяны, семейство гоминиды, род xomo, вид xomo sapiens, подвид xomo sapiens sapiens человек разумный современный.

Вложенные файлы: 1 файл

5 Генезис науки. Проблема периодизации ее развития.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

5 Генезис науки. Проблема периодизации ее развития

Положение человека в филогенетической системе: надцарство – эукариоты, царство – животные, тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд приматы, подотряд сухоносые, инфраотряд обезьянообразные, парвотряд – узконосые обезьяны, налсемейство – человекообразные обезьяны, семейство гоминиды, род xomo, вид  xomo sapiens, подвид xomo sapiens sapiens человек разумный современный.

Основными эволюции были энцефализация и церебрализация – преобразование коры головного мозга, прямохождение, развитие кисти руки, удлинение периода созревания, освоение новых способов поведения и завоевание новых экологических ниш.

Факторами возникновения человека и об-ва (антропосоциогенеза) стали мыслительно-познавательная активность, языковое общение, трудовая деят-ть, рост численности популяций, рост потребностей, конфликт интересов, формирование системы нравственных запретов, изоляция групп и коммуникация м-у ними. А так же комплекс естественно-природных предпосылок – колебания климата, тектонические сдвиги и др.

Социально-биологический прогресс имеет 10 главных проявлений: совершенствование организма человека, увеличение численности людей, их разнообразия, увеличение продолжительности жизни, расширение пространств обитания, повышение устойчивости к изменениям среды, усложнение социальной организации, эскалация производства, разрастание техносферы, духовный рост.

Первый представитель рода Хомо – человек умелый, появился 2,5 млн. лет назад в африке, раскалывал камень и пользовался им без обработки.  1,8 млн лет назад в результате первой миграционной волны человек прямоходящий заселил Евразию. Эректусы изготавтивали кремнёвые макролиты, рубила, копья и пользовались огнем 1,5 млн.лет назад.

Известны 2 формы человека разумного. Возраст архаической формы – почти 500 тыс. лет, анатомически-современная форма – 200-250тыс. лет.125-60 тыс. лет назад сапиенсы мигрируют из Африки в Евразию.

В начале 21 в. Ученые пересмотрели свои взгляды. Классификация пошла по пути сближения людей и обезьян. Человек разумный современный сосуществовал с иными формами длительное время.

В доисторические времена накопление знаний осуществлялось посредством мифологического мышления, которому присущи антропоморфизм, анимизм, магическая практика, тотемизм. Культ умерших, первые захоронения (60 тыс. лет назад), мегалиты (11-2 тыс л. До н.э), петроглифы, обряд инициации. Развитие абстрактного мышление, постижение различия между телом и душой, живым и неживым. Свидетельства о врачевательной деятельности, забота о раненных и больных, гигиенические навыки. Следы астрономической деятельности (35-20 тыс. лет назад), ритмические узоры, астральная религия. Формирование представлений о пространстве и времени, о мире, о всеобщей закономерности, о сезонных циклах о единстве человека и космоса. Представления о числах, фигурах, системах счисления. Получение сведений о минералах, породах, почвах, рудах. Значение торговли, захватов, миграции. Зачатки практической химии: овладение огнем (от 0,5 до 1,5 млн. л. Назад), использование процессов спекания, горения, плавления, гниения, брожения. Сведения о металлах и сплавах. Выплавка меди (7-6 тыс.л.до н.э), стеклоделие (6 тыс.л. до н.э). Гончарное пр-во (30-20 тыс.л.назад). Одомашнивание животных, окультуривание растений, искусственный отбор. Техника – орудие убийства и орудие труда, магические орудия. Градостроительство (10-8 тыс. лет до н.э.). Познание иерархических отношений в природе и об-ве. Формы брака и семьи. Мифы о героях – проявление историко-познавательной рефлексии.

Предпосылки преднаучного знания:

- запись наблюдений

- наличие специализированных  помещений, приборов

- профессиональная специализация  в условиях разделения труда

- формирование профессиональной  этики

- появление образовательных  учреждений и образовательного  стандарта

- связь знания с определенным видом практики

- нацеленность познавательной  деятельности на решение долгосрочных  задач

- Аккумуляция знаний и  умений в условиях межкультурного  обмена

- рационализация представлений  о причинах явлений

- тенденция к демифологизации

Возникновение письменности (6 тыс.л.до н.э), греческий алфавит, распространения грамотности, поклонение светилам и метеоритам, космогонические мифы. Астрология и астрономия, гадательная практика.Часы, календарные системы, лунный год, идентификация зодиака, развитие тригонометрии, наблюдение комет, звездных потоков, открытие солнечных пятен. Математика в странах Древнего Востока, арифметические и геометрические знания египтян. Успехи в мореплавании, бальзамирование покойников, гадание по внутренностям животных, системы орошаемого земледелия. Врачебная этика, правовое регулирование врачебной деятельности. Наблюдение психических явлений. Египетские пирамиды, рычаг, клин, колесо, системы мер и весов. Металлургия золота, серебра, олова, свинца. Технологии выпаривания, экстракции, фильтрации. Произв-во стекла, керамики, косметики, мыла. Миф, эпос, литература о деяниях богов им героев, Ветхий авет.Предфилософия в Египте, Вавилоне, Палестине – форма синтеза космологических, этических, социально-политических и др. идей. Для нее характерна деантропоморфизация природы, рациональное понимание человеческих поступков. Предфилософская лит-ра свидетельствует о кризисе мифологического мышления.

Периодизация – деление исторического процесса на периоды – один из способов систематизации знаний с целью их обобщения и получения нового знания.

Период – промежуток времени в течение которого совершается полный цикл изменений, отрезок истории, обладающий некоторыми особенностями. Содержание периода укладывается в интервал между стартовым и финальным событием, который мыслится двояко: количество времени, календарный срок или этап в развитии, стадия, фаза. Эпохи объединяют в эры, эры – в эоны.

В основание периодизации науки можно положить либо формально-хронологический, либо содержательный принцип.

Минусы форм-хрон. Подхода: границы периодов, заданные внешними факторами (смена эпох, круглые даты) не совпадают с моментами качественных изменений.

Трудности содержательного подхода: Необходимо учитывать множество параметров. Темпы и логика развития разных областей знания неодинаковы, нередко старое и новое сосуществуют некоторое время.

4 историко-хронологические  трактовки науки:

  1. Наука – та форма знания, социальное явление, кот. Сформировалось на рубеже XVI-XVIIвв. (узкая трактовка). То что было раньше – преднаука.

Решающее значение – появление эксперимента, связь с производством, оформленность социального института, близость к современным представлениям о мире (отвергают физику Аристотеля, но не физику Ньютона)

  1. В понятие науки включают средневековую и античную (широкая трактовка). Преднаука – системы знаний, возникшие на Древнем Востоке в 3-1 тыс. лет до н. э. (наиболее предпочтительная трактовка)

Решающее значение – появление особой профессиональной группы, занимающейся научно-познавательной деят-тью и отделение науки от др. сфер духовной культуры.

  1. Широкая трактовка+ Древний восток = расширительная трактовка.

Решающее значение изобретение письменности и использование ее для записи наблюдений.

  1. Наука = более или менее осмысленное и специализированное знание, бытовавшее  еще в доисторические времена, учение, обучение, опыт (нестрогая трактовка).

Чрезмерно узкая трактовка – только физико-математическое знание или дисциплины, оперирующие количественными методами (социология – наука, а социальная философия – нет).

5 главных эпох

1 Донаучное знание (доисторические и раннеисторические времена)

2 Преднаучное знание Египта  и Шумера (3-1 тыс. лет до н.э.), включая  преднауку поздневавилонского периода (4-2 вв. до н.э).

3 Наука в античную эпоху (4 в до н.э – 4 в. Н.э.)

Классический период (4-6 вв. до н. э)

Эллинистический (3-1 вв. до н.э)

Римско-эллинистический (1 в. До н.э. – 4 в . н.э)

4 Наука в средние века (6-16 вв. н.э.)

Период раннего и высокого средневековья (6-14вв. н.э.)

- обрзованность эпохи «поздних римлян» (Боэций, Кассиодор, Григорий великий, Иоанн Филопон и др. 6 в)

-Зарождение средневекового энциклопедизма (Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Алкуин, Джабир 7-8 вв)

-Расцвет опытного естествознания в странах ислама и научная мысль в эпоху господства схоластики в христианских странах. (Ар-рази, Аль-Бируни, Ибн Сина, Альберт Великий, 9-14 вв.)

Эпоха Возрождения, 14-16 вв.

5 Современная наука, наука  в узком смысле слова. Зарождается  на рубеже 16-17 вв.

- Наука в Новое время, классическая (17-19вв)

Классическая наука в первый период Нового времени (до начала Наполеоновских войн 1800-1815гг.)

Классическая наука во 2й период Нового времени (после начала Наполеоновских войн 1800-1815гг.)

- Наука в 20в, неклассическая.

Согласно подходу, разработанному на материале истории физики В.С.Степиным, современная наука в своем развитии проходит 3-4 этапа:

А) классическая наука 17-19 вв.

- додисциплинарная наука 17-18 в.

- дисциплинарно организованная  наука 19в.

Б) неклассическая наука пер.пол.20в

В) постнеклассическая наука втор.пол.20в.

4 этапа в истории новоевропейской  науки связаны, по мнению Степина, с 4мя глобальными научными революциями  в естествознании.

1 революция, произошедшая  в 17 в.- становление классического  естествознания.

2 революция, произошедшая  в 18 в и пер.пол 19в. – становление  дисциплинарно организованного  естествознания

3 революция, охватывающая  период с конца 19 в. До сер.20 в. – становление неклассического  естествознания (релятивистская физика, квантовая химия, общая теория систем).

4 революция, н ачавшаяся во 2й пол. 20 в. – становление постнеклассической современной науки.

Каждая революция приводила к реорганизации науки в целом, к изменениям как в структуре знаний, так и в характере познавательной деятельности.

Д.Дж. де Солла Прайс писал о 2х крупных периодах – «малая наука» (с древности до 17в.) и «большая наука» (с 17в до наших дней). Малая наука складывалась трудами отдельных исследователей, а большая переросла в централизованную, институционализированную практику.

А.С.Кравец делает акцент на политической стороне дела:

- романтическай период 15-17 вв., зарождение капитализма и  профессиональной науки

- классический период 17-19вв., наука развивается и становится  на службу гос-ву

- постклассический период  до сер.20в., научные идеи активно проникают в сферу техники, при помощи гос-ва

- постнеклассический период  со 2й пол. 20в., наука привлекается  к участию в крупных соц. проектах  и срастается с гос-вом.

Олексин называет следующие «парадигмы» познания жизни: мифологическую, натурфилософскую, теологическую, механистическую, эволюционную, социогуманитарную.

В.И.Вернадский говорил о переходе биосферы в ноосферу, говорил о «взрывах научного творчества» в 5 в. До н.э., 17 и 20 вв., очередной взрыв подготовлен всем холлом развития биосферы.

Почему революции, взрывы, повороты происходили именно в это время? Раскрывая сущность этих процессов, нужно придерживаться такой схемы:

1 руководствоваться принципом  взаимосвязи между приростом  знаний и историческим прогрессом (Руссо, Кант, Конт, Маркс, Вебер, Поппер, Фуко понимали эту связь по разному). Нужно понимать, что эпохи в истории познания не полностью совпадают с этапами политического или экономического развития об-ва. Важно стремиться к максимально точной датировке границ периода, сочетая хронологический подход с типологическим.

2 Нужно учитывать политические, экономические, социокультурные и  прочие предпосылки научных представлений  эпохи. Фокусировать внимание на  взаимодействии науки с другими  формами культуры, с идеологией, гос-вом, производством, системой обр-ния.

3 необходимо идентифицировать  главные мировоззренческие и  методологические платформы, раскрыть  отн-е науки к 5и великим сущностям: богу, к природе, к жизни, к человеку, истории.

4 Должны быть охарактеризованы  особенности научного знания в данный период, основные направления исследования, узловые проблемы, важнейшие события, теории и открытия. А так же парадигмы и тенденции, формы и ср-ва синтеза знаний, знаковые фигуры, научные школы, географические центры, состояние источников инфы. НЕ ВолНУйСя, Ты все сдашь! =)


Информация о работе Генезис науки. Проблема периодизации ее развития