Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:46, доклад
Положение человека в филогенетической системе: надцарство – эукариоты, царство – животные, тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд приматы, подотряд сухоносые, инфраотряд обезьянообразные, парвотряд – узконосые обезьяны, налсемейство – человекообразные обезьяны, семейство гоминиды, род xomo, вид xomo sapiens, подвид xomo sapiens sapiens человек разумный современный.
5 Генезис науки.
Проблема периодизации ее
Положение человека в филогенетической системе: надцарство – эукариоты, царство – животные, тип – хордовые, класс – млекопитающие, отряд приматы, подотряд сухоносые, инфраотряд обезьянообразные, парвотряд – узконосые обезьяны, налсемейство – человекообразные обезьяны, семейство гоминиды, род xomo, вид xomo sapiens, подвид xomo sapiens sapiens человек разумный современный.
Основными эволюции были энцефализация и церебрализация – преобразование коры головного мозга, прямохождение, развитие кисти руки, удлинение периода созревания, освоение новых способов поведения и завоевание новых экологических ниш.
Факторами возникновения человека и об-ва (антропосоциогенеза) стали мыслительно-познавательная активность, языковое общение, трудовая деят-ть, рост численности популяций, рост потребностей, конфликт интересов, формирование системы нравственных запретов, изоляция групп и коммуникация м-у ними. А так же комплекс естественно-природных предпосылок – колебания климата, тектонические сдвиги и др.
Социально-биологический прогресс имеет 10 главных проявлений: совершенствование организма человека, увеличение численности людей, их разнообразия, увеличение продолжительности жизни, расширение пространств обитания, повышение устойчивости к изменениям среды, усложнение социальной организации, эскалация производства, разрастание техносферы, духовный рост.
Первый представитель рода Хомо – человек умелый, появился 2,5 млн. лет назад в африке, раскалывал камень и пользовался им без обработки. 1,8 млн лет назад в результате первой миграционной волны человек прямоходящий заселил Евразию. Эректусы изготавтивали кремнёвые макролиты, рубила, копья и пользовались огнем 1,5 млн.лет назад.
Известны 2 формы человека разумного. Возраст архаической формы – почти 500 тыс. лет, анатомически-современная форма – 200-250тыс. лет.125-60 тыс. лет назад сапиенсы мигрируют из Африки в Евразию.
В начале 21 в. Ученые пересмотрели свои взгляды. Классификация пошла по пути сближения людей и обезьян. Человек разумный современный сосуществовал с иными формами длительное время.
В доисторические времена накопление знаний осуществлялось посредством мифологического мышления, которому присущи антропоморфизм, анимизм, магическая практика, тотемизм. Культ умерших, первые захоронения (60 тыс. лет назад), мегалиты (11-2 тыс л. До н.э), петроглифы, обряд инициации. Развитие абстрактного мышление, постижение различия между телом и душой, живым и неживым. Свидетельства о врачевательной деятельности, забота о раненных и больных, гигиенические навыки. Следы астрономической деятельности (35-20 тыс. лет назад), ритмические узоры, астральная религия. Формирование представлений о пространстве и времени, о мире, о всеобщей закономерности, о сезонных циклах о единстве человека и космоса. Представления о числах, фигурах, системах счисления. Получение сведений о минералах, породах, почвах, рудах. Значение торговли, захватов, миграции. Зачатки практической химии: овладение огнем (от 0,5 до 1,5 млн. л. Назад), использование процессов спекания, горения, плавления, гниения, брожения. Сведения о металлах и сплавах. Выплавка меди (7-6 тыс.л.до н.э), стеклоделие (6 тыс.л. до н.э). Гончарное пр-во (30-20 тыс.л.назад). Одомашнивание животных, окультуривание растений, искусственный отбор. Техника – орудие убийства и орудие труда, магические орудия. Градостроительство (10-8 тыс. лет до н.э.). Познание иерархических отношений в природе и об-ве. Формы брака и семьи. Мифы о героях – проявление историко-познавательной рефлексии.
Предпосылки преднаучного знания:
- запись наблюдений
- наличие специализированных помещений, приборов
- профессиональная
- формирование профессиональной этики
- появление образовательных учреждений и образовательного стандарта
- связь знания с определенным видом практики
- нацеленность познавательной
деятельности на решение
- Аккумуляция знаний и
умений в условиях
- рационализация представлений о причинах явлений
- тенденция к демифологизации
Возникновение письменности (6 тыс.л.до н.э), греческий алфавит, распространения грамотности, поклонение светилам и метеоритам, космогонические мифы. Астрология и астрономия, гадательная практика.Часы, календарные системы, лунный год, идентификация зодиака, развитие тригонометрии, наблюдение комет, звездных потоков, открытие солнечных пятен. Математика в странах Древнего Востока, арифметические и геометрические знания египтян. Успехи в мореплавании, бальзамирование покойников, гадание по внутренностям животных, системы орошаемого земледелия. Врачебная этика, правовое регулирование врачебной деятельности. Наблюдение психических явлений. Египетские пирамиды, рычаг, клин, колесо, системы мер и весов. Металлургия золота, серебра, олова, свинца. Технологии выпаривания, экстракции, фильтрации. Произв-во стекла, керамики, косметики, мыла. Миф, эпос, литература о деяниях богов им героев, Ветхий авет.Предфилософия в Египте, Вавилоне, Палестине – форма синтеза космологических, этических, социально-политических и др. идей. Для нее характерна деантропоморфизация природы, рациональное понимание человеческих поступков. Предфилософская лит-ра свидетельствует о кризисе мифологического мышления.
Периодизация – деление исторического процесса на периоды – один из способов систематизации знаний с целью их обобщения и получения нового знания.
Период – промежуток времени в течение которого совершается полный цикл изменений, отрезок истории, обладающий некоторыми особенностями. Содержание периода укладывается в интервал между стартовым и финальным событием, который мыслится двояко: количество времени, календарный срок или этап в развитии, стадия, фаза. Эпохи объединяют в эры, эры – в эоны.
В основание периодизации науки можно положить либо формально-хронологический, либо содержательный принцип.
Минусы форм-хрон. Подхода: границы периодов, заданные внешними факторами (смена эпох, круглые даты) не совпадают с моментами качественных изменений.
Трудности содержательного подхода: Необходимо учитывать множество параметров. Темпы и логика развития разных областей знания неодинаковы, нередко старое и новое сосуществуют некоторое время.
4 историко-хронологические трактовки науки:
Решающее значение – появление эксперимента, связь с производством, оформленность социального института, близость к современным представлениям о мире (отвергают физику Аристотеля, но не физику Ньютона)
Решающее значение – появление особой профессиональной группы, занимающейся научно-познавательной деят-тью и отделение науки от др. сфер духовной культуры.
Решающее значение изобретение письменности и использование ее для записи наблюдений.
Чрезмерно узкая трактовка – только физико-математическое знание или дисциплины, оперирующие количественными методами (социология – наука, а социальная философия – нет).
5 главных эпох
1 Донаучное знание (доисторические и раннеисторические времена)
2 Преднаучное знание Египта
и Шумера (3-1 тыс. лет до н.э.), включая
преднауку поздневавилонского
3 Наука в античную эпоху (4 в до н.э – 4 в. Н.э.)
Классический период (4-6 вв. до н. э)
Эллинистический (3-1 вв. до н.э)
Римско-эллинистический (1 в. До н.э. – 4 в . н.э)
4 Наука в средние века (6-16 вв. н.э.)
Период раннего и высокого средневековья (6-14вв. н.э.)
- обрзованность эпохи «поздних римлян» (Боэций, Кассиодор, Григорий великий, Иоанн Филопон и др. 6 в)
-Зарождение средневекового энциклопедизма (Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Алкуин, Джабир 7-8 вв)
-Расцвет опытного естествознания в странах ислама и научная мысль в эпоху господства схоластики в христианских странах. (Ар-рази, Аль-Бируни, Ибн Сина, Альберт Великий, 9-14 вв.)
Эпоха Возрождения, 14-16 вв.
5 Современная наука, наука в узком смысле слова. Зарождается на рубеже 16-17 вв.
- Наука в Новое время, классическая (17-19вв)
Классическая наука в первый период Нового времени (до начала Наполеоновских войн 1800-1815гг.)
Классическая наука во 2й период Нового времени (после начала Наполеоновских войн 1800-1815гг.)
- Наука в 20в, неклассическая.
Согласно подходу, разработанному на материале истории физики В.С.Степиным, современная наука в своем развитии проходит 3-4 этапа:
А) классическая наука 17-19 вв.
- додисциплинарная наука 17-18 в.
- дисциплинарно организованная наука 19в.
Б) неклассическая наука пер.пол.20в
В) постнеклассическая наука втор.пол.20в.
4 этапа в истории
1 революция, произошедшая в 17 в.- становление классического естествознания.
2 революция, произошедшая в 18 в и пер.пол 19в. – становление дисциплинарно организованного естествознания
3 революция, охватывающая период с конца 19 в. До сер.20 в. – становление неклассического естествознания (релятивистская физика, квантовая химия, общая теория систем).
4 революция, н ачавшаяся во 2й пол. 20 в. – становление постнеклассической современной науки.
Каждая революция приводила к реорганизации науки в целом, к изменениям как в структуре знаний, так и в характере познавательной деятельности.
Д.Дж. де Солла Прайс писал о 2х крупных периодах – «малая наука» (с древности до 17в.) и «большая наука» (с 17в до наших дней). Малая наука складывалась трудами отдельных исследователей, а большая переросла в централизованную, институционализированную практику.
А.С.Кравец делает акцент на политической стороне дела:
- романтическай период 15-17 вв., зарождение капитализма и профессиональной науки
- классический период 17-19вв.,
наука развивается и
- постклассический период до сер.20в., научные идеи активно проникают в сферу техники, при помощи гос-ва
- постнеклассический период со 2й пол. 20в., наука привлекается к участию в крупных соц. проектах и срастается с гос-вом.
Олексин называет следующие «парадигмы» познания жизни: мифологическую, натурфилософскую, теологическую, механистическую, эволюционную, социогуманитарную.
В.И.Вернадский говорил о переходе биосферы в ноосферу, говорил о «взрывах научного творчества» в 5 в. До н.э., 17 и 20 вв., очередной взрыв подготовлен всем холлом развития биосферы.
Почему революции, взрывы, повороты происходили именно в это время? Раскрывая сущность этих процессов, нужно придерживаться такой схемы:
1 руководствоваться принципом
взаимосвязи между приростом
знаний и историческим
2 Нужно учитывать политические,
экономические, социокультурные и
прочие предпосылки научных
3 необходимо идентифицировать главные мировоззренческие и методологические платформы, раскрыть отн-е науки к 5и великим сущностям: богу, к природе, к жизни, к человеку, истории.
4 Должны быть охарактеризованы особенности научного знания в данный период, основные направления исследования, узловые проблемы, важнейшие события, теории и открытия. А так же парадигмы и тенденции, формы и ср-ва синтеза знаний, знаковые фигуры, научные школы, географические центры, состояние источников инфы. НЕ ВолНУйСя, Ты все сдашь! =)
Информация о работе Генезис науки. Проблема периодизации ее развития