Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 21:22, доклад
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д. ).
§ 1. Генезис философии
Как известно, объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и т.д. ). Полюса этого мировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такие диалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой, «пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать» одна в другую.
Отражая непростой и противоречивый
характер отношения «человек – мир»,
философия с самого начала своего
существования проявляет черты
альтернативности и одновременно диалогичности.
Вся ее история, как будет показано
далее, являет собой бесконечный
диалог идеализма и материализма,
гносеологического оптимизма и
агностицизма, диалектики и метафизики.
В реальном историко-философском
процессе этот диалог существует как
«полифония», «многоголосие» альтернативных
позиций – номинализма и
Еще одной существенной особенностью философского знания является его принципиальный историзм . Философия, постигающая основные способы отношения «человек – мир», не может абстрагироваться от собственной истории. Без обращения к историко-философской тематике ни один из разделов философии не способен решать свои проблемы. История философии является школой теоретического мышления, поскольку для развития последнего «… не существует до сих пор никакого иного средства кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс).
Постигая огромное философское
наследие, нельзя забывать о том, что
история философии, во-первых, есть
история единой, хотя и растянувшейся
во времени, попытки людей философствовать
и посредством философии
Следует также учитывать,
что история философии — не
простая сумма философских
Проблема исторической обусловленности
философии имеет и такой
Приступая к рассмотрению исторических этапов развития философии, необходимо уточнить следующие понятия.
Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих продолжателей, постольку формируются философские школы.
Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми, идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.
Философские направления – это наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе (учения, школы), которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.
Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».
Происхождение философии до сих пор остается во многом загадочным событием. Уникальность и сложность этого события затрудняют логическое объяснение начала философии как таковой, поэтому вопрос о генезисе философии не менее актуален, чем вопрос о ее сущности.
Предполагают, что философия
возникла в результате совпадения нескольких
благоприятных условий и
Среди духовных истоков философии
обычно выделяют два основных –
эмпирические знания и мифологию. Знания
и миф равным образом порождают
философское видение мира, но способы
их преемственности с ним
Философия и мифология находятся в одном эволюционном ряду и между ними неизбежна генезисная преемственность. Древнегреческий философ Аристотель считал, что тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ.
Отрицая мифологию, философия тем не менее, воспринимает от нее опыт, с одной стороны, предельного обобщения восприятия мира, а с другой – ценностного отношения к миру. Процесс отделения философии от мифологии - это длительный, «растянутый» на многие столетия процесс. Следует отметить, что полностью «очиститься» от мифологии философия не смогла на протяжении всей истории.
Для появления философии
необходимы были также и социальные
условия. К ним относятся прежде
всего отделение умственного
труда от физического, позволившее
заниматься теоретической деятельностью.
Профессионализация философской деятельности
начинается в период разложения социально-экономической
структуры и возникновения
Становление философии, ее предметное
самоопределение происходит в середине
первого тысячелетия до н.э. в
Индии, Китае и Греции. Специфика
общественного развития этих стран
обусловила преобладание в восточной
философии религиозно-