Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 02:09, контрольная работа
Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей. По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация..5
2. Проблемы экологии и концепции их преодоления…………………………..8
3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия………….13
4. Проблема ресурсов в современном обществе……………………………….16
5. Военные конфликты в современном мире…………………………………..18
6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем………………20
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………
Известный философ и социолог К. Манхейм отмечал, что общие для всех современных государств структурные проблемы таковы:
1) достижение национального единства;
2) участие народа в правлении;
3) включение
государства в мировой
4) решение социальной
проблемы."6 Под национальным единством
при этом понималась нация
как совокупность граждан
Глобальное сознание
в одном из своих главных аспектов-
есть сознание заботы о собственной
стране, ее благополучии и процветании,
так как взаимозависимость
В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.
7. Концепции дальнейшей судьбы человечества
Прообраз глобального сознания в ряде аспектов просматривается в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945).
Тейяр де Шарден рассматривал человека как заранее запланированный свыше итог эволюции, космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни". На этапе "мысли" появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий "ноосферу", персонализирующий мир. "Сверхжизнь" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию "большой монады". Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.
Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.
Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи писали о Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".
В работе "Философия общего дела" Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассматриваются им на основе представления о человеке как о существе космическом. Человек согласно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с другой - намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову, с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.
Таким образом, с точки зрения космической философии реальный земной человек принципиально не в состоянии коренным образом разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не частичного, а полного и глобального разрешения проблем бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому космизм далек от того, чтобы его можно было использовать в качестве практического решения глобальных противоречий современности.
Главная ценность философии космизма - в предельно широком взгляде на человека и общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.
Никогда еще
на протяжении своей истории человечество
не сталкивалось со столь многочисленными
угрозами своему существованию, как
в конце XX века. Экологический дисбаланс,
дефицит энергоносителей и продовольствия,
перенаселение планеты - все это образует
взаимосвязанный комплекс проблем, решение
которых жизненно необходимо уже в ближайшее
время. Если человечество сумеет объединить
свои усилия при решении глобальных проблем,
то, возможно, удастся избежать гибели
планеты и человека.
Заключение
Человечество в своей неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна уничтожить саму себя.
В настоящее время для объединения людей в целях разрешения глобальных проблем имеются определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут быть различными.
Многие философы у нас и за рубежом рассматривают будущее человечества исходя из процесса развертывания воли человека как фактора истории. Учитывая неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов, лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.
Возможности современной
вычислительной техники позволяют
учесть огромное число параметров мирового
развития и на этой основе выявить
отдаленные последствия современных
тенденций. Выбор оптимальной социально-
Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы, кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.
Пока не существует
четкого ответа на вопрос о путях
дальнейшего развития человечества.
Разработки ученых в области глобалистики
и социально-экономических наук отстают
от стремительного протекания разрушительных
процессов на планете, когда сфера глобальной
экономики стала не менее напряженной,
чем социальная и экономическая сферы.
Человечество ждет теорию, которая позволила
бы дать конкретные рекомендации политикам
о стратегии развития всего мира. Без разработки
такой теории человечество не может выжить
в обществе, где количественные характеристики
происходящих процессов превысили предел
антропогенной нагрузки.
Список литературы
1. Глобальные проблемы
и общечеловеческие ценности / под ред.
Л.И. Василенко, В.Е. Ермолаева. М.: Прогресс,
1990. 495 с.
2. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности
/ С. А. Нижников // Философия: Курс лекций.
М.: Экзамен, 2006. 383 с.
3. Канке В.А. Философия. М. Логос, 2003
4. Алимов А.А. Случевский В.В. Век XX: экология и идеология. - Л: 1988.
5. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. - М: 1997.
6. Василенко В.Н. Экологические конфликты общества как предмет социологии и социальной экологии// Социологические исследования. 1998. №3.- С.13-19.
7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М: 1991.
8. Вернадский В.И. Несколько слов о биосфере//Русский космизм. Антология философской мысли.- М: 1993
9. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М: 1987.
10. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации//Ред. В.Е. Ермолаева. - М:1994.
11. Кузнецов В. Экологическая безопасность человека// Основы безопасности жизни. №1. 2000.- С.41-43.
12. Максимов Н. Прогноз роста населения Земли.//Знание-сила. № 9-10. 1999.- С.34-35.
13. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М:1994.
14. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс И. За пределами роста. - М:1994.
15. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.- М: 1990.
16. ПанфиловА.А.,Сосунова
И.А. Государственная экологическая политика:
узловые проблемы формирования//Социально-
17. Печчеи А. Человеческие качества. - М: 1980.
18. Прогноз численности населения земного шара на 2150 год.// Общество и экономика. №10-11. 1998.-С.172-185.
19. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М: 1995.
20. Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М: 1990.
21. Русский космизм. Антология философской мысли. - М: 1993.
22. Семенова С.Г. Русский космизм..// Русский космизм. Антология философской мысли. - М:1993.
23. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М:1992.
24. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М:1987.
25. Тойнби А. Постижение истории. - М:1991.
26. Федотов А.П. Проблемы разработки научной теории современного мира.//Социально-политический журнал. №5.1997. - С.236.
27. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. - М: 1994.
28. Шаповалов В.Ф. Вопросы философии. От классики к современности. Учебное пособие.-М:1998.
29. Шпенглер О. Закат Европы. - М:1993.
30. Яницкий О.Н. Экологическая
социология как риск рефлексии//Социально-
31. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М:1991