Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 19:01, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие философских аспектов в изучении глобальных проблем современности на основе анализа изученной литературы.
Для этого предлагается выполнить несколько задач:
- дать понятие глобальных проблем современности, привести их классификацию;
- кратко охарактеризовать основные проблемы, а именно проблему гонки вооружений и угрозы ядерного самоуничтожения человечества; опасность экологической катастрофы; неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов; угрозу человеческой телесности и кризис человеческой духовности;
Введение
1.Понятие глобальных проблем, их особенности и классификация.
2.Краткая характеристика глобальных проблем современности
2.1.Проблема гонки вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества.
2.2.Опасность экологической катастрофы.
2.3Неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов.
2.4.Угроза человеческой телесности: нарастание генетических деформаций и ослабление иммунной системы человека.
2.5.Кризис человеческой духовности
3.Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Заключение
Список использованной литературы
• окружающих людей, близких и «дальних» (не применять на-силия, не оскорблять ни поведением, ни словом, а всегда быть гото¬вым помочь; не гневаться и не раздражаться, учиться прощать);
• окружающего природного мира (не наносить вред природе, а способствовать ее развитию, любить животных, не мусорить где бы то ни было);
• вещей (бережно к ним относиться, не ломать и не разрушать созданного, бережно относиться к одежде);
• своей личности и своего тела (беречь здоровье, ибо это бес-ценный дар, принадлежащий не только конкретному человеку, но и его близким, обществу в конечном счете; не курить, не говоря уже о наркомании и пьянстве; не допускать аморального поведе-ния, ибо тем самым человек унижает прежде всего свое достоин-ство, и т. д.).
Верующие люди должны стремиться прежде всего хранить со-весть перед Богом, не допускать нарушения заповедей.
Анализируя историю культуры, можно прийти к выводу, что человек во все времена переживал духовный кризис той или иной глубины, противоречия которого заставляли его развиваться, од-нако ситуация в современном мире особенно угрожающа, ибо в ре¬зультате всевозможных видов глобальных катастроф может по-гибнуть уже не отдельное племя или государство, но весь челове-ческий род. Духовный кризис приобрел угрожающие масштабы и глубину. Это прежде всего проблема войны, экологии и нравствен¬ности, которые тесно взаимосвязаны. Человечество теряет явлен-ность своего духовного архетипа, человек теряет человечность. По¬этому так необходимо выявить с новой силой извечные ценности, которые присутствуют во всех духовно-культурных традициях на¬родов, населяющих Землю10.
Автоматически только развитием техники глобальные проблемы не могут быть разрешены, для этого необходима мировоззренче¬ская переориентация. Она должна заключаться в развитии нацио¬нальных и общечеловеческих ценностей, в прекращении развития ядерных вооружений и милитаризации космоса, в установлении нового мирового экономического порядка во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами.
В XX в. разработка понятий биосферы и ноосферы свидетель-ствует о переходе естествознания от этапа аналитического развития приведшего к появлению новых наук (механика, физика, химия биология и т. д.), к этапу синтетического развития. Биосфера, как полагал Владимир Иванович Вернадский (1863—1945), — это це¬лостная биогеохимическая оболочка планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Ноосфера (от греч. noos — ум и sphaira — шар) обозначает область взаимодействия природы и человека, в ко¬торой человек и его разум играют решающую роль. Термин был введен в научный оборот французскими учеными П. Тейяром де Шар-деном и Э. Ле Руа (1927) и развит затем Вернадским. Идея основана на том, что Земля в процессе закономерной эволюции органического мира вступает в новую геологическую эпоху, когда биосфера долж¬на реализовываться и направляться в своем развитии разумной деятельностью человека.
Основы данной теории Вернадский изложил в статье «Несколь¬ко слов о ноосфере» (1944): «Человечество, взятое в целом, стано¬вится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся...» Особенность современной научной мысли — ее вселенскость, она охватывает всю биосферу и все человечество, выявляется как сила, создающая ноосферу.
В XX в. научная мысль охватила всю планету, все государства. Возникли многочисленные центры, поддерживающие и развиваю¬щие науку. Это и составляет основную предпосылку становления ноосферы. Другим условием ее возникновения является объедине¬ние всего человечества, разрешение им глобальных проблем со¬временности. Однако пока человечество не выработало нравствен¬ные и духовные качества, которые соответствовали бы его плане¬тарной роли.
Думающие люди полагают, что в XXI в. возрастут угро¬зы и сохранятся страхи. Их основной источник — рассо¬гласованность научно-технического, социального и мо¬рального прогресса. Их источник в том, что рельефно прорежется вопрос, быть или не быть человечеству? Вы¬званные мыслью людей атомные, электронные, биотехно¬логические реалии начинают выходить из-под нашего контроля, несут в себе зловещие потенциальные опасно¬сти. Это внушает страх и опасение. Однако эти страхи в принципе преодолимы. Угрозы могут быть отведены при одном условии — собранной энергией миллионов. Как говорится, приходит только та заря, к которой мы пробу¬дились сами.
Многие сейчас начинают понимать, что конфронтация культуры и природы, техносферы и биосферы таит в себе возможности вселенской катастрофы. И эти возможности помножены на противостояние глобализма и регионализма, всечеловеческого и партикулярного, общественного и личного, универсализма и самобытности, пафоса и безразличия. Именно эти коллизии пронизывают современную культуру. Они могут быть блокированы, оттеснены, сведены на нет. Но они же могут порождать и умножать те деструкции, которые углубляют глобальный кризис Бытия. Будущее всегда оценивается двояко: в нем есть страхи, но есть и надежды. Сейчас формулируются концепции, «устойчивого развития», то, что академик Никита Моисеев назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения и сопряженного (коэволюционного) развития Человека и Природы. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние и эта ее нестабильность все более и более усугубляется. Как восстановить паритет общества и биосферы? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостном единстве? П как, наконец, утвер¬дить мир и спокойствие на планете и в каждой стране? Как умерить или вовсе снять социальную напряженность? Уже ясно, что людям Земли придется (хочется того или нет) .оптимизировать свои потребительские аппетиты. И в пер¬вую очередь — чрезмерную гордыню и изнеженную комфор¬тность господствующих элит. Нравится это благоденствую¬щим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет. Но как? Как же всего этого добиться?
Этого в полном объеме еще никто не знает. И главная цель прогнозистов состоит ныне в том, чтобы дать анализ альтернатив деятельности, хода и исхода глобальных процессов. Видимо, необходимое условие выхода из кризисной ситуации — это отстраивание свежих, новых будоражащих идеалов, подъем массового пафоса, отвергающего упадок и уныние.
Заключение
Будущее философии зависит от ее способности быть философией будущего – этот тезис, выдвинутый российским философом А. А. Гусейновым, можно считать девизом Сеульского конгресса. В данном контексте философию будущего можно назвать философией устойчивого развития или (что одно и то же) философией гармоничного мира.
Мы живем во Вселенной, «сработанной» удивительно тонко и гармонично. Это научно доказанный факт. Задача состоит в том, чтобы согласовать деятельность человека с законом гармонии – законом Вселенной. Таков императив стратегии мудрости, представленной мировой философией.
Список использованной литературы
1 Мантатов В.В. Глобализация, устойчивое развитие и общество будущего (По материалам XXII Всемирного философского конгресса) // Век глобализации. 2009. № 1. С. 175.
2 Крянев Ю.В. Проблемы глобалистики в контексте актуализации русской философии // Философское образование. 2010. № 22. - С. 43.
3 Крянев Ю.В. С. 44.
4 Крянев Ю.В. Указ. соч. С. 45.
5 Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности : учебное пособие для вузов. М., 1999. С. 554..
6 Философия : учебное пособие / отв. ред. В.П. Кохановский. Изд. 11-е. Ростов н/Д., 2005. С. 542.
7 Там же.
8 Философия : учебное пособие / отв. ред. В.П. Кохановский. Изд. 11-е. Ростов н/Д., 2005. С. 548.
9 Философия : учебное пособие / отв. ред. В.П. Кохановский. Изд. 11-е. Ростов н/Д., 2005. С. 548.
10 Нижников, С.А. Философия : учебник. М, 2006. С. 383-384.