Наука ищет истину, но может
войти в противоречие с моралью, и тогда
предпочтение отдается научной истине,
которая может быть далека от правды как
единства истины и справедливости.
В свой революционный период
наука демократична, но в нормальный и
более длительный период может стать базисом
политического тоталитаризма, особенно
если ее творческий дух испаряется (феномен
Т.Д. Лысенко). Науку, как и современную
наукоемкую технику, не могут создавать
рабы, - они не способны к самостоятельным
усилиям сознания. Но "нормальную"
науку рабы создавать могут, а такая наука
отнимает основное время ученых. Поэтому-то
наука может развиваться в тоталитарном
обществе.
Наука - средство покорения
природы и, стало быть, в конечном счете
(через глобальный экологический кризис)
и человека. Наука восторжествовала, но
корень зла заключается в том, что она
переняла в своем стремлении к власти
над природой методы, которые применяла
религия для обеспечения власти над человеком.
Экспериментальное исследование природы
Ф. Бэкон назвал тем же словом "инквизиция",
что означает "расследование", "пытка"
(сравните с русским "естествоиспытатель").
Жертвой науки оказалась природа. Как
только наука перестала быть жертвой,
а стала приносить в жертву себе другое
(исследуемый мир), началась ее подмена.
Борьба с природой, которой способствовала
наука, привела к экологическому кризису.
Еще раз подтвердилась истина, что насилие
ведет к поражению, а жертва - к победе.
3. Экологическая
проблема
Экологическая проблема - это
изменение природной среды в результате
антропогенных воздействий, ведущее к
нарушению структуры и функционирования
природных систем (ландшафтов) и приводящее
к негативным социальным, экономическим
и иным последствиям. Понятие экологической
проблемы является антропоцентричным,
так как негативные изменения в природе
оцениваются относительно условий существования
человека.
Экологические проблемы, связанные
с нарушением отдельных компонентов ландшафта
или их комплекса, можно условно объединить
в шесть групп:
1) атмосферные (загрязнение
атмосферы: радиологическое, химическое,
механическое, тепловое);
2) водные (истощение и
загрязнение поверхностных и
подземных вод, загрязнение морей
и океанов);
3) геолого-геоморфологические
(интенсификация неблагоприятных
геолого-геоморфологических процессов,
нарушение рельефа и геологического
строения);
4) почвенные (загрязнение
почв, эрозия, дефляция, вторичное засоление,
заболачивание и др.);
5) биотические (сведение
растительности, деградация лесов,
пастбищная дигрессия, сокращение
видового разнообразия и др.);
6) комплексные (ландшафтные)
- опустынивание, снижение биоразнообразия,
нарушение режима природоохранных территорий
и т.д.
По основным экологическим
последствиям изменения природы выделяют
следующие экологические проблемы и ситуации:
антропоэкологические, по изменению
условий жизни и здоровья населения;
природно-ресурсные, связанные
с истощением и утратой природных ресурсов,
ухудшающие хозяйственную деятельность
на территории;
ландшафтно-генетические, обусловленные
нарушением целостности ландшафтов, утратой
генофонда, потерей уникальных природных
объектов.
Н.Н. Моисеев подчёркивал невозможность
реализации экологического императива
без утверждения императива нравственного
(перестройка нравственных установок,
необходимых для учёта постоянно изменяющихся
реалий современного мира). Сказанное
созвучно с выводами И. Пригожина и И. Стенгерс
(1986г) о необходимости восстановить союз
человека с природой на новых основаниях,
с тем, чтобы единство природы и человека
включало также науку, культуру, общество.
Об этом же говорит О.Х. Валлизер: "…Расширенный
категорический императив, то есть Новая
этика, должен быть ориентирован на будущее,
и быть всецело экологичным". 17
Заключение
В 1992 году состоялся Международный
конгресс в Рио-де-Жанейро, на котором
была предпринята попытка сформулировать
некую общую позицию, общую схему поведения
планетарного сообщества, получившая
название "sustainable development", неудачно
переведённое на русский язык как "устойчивое
развитие". Имеется в виду развитие
общества, приемлемое для сохранения экологической
ниши человека, а значит, и условий для
развития цивилизации.
А поскольку экологической
нишей человечества является вся биосфера,
то представляется наиболее разумным
считать его идентичным термину "коэволюции
человечества и биосферы". Поэтому разработку
стратегии sustainable development можно рассматривать
как определённый шаг к эпохе ноосферы,
то есть шаг пути ноосферогенеза. 18
Нельзя откладывать разработку
принципов ноосферогенеза или поисков
пути в эпоху ноосферы. Разработка научных
основ этой проблемы и её реализация должны
идти параллельно. И, по существу, эта работа
уже началась - появляются первые запреты,
основанные на серьёзном научном анализе.
Тот же самый запрет (Монреальский протокол
ООН 1987 года) на использование хлор - и
фторсодержащих хладонов, что приведёт
к полной перестройке всей холодильной
промышленности, уже является одним из
тех табу, которым мировое сообщество
защищает себя от разрушения защитного
озонового слоя. Развернуты широкие исследования
возможных последствий потепления климата
из-за увеличения концентрации углекислоты
и метана в атмосфере, что, по-видимому,
приведёт к новой системе запретов. О многом
стали не только говорить, но и делать.
Например, произведена очистка Великих
Озёр и Рейна. Но все эти действия - лишь
самое робкое начало. Да и начало ли оно,
ибо по - настоящему не затрагивает мировоззрения?
Глубину непонимания обществом современной
ситуации показала упоминавшаяся нами
конференция в Рио-де-Жанейро. Факт проведения
подобной конференции на правительственном
уровне трудно переоценить. Попытка разработки
программ устойчивого развития - тоже
некий шаг в нужном направлении. Но не
было сказано самого главного, что надо
научиться сохранять не только определённых
представителей живого вида, но и экосистемы,
что надо выработать основы демографической
политики и что надо, наконец, поставить
во главу угла всей научной деятельности
проблемы обеспечения коэволюции Природы
и общества, начать серьёзно разрабатывать
новую структуру общественных отношений
в едином планетарном сообществе и менять
структуру общественных ценностей. По
существу, в основе теории ноосферогенеза
лежат новые принципы нравственности,
новая система нравов, которая должна
быть универсальной для всей планеты при
всём различии цивилизаций тех народов,
которые её населяют.
Список используемой литературы
- Вернадский В.И. Автотрофность человечества
// Наука и жизнь, 1988, №3. С.53-54.
- Канке В.А. Философия. Учебное пособие.
- М., изд. "Логос", 2001.
- Мотылёва Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков
А.М. Концепции современного естествознания.
- СПб., 2007.
- Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь
разума. - М., изд. МНЭПУ, 1998.
- Моисеев Н.Н. Социализм и информатика.
- М., 1988.
- Моисеев Н.Н. Расставание с простотой.
- М.: АГРАФ, 1998.
- Российская наука: день нынешний и день
грядущий / Под ред. акад.В.П. Скулачева,
М.: Академия, 2008.
- Соломатин В.А. История науки, М.: ПЕРСЭ,
2003.
- Усольцев В. Русский космизм и глобальные
проблемы современности // газ. "Наука
Урала", № 29-30, 2002. С.10-12.
1
Усольцев В. Русский космизм…// Наука Урала,
№ 29 – 30, декабрь, 2002. С. 10.
2
Там же. С. 10.
3
Там же. С. 10.
4
Там же. С. 10.
5
Усольцев В. Русский космизм…// Наука Урала,
№ 29-30, 2002. С. 10.
6
Там же. С. 10.
7
Усольцев В. Русский космизм…// Наука Урала,
№ 29-30, 2002. С. 11.
8
Усольцев В. Русский космизм…// Наука Урала,
№ 29-30, 2002. С. 11.
9
Там же. С. 11.
10
Усольцев В. Русский космизм…// Наука Урала,
№ 29-30, 2002. С. 12.
11
Там же. С. 12.
12
Там же. С. 12.
13
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь
разума. – М., изд. МНЭПУ, 1998. С. 81.
14
Моисеев Н.Н. Социализм и информатика.
– М., 1998. Гл. 8.
15
Вернадский В.И. Автотрофность человечества,
1925 г. // Наука и жизнь, 1988, № 3. С. 53 – 54.
16 Российская
наука: день нынешний и день грядущий /
Под ред. акад. В. П. Скулачева, М.: Академия,
2008. С. 64.
17
Усольцев В. Русский космизм…// Наука Урала,
№ 29-30, 2002. С. 12.
18
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой.
– М., изд. «АГРАФ», 1998. С. 453.