Греческая натурфилософия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:27, контрольная работа

Краткое описание

Философия зародилась за 500 лет до Рождества Xристова и начала нашей эры в Древней Греции — богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. Несколько очагов загорелись почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них — Древней Греции — пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии.
Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интересом смотрят и сегодня. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 23.34 Кб (Скачать файл)
Контрольная работа
Философия
Вариант 3

 

Греческая натурфилософия

 

  1. Общая характеристика античной философии.

 

 

Философия зародилась за 500 лет до Рождества Xристова и начала нашей эры в Древней Греции — богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. Несколько очагов загорелись почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них — Древней Греции — пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии.
Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интересом смотрят и сегодня. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей.
В широком понимании мудрого целостного постижения бытия философия существовала во всех культурах, но как дисциплина с определенной системой понятий зародилась именно в Древней Греции. Мудрые изречения мы находим и в произведениях, созданных на Ближнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае, но философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в мозгу и выступающих в качестве предмета мышления.

 

Разделяют такие теории возникновения древнегреческой философии как мифогенная, гносеогенной и  географическая теория.
Мифогенная теория. Философия, как закономерная трансформация из логики собственного развития мифа. Меняется форма изложения, тогда как проблемы, поднимаемые в мифах (происхождения мира, отношения человека и мира, цели существования) остаются. В последующем персональные размышления отдельных людей, благодаря системности изложения становятся обобщающей философской теорией.
Гносеогенная. Философия как результат обобщения знаний по космогонии, медицине и прочим актуальным вопросам для древней Греции.

 

Характерными чертами античной философии были:

Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Пантеизм – учение о том, что всё есть Бог. Учение, обожествляющее Вселенную, природу.

В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три  основных этапа - натурфилософский, гносеологический и эллинистический. 

Для досократической философии (VII-- 1-я пол. IV вв. до н.э.), представленной философами милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), школой Пифагора, элеатами  (Парменид, Зенон), атомистами  (Левкипп, Демокрит), был свойственен преобладающий интерес к разработке натурфилософских  космологических моделей, к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания.    

В VI -- V вв. до н. э. Парменидом была заложена  новая стратегия философского мышления, предполагающая исследование скрытой от человека сущности вещей средствами самодостаточного “чистого” мышления. В этот же период в творчестве Гераклита Эфесского - основателя первой исторической формы диалектики - впервые  была обозначена тема становления бытия. Вершиной и завершением натурфилософского периода явилась атомистическая концепция  Демокрита, положившего начало материалистической линии в классической европейской философии.

В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается  поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов (Протагор), и Сократа, положившего начало моральной философии    

 С Сократа --  величайшего рационалиста древности - начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает система субъект-объектных отношений.  В творчестве Сократа, традиционная для натурфилософии онтологическая тематика, дополняется гносеологической.    

 В рамках сократической  философии в V -- IV вв. до н. э. в трудах  Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и  особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения.      

Аристотель - великий философ-энциклопедист древности,  систематизировавший весь комплекс античного научно-философского знания, явился основоположником формальной логики, теории аргументации.        

Стоицизм, кинизм, эпикуреизм -философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. -- начало I в.) --   возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период.    

 Завершающий этап в  истории античной философии проходит  под влиянием неоплатонизма (Плотин, Прокл), ставшего переходным  звеном на пути к средневековой философии. Неоплатонизм вывел философские искания за пределы греческого рационализма и послужил основой теоцентризма средневековой философии.     

 Таким образом, в рамках  античной философии были заложены  основы онтологии и метафизики, гносеологии и логики, антропологии  и психологии, философии истории  и эстетики, моральной и политической  философии.

 

2 проблемы первоначала в древнегреческой философии

 

Греческая философия - комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Особое внимание натурфилософами уделялось проблеме первоначала. В центре внимания философов были проблемы природы (физис). Природа в их понятии - это единая первооснова всех окружающих нас вещей. А значит, все вещи должны иметь единый корень, исток - т.е. свою первооснову. 

 

Исходя из принципа сохранения "ничто не возникает из ничего философы полагали Единое - вечное, бесконечное, "божественное", материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность ("первоначало"); для Фалеса это - вода, для Анаксимандра - апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена - воздух. ("Воду" Фалеса и "воздух" Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первоначала.) Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость ("душа") рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества. Движение для философов Милетской школы - это прежде всего движение души как первоначала: так, Фалес пример и доказательство всеобщей одушевленности видел в свойствах магнита и янтаря; т.к. магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (т.е. причастны первоначалу, приводящему в движение мир, "одушевляющему" его).

 

 

3  Поздняя натурфилософия.

 


Информация о работе Греческая натурфилософия