Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 17:27, контрольная работа
Философия зародилась за 500 лет до Рождества Xристова и начала нашей эры в Древней Греции — богатой рабовладельческой стране с разнообразной культурой. Несколько очагов загорелись почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них — Древней Греции — пламя разума и творческого горения достигло того, что заслужило названия философии.
Философия не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу. Процветало театральное искусство, особенно в жанре трагедии. Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида с интересом смотрят и сегодня. Посещение спектаклей считалось обязательным для свободных людей.
Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно вселяет ужас. Все явления окружающего мира рассматривались через призму космоса.
В развитии древнегреческой философии могут быть выделены три основных этапа - натурфилософский, гносеологический и эллинистический.
Для досократической философии (VII-- 1-я пол. IV вв. до н.э.), представленной философами милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), школой Пифагора, элеатами (Парменид, Зенон), атомистами (Левкипп, Демокрит), был свойственен преобладающий интерес к разработке натурфилософских космологических моделей, к проблеме единства и множественности мира, поиску единой основы мироздания.
В VI -- V вв. до н. э. Парменидом была заложена новая стратегия философского мышления, предполагающая исследование скрытой от человека сущности вещей средствами самодостаточного “чистого” мышления. В этот же период в творчестве Гераклита Эфесского - основателя первой исторической формы диалектики - впервые была обозначена тема становления бытия. Вершиной и завершением натурфилософского периода явилась атомистическая концепция Демокрита, положившего начало материалистической линии в классической европейской философии.
В середине V в. до н. э. в развитии древнегреческой философии совершается поворот к логико-гносеологической, нравственно-этической и социально-политической тематике; центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Такой переход был связан с деятельностью софистов (Протагор), и Сократа, положившего начало моральной философии
С Сократа -- величайшего рационалиста древности - начинается оформление философии как рефлексивной теоретической дисциплины, основным предметом рассмотрения которой выступает система субъект-объектных отношений. В творчестве Сократа, традиционная для натурфилософии онтологическая тематика, дополняется гносеологической.
В рамках сократической философии в V -- IV вв. до н. э. в трудах Платона и Аристотеля создаются классические образцы философских концепций, на многие столетия определившие основные проблемные поля и особенности стиля мышления европейской философии. Платоном, в частности, было положено начало идеалистической традиции в европейской классике. Неоплатонизм, восходящий к философии Платона, явился одним из истоков христианского вероучения.
Аристотель - великий философ-энциклопедист древности, систематизировавший весь комплекс античного научно-философского знания, явился основоположником формальной логики, теории аргументации.
Стоицизм, кинизм,
эпикуреизм -философские школы эллинистического периода
Завершающий этап в
истории античной философии
Таким образом, в рамках
античной философии были
Греческая философия - комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями и характеризующихся определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Особое внимание натурфилософами уделялось проблеме первоначала. В центре внимания философов были проблемы природы (физис). Природа в их понятии - это единая первооснова всех окружающих нас вещей. А значит, все вещи должны иметь единый корень, исток - т.е. свою первооснову.
Исходя из принципа сохранения "ничто не возникает из ничего философы полагали Единое - вечное, бесконечное, "божественное", материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность ("первоначало"); для Фалеса это - вода, для Анаксимандра - апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена - воздух. ("Воду" Фалеса и "воздух" Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первоначала.) Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость ("душа") рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества. Движение для философов Милетской школы - это прежде всего движение души как первоначала: так, Фалес пример и доказательство всеобщей одушевленности видел в свойствах магнита и янтаря; т.к. магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу (т.е. причастны первоначалу, приводящему в движение мир, "одушевляющему" его).
3 Поздняя натурфилософия.