Гуманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 15:56, реферат

Краткое описание

Это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 16.83 Кб (Скачать файл)

Гуманизм

Это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Гуманистические идеи как система  взглядов зародились в XIV—XV вв., получив  значительное распространение и  развитие в эпоху Возрождения  и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных  сил против феодально-сословного угнетения  и духовной диктатуры церкви».

В марксистской теории на первый план выходит так называемый пролетарский, социалистический гуманизм, который, как  утверждается, представляет собой «качественно новый скачок в развитии гуманизма», результат «критической переработки  гуманистических идей прошлого».

Особенность социалистического гуманизма  состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов  трудящихся масс, которые противопоставляются  интересам «угнетателей» и —  в конечном счёте, «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием».

Как заявляется в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества.

Отличительные черты марксистского  гуманизма:

утверждение «неразрывности связей личностей  с коллективом, обществом», неприемлемости «индивидуализма и эгоизма»,

провозглашение «пролетарского, социалистического  интернационализма» в противовес «национализму, расизму, шовинизму, всем проявлениям  человеконенавистничества и мракобесия»,

признание человека труда высшей ценностью  жизни, забота о его всестороннем развитии, о создании «счастливой  жизни, наполненной глубоким смыслом  и радостным творчеством»,

«оптимизм, вера в силы человека, в  его способность творить добро, переделывать мир по законам справедливости и красоты».

Согласно марксистской теории, только построение коммунистического общества способно решить такие великие гуманистические  задачи, как освобождение трудящихся от капиталистической эксплуатации, политического гнёта, национального  порабощения, уничтожение нужды  и безработицы широких народных масс, ликвидацию противоположности  между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, искоренение  бесправия женщин, избавление народных масс от духовного порабощения.[6]

Современный гуманизм представляет собой  многообразные идейные движения, процесс организационного оформления которых начался в период между  двумя мировыми войнами и интенсивно продолжается в наши дни. Понятие  «гуманизм» как определение собственных  взглядов на жизнь применяют агностики, свободомыслящие, рационалисты, атеисты, участники этических обществ (стремящихся  отделить нравственные идеалы от религиозных  доктрин, метафизических систем и этических теорий с тем, чтобы придать им независимую силу в личной жизни и общественных отношениях).

Согласно религиозному экзистенциалисту Николаю Бердяеву (1874—1948), атеистический  гуманизм диалектически перерождается  в антигуманизм, в бестиализм. В идейном плане он в конечном счёте приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам нацистской Германии и коммунистической России, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага. Это происходит из-за воли человека к абсолютному, которая или осуществляется в акте соединения с Богом, или приводит его к идолотворению и самоуничтожению. Гуманизм имеет новозаветные истоки, и его правда — в отрицании бесчеловечного бога, каковым оказался христианский Бог из-за преобладания ветхозаветных элементов в историческом христианстве. Но «после Ницше, после дела его и судьбы его гуманизм уже невозможен, навеки преодолён»[8]. Вобрать в себя опыт гуманизма и прийти ему на смену должно обновлённое, просветлённое и очищенное от антропоморфизма, социоморфизма и натурализма в представлении о Боге религиозное сознание:

 

Есть истинная и ложная критика  гуманизма (гуманитаризма). Основная его ложь в идее самодостаточности человека, самообоготворении человека, то есть в отрицании богочеловечности. Подъем человека, достижение им высоты, предполагает существование высшего, чем человек. И когда человек остается с самим собой, замыкается в человеческом, то он создает себе идолов, без которых он не может возвышаться. На этом основана истинная критика гуманизма. Ложная же критика отрицает положительное значение гуманистического опыта и ведет к отрицанию человечности человека. Это может вести к бестиализации, когда поклоняются бесчеловечному богу. Но бесчеловечный бог нисколько не лучше и даже хуже безбожного человека. В истории христианства очень часто утверждался бесчеловечный бог, и это и привело к появлению безбожного человека. Но нужно всегда помнить, что отрицание Бога и богочеловечности в поверхностном сознании не означает отсутствия в человеке действительной богочеловечности. В христианстве заложена высшая человечность, так как оно опирается на богочеловечность и на христианский персонализм, на признание высшей ценности всякой человеческой личности. Но в истории христианского мира можно было бы установить три стадии: бесчеловечность в христианстве, человечность вне христианства, новая христианская человечность.[9][10]


Информация о работе Гуманизм