Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 20:09, контрольная работа
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Введение
1Общая характеристика эпохи Возрождения
2Основные черты философии Возрождения
2.1Гуманизм — возвышение человека
2.2 Антропоцентризм — человек, а не Бог в центре исследования
2.3 Секуляризация — освобождение от церковного влияния
2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии
2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.
3. Проблема человеческой индивидуальности.
3.1Глобальные проблемы человечества.
3.2Классификация глобальных проблем.
3.3Интерсоциональные проблемы.
3.4.Глобальные проблемы в системе «общество-природа» .
3.5.Глобальные проблемы в системе «индивид-общество».
4. Социально-политические идеалы эпохи возрождения.
Заключение.
Итак, идеальное общество в глазах гуманистов должно было быть построено:
+ в экономической сфере - на отказе от частной собственности, всеобщей трудовой повинности и централизованном распределении произведенной продукции;
+ в политической сфере - на демократических началах выборности всех должностных лиц;
+ в социальной сфере - на замене сословного строя, определявшего ценность человека по его происхождению, такой социальной иерархией, в которой место человека определялось степень образованности и общественной значимости выполняемых им обязанностей;
+ в сфере культуры
- на создании всеобщей и обязате
Подобному социально-политическому идеалу трудно дать однозначную оценку: ему были присущи как те элементы, которые впоследствии были реализованы и ныне успешно функционируют во многих современных странах, так и те, которые пока не выдержали проверку временем. Однако очевидно, что утопии эпохи Возрождения предлагали строй, гораздо более совершенный, нежели тот, который существовал во времена их создания в государствах Западной Европы.
О средствах достижения социально-политических идеалов в эпоху Возрождения дает яркое представление политическая философия Николо Макиавелли - итальянского политического деятеля и историка. Он был убежден, что «фортуна распоряжается половиной наших действий, но все же
позволяет нам управлять другой половиной или приблизительно около того».3
Управление этой «половиной» Макиавелли отнес к особой сфере - сфере политики, которая отделяется у него от нравственности. В политике, по его мнению, вместо служащих основой общечеловеческой морали 10 заповедей действует иной принцип - «цель оправдывает средства»: «...Государь, особенно новый, не может делать только то, за что людей считают хорошими, ведь ради сохранения государства ему часто приходится нарушать свои обещания, идти вопреки милосердию, доброте и благочестию. Так что в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы изменить направление, если изменятся обстоятельства или ветер удачи начнет дуть в другую сторону, то есть, как мы сказали, по возможности не отходить от добра, но при необходимости не избегать и зла».4
В заключение необходимо отметить важнейшую особенность философии эпохи Возрождения - ее непрофессиональный характер. Для гуманистов и мыслителей Ренессанса философия не являлась ни профессией, ни родом занятий, ни даже творческим хобби. Может быть поэтому, несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.
Заключение.
Мы увидели, что провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности было неразрывно связано с задачей построения новой культуры, переработки и освоения античного наследия, разработкой гуманитарных знаний, ориентированных на воспитательную и образовательную деятельность.
Поэтому определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Теоретический и практический аспекты связаны между собой.
Рассмотрев платонизм, аристотелизм и обозначив другие традиции, мы попытались найти объединяющее всех их положение: все они стремились найти сущность человека. Но видно, что о какой-либо стройной философской системе речь здесь не идет, философия Гуманизма – не цельное явление, а сбор разнородных фрагментов идей античности, к тому же направленный на практический аспект Гуманизма.
В итоге, для философов гуманизма человек стал неким сплетением телесного и божественного начал.
При всем при этом, теория гуманизма не представляла собой нечто радикально новое. Однако, несмотря на то, что теоретический аспект гуманизма, в принципе, являлся лишь переработкой идей предшествующих эпох, гуманизм был заявлен как принципиально новое философское направление. Но этот факт нисколько не уменьшает значимости такого явления как гуманизм. И все потому, что кроме теоретического аспекта существует еще и практический, благодаря которому гуманизм становится не просто переработкой умозрений философов прошлых эпох, а идеологией, воплощением синтеза этих идей в таких сферах жизни как политика, образование, искусство.
Список использованной литературы.
1 Нанси Ж.-Л. Сегодня // Ад Маргинэм 93 – М: Маргинэм, 1994 - С.153
1 Мартынов М.И. Философия: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. - Мн., 2001, с.121
2 Сухина В.Ф., Кислюк К.В. Практикум по философии. - Харьков, 2001, с.262
3 Макиавелли Н. Государь. - Мн., 1999, с.76
4 Там же, с.82
Информация о работе Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности в философии Возрождения