Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:56, реферат
В данной работе я попытаюсь дать определение гуманизму как явлению, обращаясь к конкретному культурно-историческому контексту, к истокам, к эпохе Возрождения.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Формирование гуманизма……………………………………………..5
2. Теоретический аспект гуманизма……………………………………11
3. Практический аспект гуманизма……………………………………..17
Заключение……………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………...25
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-
РЕФЕРАТ
Студентки 3 курса М-333 учеб. гр. факультета экономики и управления
Ларина Светлана Игоревна
Учебная дисциплина Философия
Тема: Гуманизм философии Возрождения
Преподаватель Иванов Н. И.
«___» _____________ 20__ г. «_________________»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.
Формирование гуманизма……………………
2. Теоретический аспект гуманизма……………………………………11
3. Практический аспект гуманизма……………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Гуманизм занимает важное место в системе духовных ценностей. О его определяющей роли в мировоззренческом сознании европейского человечества (по крайней мере, с ренессансной эпохи) можно судить по тому, что ни одно философское, политическое, художественное направление или учение, претендующее на роль духовного и практического лидера европейской цивилизации, не обходилось без того, чтобы объявить себя образцом гуманизма. Гуманистические идеалы, “пустившие корни” в эпоху Ренессанса, утвердившиеся в духовной культуре в форме традиции, выдержали испытание временем, доказав свою значимость, непреходящую ценность.
Однако широкая практика использования
идеи гуманизма иногда приводит к
досадным результатам. Происходит девальвация,
искажение в общественном сознании
гуманистической идеи, превращение
её в фикцию. В этой связи есть
необходимость выявить
В 1990 году Жан-Люк Нанси в своей
лекции “Сегодня” показал кризис
таких простых и
На основании вышесказанного я считаю, что моя попытка определить такое явление, как гуманизм, является актуальной для данного времени. Чтобы понять в чем кризис гуманизма нужно понять что есть гуманизм, а следовательно – условия его зарождения.
Ренессанс как эпоха предельно
разнообразен и богат. Это также
смещает хронологические рамки
и создает трудности при
С течением времени понятие “гуманизм”
приобретает новые
В данной работе я попытаюсь дать
определение гуманизму как
Что же такое гуманизм? Течение, исторически сложившийся комплекс идей, миф или просто особый тип филологии? Ответить на этот вопрос я попытаюсь на основе анализа трактатов, диалогов, речей, писем гуманистов второй половины XIV- XVI вв.: Петрарки, Пико делла Мирандола и других, а также на анализе критической литературы по данному вопросу. Хотя в сочинениях гуманистов используются различные подходы к решению тех или иных вопросов, способы аргументации, прослеживается приверженность разным философским традициям античности и раннего средневековья, в целом гуманистов объединяет внимание к теме человека.
Итак, эпоху Гуманизма отличает направленность на человека, формирование его моральных и духовных качеств. Достижению этой цели, по мнению философов той эпохи, способствует обращение к прошлому – классической философии Древней Греции.
В этом я и вижу проблему гуманизма как мифа – заявленный, как принципиально новое философское направление, он представлял собой сбор более-менее увязываемых между собой идей из предыдущих направлений. Более подробно проанализировать и понять, действительно ли данный тезис является истинным, – вот еще одна из задач моей работы.
Пытаясь ответить на поставленные вопросы, я рассмотрела в первой главе своей курсовой, которая называется “Возникновение гуманизма”, те условия, которые сопровождали такое явление как гуманизм. Здесь я обосновывала невозможность определения гуманизма только лишь через философию. Затем я рассматривала, теоретическую или философскую сторону гуманизма: затрагивались такие явления как платонизм, неоплатонизм, аристотелизм, эпикуреизм и так далее. В третьей части своей курсовой я показала как теории и взгляды гуманистов воплощались ими в жизнь. В результате проделанной работы я надеюсь ответить на вопрос о смысловой сущности такого непростого явления как гуманизм.
1. Формирование гуманизма
Итак, сначала я хотела бы показать в общих чертах какие условия сопровождали появление такого непростого феномена как гуманизм. Возможно это поможет доказать несостоятельность однобокого взгляда на данное явление лишь как на теоретическую систему умозрений.
С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.
В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Он стремится преодолеть сословные, корпоративные рамки, сковывающие его инициативу, мешающие ему творить самого себя, преобразовывать внешний мир. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей - горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием от обитателей сельской округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, развивается относительная доступность общения в контексте живой динамичной среды. Приходит понимание того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках. Внимание философов было устремлено на человека.
Формировался новый
Представители новой светской интеллигенции
— гуманисты - защищают в своих
произведениях достоинство
Вначале аудитория, где находили отклик
гуманистические идеи, была невелика,
но постепенно ареал распространения
новой идеологии расширялся, охватывая,
прежде всего, городское население,
которое все больше увеличивалось
благодаря, преимущественно, притоку
крестьян. Уходя из деревни, её жители
порывали с прежним образом
Вообще, возникновение и утверждение
ренессансной культуры началось с вызова
схоластике: под сомнение были поставлены
и структура знания, и претендующий
на универсальность формально-
Наметились секуляризация
Необходимо также отметить, что
по убеждению Петрарки, прийти к
новому расцвету литературы, искусства,
науки позволит не слепое подражание
мыслям замечательных
Таким образом, провозглашенное первыми гуманистами духовное раскрепощение личности тесно увязывалось ими с задачей построения новой культуры, освоения античного наследия, разработкой комплекса гуманитарных знаний, ориентированных на воспитание и образование человека, свободного от узкодогматического мировидения.
Итак, становится понятно, что определить гуманизм только как философскую систему воззрений невозможно. Нельзя закрывать глаза на педагогические, бытовые, практические и моральные стороны этого явления. Теорию практически всегда дополняла практика.
Разберем теперь каждый из перечисленных аспектов: сначала теоретический, а затем его воплощение – практический аспект гуманизма.
2. Теоретический аспект гуманизма
Итак, стало понятно, что гуманизм
имеет две стороны или аспекта,
поэтому имеет смысл
Большое развитие в эпоху Возрождения получают такие формы философствования, как платонизм и аристотелизм. Между ними возрождается полемика относительно превосходства. Платонизм здесь не означает возрождения платоновской мысли, выраженной в форме диалога. Вновь открытые платоновские диалоги читали в свете поздней платонической традиции, то есть в передаче канонического неоплатонизма, т.е. платонизма с многовековыми напластованиями и инфильтрациями христианского характера.
Рассмотрим эти два явления на основании некоторых ярких представителей.
Грандиозный расцвет неоплатонизма с философской точки зрения состоялся благодаря трудам Флорентийской Платоновской академии во главе с Марсилио Фичино и затем Пико делла Мирандола. Об этой философии мы и поговорим.
На философские взгляды Фичино сильно подействовали магико-теургические работы Трисмегиста, Зороастра и Орфея. Он лично считал, что именно они сформировали взгляды Платона. Смысл философской деятельности для него состоит в том, чтобы подготовить душу таким образом, чтобы интеллект был способен воспринимать свет божественного откровения, в этом отношении философия для него совпадает с религией.