Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы: ознакомиться с философией эпохи Возрождения. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи: показать социально-философскую мысль эпохи Возрождения; гуманистическую направленность; описать наиболее известных философов эпохи Возрождения, их вклад в развитие философии, и сущность естественнонаучных взглядов; рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения…………………………………………………4
2. Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………10
3. С Возрождением, каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса………………………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………….......16
Список используемой литературы…………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

философия эпохи возрождения.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения…………………………………………………4
  2. Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………10
  3. С Возрождением, каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса………………………………………………………………...14

Заключение………………………………………………………………….......16

Список используемой литературы…………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важных этапов развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней рассматривается большой круг вопросов, затрагивающих различные стороны бытия. Данная эпоха характеризуется как возрождением определенных идей прошлого, так и некоторыми новаторскими идеями.

В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова.

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.

Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Именно поэтому философия эпохи Возрождения является актуальной и значимой темой в рамках рассмотрения развития философской мысли в целом.

Цель моей работы: ознакомиться с философией эпохи Возрождения. Для того чтобы  достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи: показать социально-философскую мысль эпохи Возрождения; гуманистическую направленность; описать наиболее известных философов эпохи Возрождения, их вклад в развитие философии, и сущность естественнонаучных взглядов; рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.

 

 

 

Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения

Начиная с конца XIV в. в экономической, социальной и духовной жизни Западной Европы происходит ряд изменений, знаменовавших начало новой эпохи, получившей название Возрождение.

Изменения в духовной жизни раньше всего и четче всего проявились во Флоренции, а их первыми выразителями стали Ф. Петрарка и К. Салютати.

Именно здесь, во Флоренции был сформулирован призыв возрождения античной культуры и философии, который нельзя абсолютировать, поскольку средневековье эту культуру не игнорировало. Просто новое время обозначило новые духовные предпочтения, ориентиры и акценты.

В 1374 г. умирает Ф. Петрарка, в 1375 г. К. Салютати становится канцлером Флорентийской республики. Это две важнейшие даты. Идеи Петрарки, основоположника возрожденного гуманизма, такие, как осознание ценности словесности и социального характера подлинно человеческого бытия, были развиты и дополнены его продолжателем К. Салютати, понимавшим философию как размышление об активности человека, живое сознание совместного труда, раздумье о положении человека и его участи, о его поведении, образе жизни.

Рожденная на таком понимании предмета философии концепция Салютати была далека от «багажа силлогизмов и умозаключений». Он считал, что у человека земное предназначение, и его долг – сообща строить земной град. Вместе со своим предшественником – Петраркой Салютати был основоположником новой концепции личности, новой концепции гуманизма. Если со времен Сократа философская антропология большое значение придавала уединенному внутреннему диалогу человека, то гуманисты пошли дальше. Петрарка в своих сочинениях отмечал, что, если мы хотим оставаться людьми, нужно общаться с людьми, помогая им душам нашими словами. И не столько «морализующим содержанием наставления, сколько возвышающей способностью человеческой речи», которая объединяет людей вопреки времени и пространству, пустыням и тысячелетиям, которая формирует и умиротворяет умы.

С этими позициями связана концепция нового образования, получившая название гуманизма. Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Для него «По стопам Петрарки, - пишет Э. Гарэн, - следует целая армия писателей, мыслителей, художников, правителей, которые хотят заменить тип культуры, не устраивающий их более, новым, один стиль – другим» [2, с.147]. На заре XV в. античность, к которой обращается Петрарка, это образец для подражания, это стимул для поиска. Нужно создать большие библиотеки, классики должны быть вновь обретены, прочитаны, переведены, распространены, чтобы они могли оказать свое действие.

Первым выражением новой культуры Возрождения была антиаристотелевская полемика, связанная с сознательным возрождением античной культуры, и акцентированный интерес к проблемам человека, к проблемам града земного и гражданской жизни.

Проблемы конкретной жизни людей, мирские ценности средневековая культура практически игнорировала. Акцент на гуманитарные дисциплины как главные для формирования человека, новое прочтение античных классиков, понятых исторически, формировал у человека эпохи Возрождения историческое сознание.

Формируется сознание позитивной ценности проблем, рождающихся из политической и гражданской жизни, утверждение новых возможностей для человека, даже когда его борьба с превратностями судьбы изображается полной драматизма. Этот человек «достоинство» которого прославляет Возрождение, ставится перед лицом исторического и физического мира, переполненным воли познать этот мир по его внутренним принципам и законам, позволяющим, познав его, управлять им.

История, время, их пробелы становятся важнейшими философскими проблемами, рассматриваемыми как измерения человеческой жизни.

Гуманисты создают идеал человека своей эпохи, идеал человека вообще. Его основной характеристикой является универсальность и разносторонность, которую чтут и которой поклоняются. С одаренностью и раносторонностью человека гуманисты связывали представление о его достоинстве. Не случайно множество сочинений гуманистов так и назывались: «О достоинстве человека», «О человеке и его достоинстве» и т.д. особенно знаменита «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико дела Мирандолы (1463-1494), в которой доказывается, что человек, представляющий собой четвертый и последний мир после поднебесного, небесного и подлунного, есть максимальный синтез всех областей бытия, не свойственный никакому из других трех миров. Счастье человека заключается в том, чтобы восходить к синтезу, свойственному только божеству. В этом произведении Пико формирует важнейшую для всего учения Возрождения о человеке мысль: творение человеком самого себя.

Согласно христианскому учению, Бог создал человека по своему образу и подобию, но так как Бог – существо, никем не созданное, то и созданный им человек должен создать самого себя, свободно и без всякого принуждения утвердить себя в Боге и вечности.

«Ты не стесненный никакими пределами, - пишет пико дела Мирандола от имени Бога, - определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире»[2, с.148].

Такая концепция человека получила название антропоцентризма – концепции, в которой как бы ослабевает мотив средневековой идеи испорченности и греховности человека. Человек уже отличается от природных существ, он – в центре мира, он – творец самого себя, и поэтому – господин всей природы.

О таком человеке пишет другой гуманист – Альберти (1404-1472) в тракте «О семье»: Человек – это «счастливый смертный бог», раскрывающий земные тайны: «он один стоит во весь рост и поднимает лицо к небу…он один сотворен для познания и восхищения красой и богатством небес…он постигает и действует с помощью разума и добродетели» [2, с.149].

Христианство вырвало человека из космической стихии Античности, Возрождение реабилитировало во всей его материальной телесности и интеллектуальной и волевой самостоятельности. Возросла ценность отдельного человека, сформировалось понятие уникальности индивидуума и личности как таковой, ценности, не знакомые и чуждые другим цивилизациям.

Покинув схематизм аристотелевской традиции и схоластической теологии, ставя политические проблемы в связи с новой реальностью, политической философии Возрождения удалось сформировать новую теорию Государства и суверенитета, выработать новое понимание проблемы отношения между политикой и моралью, между политикой и религией, сформулировать проблемы, связанные со свободой и толерантностью. Эти проблемы, хотя и по-разному, ставятся в реалистической концепции Никколо Макиавелли и в утопических конструкциях Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.

Н. Макиавелли (1469-1527) в своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» наиболее последовательно выразил политическую мысль эпохи Возрождения. Предметом его анализа является мир человеческих отношений, проблемы образования, возвышения и гибели государства. Макиавелли не разделяет идею эволюции как общества, так и природы. В «Рассуждении на первую декаду…» он писал: «Размышляя об историческом ходе событий, я прихожу к убеждению, что свет всегда одинаков…»

Понятия, которые Макиавелли использует для характеристики исторического процесса – это «судьба и доблесть». Судьба – это те условия, в которых человек вынужден действовать, это «разрушительная река», которая может принести людям неисчислимые бедствия, но ее напору, по мнению Макиавелли, можно противостоять. Можно к ней приспособиться. «Счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени…несчастлив то, чьи действия со временем в разладе», - писал Макиавелли.

«Тот, кто умеет согласовывать свои деяния со временем и действует только так, как того требуют обстоятельства, менее ошибается…и бывает счастливее в своих начинаниях» [2, с.158].

В этом умении согласовать свои деяния со временем Макиавелли видит «доблесть» человека.

Духовное единство народа и государства, по мнению Макиавелли, обеспечивает религия, положительную функцию которой он видит в укреплении государства. Религия, по мнению Макиавелли, должна воспитывать мужество, гражданские добродетели, любовь к земной славе. Религия должна быть подчинена политическим соображениям.

Религия и мораль, по Макиавелли, - это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может.

Политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье. – вполне допустимо в политике. [1, с.132].

Утопия возрождения, различные конструкции идеальных моделей религиозной, политической и гражданской жизни представляет очень интересное течение. Описывая идеальные города или республики с глубоко различными структурами, противоположными современному обществу, авторы хотели указать возможность иного образа жизни, более справедливого и больше соответствующего человеческой природе и человеческому разуму, осуждая тем самым институты и практику современного им общества. Таким образом, объективно отрицалась необходимость существующих институтов, и предлагались гражданские и религиозные организации, сила которых состояла в их соответствии разуму и человеческой природе. Исторически существующей действительности не просто противопоставлялся иной идеал, но указывалось на возможность его осуществления. Чтобы подтвердить возможность такой реализации идеала, авторы утопий прибегали к определенному литературному приему: в предисловии они либо писали о том, что сами видели где-то этот осуществленный идеал, либо слышали о нем от людей, достойных веры. Эти идеальные государства были такими политическими организациями, в которых против монархического абсолютизма побежала аристократическая республика, против глубоко социального расслоения – равенство, против приписываемой собственности и деньгам ценности – отрицание собственности, против триумфа политики силы и войны – мир и терпимость.

Самыми яркими из таких утопий были «Утопия» Томаса Мора и - «Город Солнца» Томазо Кампанеллы.

В «Утопии» Томас Мор (1478-1535) остро критикует абсолютистскую организацию государства и экономическую обстановку его времени, для которой характерны были растущее обеднение населения, вызванное сельскохозяйственным кризисом, порожденным превращением полей в пастбища для овец. Одновременно Мор описывает экономическую, социальную и религиозную структуру идеального государства, существующего на фантастическом острове Утопия. И поскольку для Мора было очевидным, что в основе любой несправедливости и коррупции лежат собственность и деньги, на острове Утопия не существует частной собственности, все – общее.

В обществе господствует религиозная толетарность: она проявляется в существовании лишь минимума рациональной или естественной религии, который составляет лишь признание существования Бога и бессмертия души.

Информация о работе Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения