Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 02:39, реферат
Что такое даосизм? Вопрос этот с давних пор привлекает внимание исследователей Китая, однако дать на него краткий и ясный ответ оказалось очень сложно, так как «даосизм» – понятие весьма многомерное и неоднозначное.
Само слово «Дао» вовсе не является исключительным достоянием даосизма.
Наверное, главная особенность даосской
мысли состоит в том, что это мысль, во
всех своих проявлениях обращенная к истокам
вещей: истоку времен, сокрытых в незапамятных
глубинах истории; истоку сознания, вечно
ускользающего от света разума, истоку
всех наших душевных движений, таящемуся
в бездонной толще жизни. И даосы настолько
верны своим поискам подлинного, абсолютного
Истока сущего, что даже не поставили ему
предел в виде какого-либо метафизического
принципа, перводвигателя, “первичной
материи”, первоначалаи т.п. Ведь исток
бытия, если он всамом деле реален, не может
бытьнихронологическим рубежом, ни “данностью”
опыта, ниумственной абстракцией по той
простой причине, чтотакое началовносит
ограничение в мир и в итоге самооказывается
условным, придуманным, неживым.Мысль
же даосов – оНачале, которое само безначально;
обистоке, который являет собой, скорее,
вольное проистечение самой жизни и который,
вечно уклоняясь от собственной сущности,
вечно же возвращается к самому себе.
Странная реальность, пребывающая как
раз там, где ее нет. Странные люди, всерьез
размышляющие о безначальном Начале. Их
наследство – дума о Дао: Пути всех путей,
неизменной изменчивости. Кажется, они
и приходят-то в мир лишь для того, чтобы
уйти, и тем самым вернуться к земному
бытию. “Настоящие люди древности не знали,
что такое радоваться жизни и отворачиваться
от смерти, не гордились появлением на
свет и не противились уходу из мира. Отрешенно
они приходили, отрешенные уходили, не
доискиваясь до начала, не устремляясь
мыслью к концу, радуясь тому, что даровано
им, и самозабвенно возвращаясь к своему
естеству. Разум их погружен в забытье,
облик бесстрастен, чело величественно.
Прохладные, как осень, и теплые, как весна,
они следовали в своих чувствах течению
времен года. Они жили в беспредельной
гармонии с миром, и никто не знал, где
положен им предел...” (“Чжуан-цзы”, гл.
“Дацзунши”.)
Главный учитель даосизма – Лао-цзы, Старый
Ребенок, носивший имя Ли Эр. Он “родился
от самого себя”, из себя же развернул
весь мир, и сам же 72 раза являлся миру.
Но он же и человек, проживший долгую и
неприметную жизнь. Легенда изображает
его хранителем царских архивов, старшим
современником Конфуция. Лао-цзы встречался
с будущим основателем конфуцианства,
но прохладно отнесся к вере Конфуция
в действенность нравственной проповеди,
что, наверное, вполне естественно для
знатока человеческой истории. Вконец
разуверившись в людях, он сел верхом на
буйвола и отправился куда-то на Запад,
да так и не вернулся. А на прощание по
просьбе начальника пограничной заставы,
через которую он покинул Китай, Лао-цзы
оставил потомкам небольшую книжку “в
пять тысяч слов”. Это сочинение, обычно
именуемое “Трактатом о Пути и Потенции”
(Дао-дэ цзин), стало главным каноном даосизма.
В “Дао-дэ цзине” речь идет о едином первоначале
всего сущего – единой субстанции и одновременно
мировой закономерности – Дао. Это понятие
дало название даосизму (дао
цзяо).
Кроме Лао-цзы нельзя не назвать другого
даосского мыслителя, Чжуан-цзы, автора
трактата, названного его именем. Для мировоззрения
“Чжуан-цзы” огромное значение имела
концепция “уравнивания сущего” (ци
у), согласно которой мир представляет
собой некое абсолютное единство. В нем
нет места четким границам между вещами,
все слито друг с другом, все присутствует
во всем. В этом мире нет никаких абсолютных
величин, ничто само по себе не является
ни прекрасным, ни безобразным, ни большим,
ни малым, но все существует только относительно
чего-то другого и в теснейшей внутренней
связи и взаимообусловленности
Время жизни Чжуан-цзы приходится на последние
десятилетия IV в. до
н. э. – время расцвета свободной мысли
и острого соперничества различных философских
школ. Чжуан-цзы был большим эрудитом,
но предпочитал держаться подальше от
самодовольных ученых-спорщиков, подвизавшихся
при дворах царей и удельных владык. Много
лет он занимал скромную должность смотрителя
плантации лаковых деревьев, а потом вышел
в отставку и доживал остаток дней в родной
деревне. Перед смертью он просил своих
учеников не обременять себя похоронами
учителя, а бросить его тело в чистом поле,
ибо могилой ему станет весь мир. Скромная,
непритязательная жизнь и далеко не героическая,
даже почти позорная смерть, в глазах самого
Чжуан-цзы, явно не умаляли его подлинного
достоинства. Ведь истинный даос, говоря
словами Лао-цзы, “выходит к свету, смешиваясь
с прахом, в суете будней хранит тайну
вечности, в многоголосье Земли постигает
безмолвие Небес”.
Итак, традиция Дао – это странные, сторонние
люди. Недаром Лао-цзы уже в древности
получил прозвище “темного учителя”.
А Чжуан-цзы сам называл свои писания “нелепыми
и безумственными речами”. Изъясняются
даосы парадоксами, туманными сентенциями
и экстравагантными притчами.
Книги Лао-цзы и Чжуан-цзы изначально
складывались из фрагментов, в которых
фиксировались отдельные прозрения и
наблюдения подвижников Дао. Сверхлогический
характер даосской мудрости отображал
отстраненность даосских школ от всяких
публичных норм. Ориентированность мудрости
Дао на узкий круг посвященных и “внутреннее”,
неизъяснимо-интимное понимание тоже
были знаком даосизма как духовной традиции,
учившей своих приверженцев “воспроизводить
опыт самопознания, возобновлять присутствие
того, кто возвращается в мир, когда мы
отсутствуем в нем”.
Не знание и даже не творчество, но просто
способность “сполна прожить свой жизненный
срок” составляли цель даосского подвижничества.
С непосредственностью, достойной великой
традиции, даосизм утверждал, что мудрый
ничего не знает и ничего не умеет, а только
питает себя, усваивая всем телом вселенскую
гармонию жизни.
Реальность для даоса – это Хаос как бесчисленное
множество порядков, бесконечное богатство
разнообразия. Даосский мудрец подражает
пустоте и хаосу и потому “в себе не имеет,
где пребывать”. Он не совершает самочинных
действий, но лишь безупречно следует
всякому самопроизвольному движению.
Его сознание – “зеркало, которое вмещает
в себя все образы, но не удерживает их”.
Еще не родившийся ребенок уже имеет полное
знание о жизни. Он понимает прежде, чем
научится понимать. Даосская традиция
требует признать, что всякое непонимание
есть в действительности недопонимание.
Дао и основные
понятия даосизма
- иероглиф дао. Он состоит из двух
частей: шоу - “голова” и дзоу
- “идти”, поэтому основное значение этого
иероглифа - “дорога”, но в дальнейшем
этот иероглиф приобрел переносное значение
- “путь” (“подход”, “метод”, “закономерность”,
“принцип”, “функция”, “учение”, “теория”,
“правда”, “абсолют”). Эквивалентами
Дао часто признаются Логос и Брахман.
В “Дао-дэ цзин” речь идет о едином первоначале
всего сущего – единой субстанции и одновременно
мировой закономерности – Дао. Дао - это
центральное философское понятие даосизма,
и надо отметить, что к нему можно ошибочно
отнестись как к обыкновенному понятию.
Ведь до того, как любой человек услышит
о Дао, он имеет в своем сознании какие-то
понятия, поэтому кажется, что ничего не
стоит пополнить их сумму таким же понятием
Дао. Но как понятие Дао есть процессуальная
категория, его нельзя выучить, как физическую
формулу или таблицу умножения. По Лао-цзы,
“Дао, которое может быть выражено словами,
не есть постоянное Дао... в Дао можно только
вступить и овладеть им”. Лао-цзы считал,
что Дао есть постоянное Дао, суть которого
нельзя выразить в словах. Оно не имеет
вида, не издает звуков, не обладает формой,
и “смотришь на него, но не видишь, слушаешь
его, но не слышишь, ловишь его, но не можешь
поймать” (“Дао-дэ цзин, чжан 14). Одним
словом, Дао - это “пустота” или “небытие”
(ши)
Лао-цзы, приняв Дао за высшую категорию
своей философии, рассматривал ее не только
как всеобщий закон, но и как источник
формирования мира. Исследователь А.Е.Лукьянов
называет Дао “космической ДНК”.
Проще говоря, весь внешний мир рассматривался
как определенное количество признаков.
Создателем этих признаков является субстанция,
не постигаемая органами чувств и находящаяся
вне времени и пространства. Эта субстанция
называется “Дао”. Дао неограниченно.
Оно существует в каждое мгновение и в
каждой вещи. Дао породило Небо и Землю,
породило императоров и царей, породило
все принципы. Откуда же оно вышло само?
Оно породило самого себя.
“Дао присущи стремления и искренность.
Оно находится в состоянии бездействия
и лишено формы. Дао можно проповедовать,
но его нельзя коснуться. Дао можно постигать,
но его нельзя видеть. Дао является корнем
и основой самого себя. Оно до Неба и Земли
с древнейших времен существует извечно.
Оно одухотворяет духов и одухотворяет
владыку, порождает Небо и Землю. Оно над
Великим пределом, но не является высоким;
под Шестью пределами, но не является глубоким;
прежде Неба и Земли рождается, но не является
продолжительно существующим, оно простирается
с глубокой древности, но не является старым”.
Если существует такое Дао, то следует
учиться у него и почитать его как учителя.
Это и есть “Великий почитаемый учитель”.
Учиться у дао и слиться с ним в одно целое
– в этом, с точки зрения Чжуан-цзы, и заключается
смысл человеческой жизни: “Можно освободиться
от горя, волнения, тоски и даже от жизни
и смерти. Надо отбросить все различия
и раствориться в мире. Дао – это и есть
я, и по этой причине все существующее
является мной. Дао неисчерпаемо и безгранично,
оно не рождается и не умирает, и поэтому
я также неисчерпаем и безграничен, не
рождаюсь и не умираю. Перед смертью я
существую, и после смерти я также существую.
Скажете, что я умер? Ведь я не умираю. И
огонь не сжигает меня, и в воде я не тону.
Я превращаюсь в пепел, и все же я существую.
Я превращаюсь в лапку бабочки, в печенку
мыши, но все же я существую. Сколь же я
свободен, сколь долговечен, сколь велик!
... Все различные признаки являются моими
признаками, и все различия отбрасываются.
Все вещи со странными и необычными признаками
– все слилось воедино. Все является дао,
все является мной. Это и значит, что “Небо
и Земля рождаются со мной, а все вещи составляют
единство с я”. (“Чжуан-цзы”, гл. “Циулунь”).
Человек, постигший это, и является “мужем,
обладающим дао”. У Чжуан-цзы утверждается,
что “такой человек не презирает людей,
не занимается самовосхвалением, ссылаясь
на свои заслуги, не занимается обманом;
упустивши удобный случай, не раскаивается;
имея удобный случай, не теряет голову;
поднявшись на высокое место, не пугается;
упавши в воду, не мокнет; попавши в огненную
яму, не чувствует жары... Такой человек
спит и не видит снов, при пробуждении
не грустит, питается чем попало и обладает
глубоким дыханием. Такой человек не цепляется
за жизнь и не боится смерти, ни жизнь,
ни смерть не имеют для него значения,
он свободно приходит, свободно уходит,
получит что-либо – хорошо, потеряет что-либо
– не огорчается. Это и есть то сбалансированное
состояние, когда дух не отделен от субстанции
и все соответствует своей природе” (“Чжуан-цзы”,
гл. “Дацзунши”.)
Заключение
В отличие от конфуцианцев, бдительно
следивших за светилами и использовавших
их перемещения и небесные феномены в
политической борьбе, даосы видели в астрологии
возможности для гаданий и предсказаний.
Хорошо зная небосвод, расположение звезд
и планет, даосы составили немало астрологических
карт, атласов и календарей. Став в средневековом
Китае монополистами в области оккультных
наук, даосы составляли гороскопы и делали
предсказания; причем без совета даосского
гадателя никто обычно не начинал серьезного
дела, а женитьба в Китае всегда начиналась
с обмена гороскопами, точнее, с присылки
гороскопа невесты в дом жениха.
Одной из популярных оккультных наук была
геомантия (фэншуй). Связав небесные явления,
звезды и планеты со знаками зодиака и
странами света, с космическими силами
и символами (Небо, Земля, инь, ян, пять
первоэлементов и т.п.), геоманты разработали
сложную систему взаимодействия между
всеми этими силами и земным рельефом.
Только при благоприятном сочетании небесных
сил участок земли считался подходящим
для строительства, устройства могилы
или приобретения в собственность. Показательно,
что компас, одно из величайших изобретений
китайцев, появился именно в недрах геомантии
и для ее нужд, т.е. для ориентировки на
местности.
Многое сделали даосы для китайской медицины.
Опираясь на практический опыт знахарей-шаманов
и придав этому опыту свои мистические
выкладки и магические приемы, даосы в
процессе поисков бессмертия познакомились
с анатомией и функциями человеческого
организма. Многие их рекомендации, лечебные
средства и методы оказывались достаточно
обоснованными и давали положительные
результаты.
Практика внутренней алхимии позволила
заложить теоретические основы китайской
медицины. Согласно им в организме человека
циркулирует «жизненная энергия» —
ци, представляющая собой интегральную
функцию всей деятельности организма,
его энергии, тонуса жизненности. Другим
постулатом китайской и восточной медицины
вообще является учение о том, что форма
проявления жизненной энергии — взаимодействие
и борьба таких «полярных сил», как ян
(положительная сила) и инь (отрицательная
сила). На принципе ян-инь (он описывает
картину мира в религиозно-философском
мышлении древних китайцев) восточные
ученые основывают взаимоотношение органов
между собой и их связи с покровами тела.
Регулируя обмен веществ, т.е. противоположно
направленные процессы ассимиляции и
диссимиляции, явления возбуждения и торможения
и т.д. можно повлиять на 44 отдельных органа
(или на весь организм) и изменить его энергетические
уровни. С этих позиций болезнь — нарушение
равновесия в распределении энергии между
ян и инь. Измерения в распределении энергии
осуществляется посредством воздействия
на точки акупунктуры, число которых равно
696.
На основе этих положений в Китае были
разработаны такие методы традиционной
медицины, как иглоукалывание, прижигание,
массаж и др. Эти методы представляют собой
разновидность рефлексотерапии, когда
воздействие на больной организм осуществляется
путем раздражения строго определенных
участков кожи — точек акупунктуры
(биологически активные точки).
Цивилизация старого Китая уже ушла в
прошлое. Но ее мудрость, вобравшая в себя
опыт духовных исканий и подвижничества
сотен поколений, не умерла и не может
умереть. Даосизм, как часть и, может быть,
самая важная часть этой мудрости, не потерял
своей жизненности и сегодня. Заветы древних
даосов обращены к каждому, кто желает
познать загадку истоков всего происходящего,
кто не удовлетворяется условностями
цивилизаций, морали, идеологий, но ищет
истинно великое и вечное, кто имеет мужество
отказаться от мелочных приобретений
ради того, чтобы вместить в себя весь
мир.