Детерминизм и индетерминизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:24, доклад

Краткое описание

Все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи, взаимодействуют между собой в рамках тех или иных систем, так или иначе обусловливают друг друга. Это обстоятельство фиксируется латинским термином "determino" - определяю. Детерминизм как система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира противостоит индетерминизму.

Вложенные файлы: 1 файл

Фил и Я.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

3. Детерминизм  и индетерминизм

 

Все явления  и процессы действительности находятся  во взаимосвязи, взаимодействуют между  собой в рамках тех или иных систем, так или иначе обусловливают  друг друга. Это обстоятельство фиксируется  латинским термином "determino" - определяю. Детерминизм как система взглядов об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира противостоит индетерминизму. Последний либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер, а в крайней форме - отрицает причинность вообще. Сторонники индетерминизма считают, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана.

Индетерминизм и детерминизм выступают как  противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. В западной философии XX в. получили распространение различные формы индетерминизма. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к "наукам о духе" (Виндельбанд, Риккерт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытались ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной  квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. Выражением индетерминизма были идеи о "свободе воли" электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механистический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.

Наиболее выпукло такая точка зрения была сформулирована П. С. Лапласом (отсюда другое наименование механистического детерминизма - лапласовский детерминизм), считавшим, что значения координат и импульсов всех частиц во Вселенной в данный момент времени совершенно, однозначно определяют ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый таким образом детерминизм ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики.

Современный детерминизм  включает в себя два противоположных, объективно существующих типа взаимообусловленных  явлений, каждый из которых, в свою очередь, "воплощается" в многообразных формах детерминации.

Первый тип - причинная детерминация, выступающая  решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются в конечном счете на основе причинности - краеугольного камня детерминизма. Причинно-следственная связь (каузальность, или просто причинность) есть лишь малая частичка объективно реальной всемирной связи, лишь одно из определений универсальной связи.

Сущность принципа причинности, или каузальности заключается  в нахождении таких связей и взаимодействующих  факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.

Онтологические  предпосылки (объективная основа) принципа причинности - реальное существование взаимосвязанных явлений как целостных развивающихся систем, в процессе взаимодействия которых одни из них (причины) при наличии определенных условий неизбежно порождают, вызывают к жизни другие явления, события, процессы (следствия). Ключевая характеристика причинности состоит в том, что она есть генетическая связь, связь порождения. Именно в этом - фундаментальное отличие причинности от непричинного типа детерминации.

Гносеологические  предпосылки принципа причинности  заключаются в том, что категории причины и следствия, отражая объективную генетическую обусловленность всех явлений, выступают одновременно ступенями развития Познания и логическими формами мышления. Как свидетельствует история науки, на определенном этапе развития познание переходит к необходимости осознания причинно-следственных связей, к открытию причинности. Это важнейшая задача науки. Познание причин - один из самых глубоких и фундаментальных уровней движения исследовательской мысли.

Социальная  основа принципа причинности (как и вообще всех других принципов диалектики) - общественно-историческая практика. Последняя дает доказательства того, что те или иные выявленные связи являются причинно-следственными. Кроме того, познавая причины, вызывающие те или иные явления, люди могут предотвращать действие неблагоприятных причин, и наоборот, создавать условия для действия тех причин, которые вызывают полезные для общества следствия. Знание причин и условий их действия дает возможность предвидеть процессы и управлять ими.

Отыскание и  раскрытие причинно-следственных связей - сложный, трудный и противоречивый процесс развития познания вширь и вглубь. В самой общей форме принцип причинности методологически ориентирует познающего субъекта на восхождение познания по тем или иным причинно-следственным цепям, анализ их пересечений и взаимодействий. Данный принцип предъявляет исследователю определенную - характерную только для него - систему требований (норм, предписаний и т.п.), которыми, как объективными императивами, он должен руководствоваться, чтобы не сбиться с правильного пути и успешно "добраться до причин". Каковы же эти требования?

Реализуя принцип  причинности, познание проходит следующие  основные ступени:

I. Вычленение  предмета исследования как своеобразной  целостной системы из многих  других взаимодействующих с данной системой. Здесь должны быть изучены по возможности все доступные формы связи и взаимообусловленности явлений. Важнейшая задача состоит в том, хотя бы в самой общей форме (на данном этапе это неизбежно) отличить непричинный тип детерминации от причинной. Но для этого надо четко представлять себе такие основные черты причинно-следственной связи, как порождение одного другим (самый существенный, субстанциальный признак), объективность, всеобщность, необходимость, бесконечность, непрерывность во времени и в пространстве.

II. Анализ данной  целостной системы в качестве  определенного результата некоторого  процесса развития, т.е. в качестве  следствия. Перефразируя К. Маркса, можно сказать, что если бы  причина и следствие совпадали,  то всякая наука была бы излишней. Кроме того, теоретическое рассмотрение реальной истории саморазвивающейся целостности избирает путь, противоположный ее действительному развитию, т.е. исходит из готовых результатов процесса развития. А эти результаты выступают перед исследователем прежде всего как следствие, которое и является поэтому исходным пунктом рассмотрения при реализации принципа причинности. Тем самым познающий субъект начинает с конца: он исходит из понимания исследуемого предмета как следствия, чтобы затем, обратившись назад, реконструировать процесс развития, приведший к порождению данного предмета.

 

А. Изучение механизма  причинной детерминации в плане  одностороннего порождающего воздействия  одного объекта на другой (внешняя  причинность).

На этом этапе познания применительно к данной системе - следствию - анализируются специфические пути и формы переноса в процессе причинения вещества, энергии, информации, структуры и т.д. на основе соответствующих законов.

Основными шагами, ступенями познания здесь являются:

1. Рассмотрение  всех факторов (предпосылок), которые  в той или иной форме участвовали  в порождении данной системы.  К их числу относятся условия,  поводы, причины "сами по себе". Зачастую они объединяются в  понятие полной причины, а третий  момент называется специфической причиной.

  Причину нельзя смешивать с поводом. Повод - внешнее событие, дающее побудительный толчок для приведения в действие причины и наступления следствия. Повод может вызвать появление того или иного события потому, что последнее подготовлено закономерным ходом развития. Он выступает в качестве своеобразного пускового механизма для действия причины (его иногда называют пусковой причинностью).

Причинно-следственная связь реализуется в определенных условиях. Условия представляют собой совокупность многообразных обстоятельств, которые необходимы для появления данного предмета, но сами по себе его непосредственно не порождают. Они составляют ту среду, ту обстановку, на фоне которой явления возникают и в которой они затем существуют и развиваются. Одна и та же причина при различных условиях вызывает неодинаковые следствия.

Границы между  причиной и условиями относительны, они взаимосвязаны и в определенных случаях переходят друг в друга: определенные обстоятельства в одном  процессе могут выступать как причины, в другом - как условия. Условия участвуют в порождении следствия не прямо, а через причину, определяя конкретный способ ее «действования», превращают в действительность заключенную в причине возможность появления следствия.

Для успешного развития познания и практики нельзя ограничиваться лишь анализом условий, а надо добраться до причины, чтобы опираясь на нее, правильно строить свою деятельность. Различие между причиной и условием обычно проводится прежде всего по фактору активности: в первом случае - активно действующему, во втором - относительно пассивному. Условия могут предшествовать данному явлению (предмету, процессу), а так же существовать одновременно с ним. Они содействуют порождению данной системы, препятствуют этому и т.д.

2. Выявление  многообразных форм причинной  обусловленности. Разобравшись в  соотношении условий, поводов  и причин, которые привели к  возникновению данной целостной  системы-следствия, познающий субъект  должен сосредоточиться на анализе  различных видов причин.

Среди них выделяют главные и второстепенные, основные и неосновные, внутренние и внешние, материальные и идеальные, объективные  и субъективные и т.д. и т.п. Следует  иметь в виду, что, поскольку внутренние причины действуют в рамках исследуемого предмета как определенной целостности, они являются в конечном счете решающими, определяющими. Влияние же внешних причин осуществляется через внутренние. Однако на данной ступени познания, когда изучается первоначальное возникновение предмета, все причины его появления на свет являются для него, строго говоря, внешними, хотя они были сформированы внутри предшествующей ему во времени системы взаимодействия прежде всего "совершающими процесс противоречиями".

3. Вычленение  главной причины. Изучив всю  систему многообразных причин, приведших к порождению данного предмета (следствия), познание должно выделить основные причины (а среди них главную), "обратить свой взор" на внутренние причины его возникновения и развития. Это требует перехода на новый, более глубокий уровень процесса познания, понимания объекта как самопорождающегося и саморазвивающегося.

Б. Анализ механизма  причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т.е. доведение анализа до понятия  внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность). Этот аспект, связанный с пониманием причинности как самопроизвольного изменения предмета, довольно часто игнорируется, и данный тип детерминации сводится лишь к внешней причинности. Между тем, именно объяснение внутренних механизмов закономерностей детерминации процессов развития остается и сегодня одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем методологии науки и теорий диалектики.

На данном этапе  познания происходит как бы возврат  к данной целостной системе как  следствию (результату), но уже на новой основе:

а) со знанием  причин, условий и поводов, приведших  к ее возникновению, т.е. с выяснением, строго говоря, внешнепричинныхх связей и зависимостей;

б) с точки  зрения рассмотрения определенной системы  как причины самой себя, т.е. как  самодетерминирующейся;

в) в плане  исследования всех условий, причин и  предпосылок, необходимых для порождения новой целостности, возникающей  из той, которая является предметом  анализа.

При познании внешней, и особенно внутренней причинности, важное методологическое значение имеет категория взаимодействия. Только исходя из универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению, ибо в рамках данного уровня практики взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной. - В. К.) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать. Зная в первую очередь внутреннее взаимодействие в объекте (и особенности его взаимодействия с другими), можно объяснить все своеобразие, специфику последнего как целостной системы.

Однако само взаимодействие следует понимать не на внешнем, поверхностном, рассудочном  уровне - ибо в этом случае «... только «взаимодействие» = пустота», а на внутреннем, глубоком, диалектическом. Нужно иметь дело не с «сухим фактом» взаимодействия, но с его сущностью. А на уровне сущности, отмечал Ф. Энгельс, «... спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя. - В. К.) - прекрасно выражает взаимодействие», в ходе которого и осуществляется взаимопревращение причины и следствия, условий и обусловленного, предпосылки и результата. Эти процессы и подлежат исследованию на данном уровне познания, особенно если предметом являются такие сложные органические системы, как живые организмы или социальные целостности.

Познание на уровне сущности - анализ предмета на основе внутренней самопричинности, понимание  его как целостной системы, воспроизводящей  все необходимые моменты своего саморазвития как движения, обращающегося  на самое себя, где предпосылка  и результат постоянно меняются местами.

Информация о работе Детерминизм и индетерминизм