Диалектика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу, спор.
Диалектика представляет теорию и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.
Метафизика (от греч. Meta ta phiysika – «после физики») – противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство вести беседу.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Диалектика от греческого слова dialektike переводится как искусство  вести беседу, спор.

 Диалектика представляет  теорию и метод познания явлений  действительности в их развитии  и самодвижении.

 Диалектика – наука  о наиболее общих законах развития  природы, общества и мышления.

 Следует отметить, что диалектика противоположна  метафизике.

 Метафизика (от греч. Meta ta phiysika – «после физики») –  противоположный диалектике философский  метод, рассматривающий явления  в их неизменности и независимости  друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

 А теперь, дадим  определение диалектики, как одного  из методов познания явлений. 

 Диалектика – такое  понимание мира и такой способ  мышления, при котором различные  явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах  изменения, развития.

 Умение схватить  связь разнообразных моментов  – черта диалектического метода  мышления, отличающая его от мышления  догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

 Диалектическому мышлению  присущ постоянный поиск новых  способов   постижения мира.

Диалектика, как наука. Основные принципы, категории и законы диалектики

 Диалектика включает  в себя учение о всеобщей  связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

 Как философская  наука, диалектика имеет длительную  историю, уходя корнями во времена  античности, но как бы заново открывая в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля.

 Термин "диалектика" в школе Сократа-Платона означал  умение вести беседу так, чтобы  вскрыть противоречия в суждениях  противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии. Итак, что же такое диалектика?

 Диалектика - это наука  о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества.

Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики, диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Иными словами, объективная диалектика царит во всей природе, а субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей. Значит, зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей.

 Диалектика как  учение о развитии рассматривает три круга проблем: особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, вопрос об источнике развития и его формах. Говоря об истории диалектики, следует отметить, что гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира высказывались уже древнегреческими философами. До наших дней дошло крылатое выражение Гераклита о том, что «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Уже этим Гераклит подчеркнул изменчивость и текучесть мира.

 Однако в наиболее  полной, систематизированной форме диалектика была развита в учении немецкого философа Гегеля, который, теоретически подытожив историю диалектики, пошел гораздо дальше своих предшественников. Он разработал на идеалистической основе систему диалектического миропонимания, диалектический метод и диалектическую логику, открыл основные законы диалектики. Собственно говоря, диалектика Гегеля - это первая систематическая критика того способа мышления, который сейчас определяется как метафизический. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет духовную природу.

 По Гегелю, "только  в понятии истина обладает  стихией своего существования"  и поэтому диалектика понятий  определяет собой диалектику вещей. Последняя есть лишь отраженная, отчужденная форма подлинной диалектики, диалектики понятий.

 Прежде всего отметим,  что под философскими принципами  понимается совокупность наиболее  общих исходных посылок, основополагающих  идей, характеризующих понимание мира. Принцип всеобщей связи является основным в диалектическом взгляде на мир. Об этом говорит вся история развития диалектики. Так, идею всеобщей связи мы находим уже в античной философии, которая считала, что весь мир есть изменение, переход, взаимосвязь какого-то одного материального начала (например, воды, огня, воздуха) со всем множеством вещей и явлений.

 У Гераклита исходным  началом был огонь, который  выступает в роли основы всякой  связи и раздельности вещей. "Грядущий  огонь все будет отделять и связывать", - говорил он.

 В механическом  материализме взаимосвязь понималась  как меха- ническое соединение  и разъединение каких-либо элементов.  Так ее понимали Гольбах и  Гельвеций. 

 В настоящее время  ведутся работы над связью  земных проявлений жизни с космическими источниками энергии, изучается влияние астрономических факторов на различные циклы жизнедеятельности человека, животных и растений. Наука серьезно задумывается над взаимной связью самых различных явлений - жизни простейших и солнечной активности, химического состава воды и космических колебаний морского дна. Все в мире оказывается взаимосвязанным. Поэтому такие важные для жизни человечества проблемы, как сохранение мира, охрана окружающей среды, развитие науки и техники, приобретают особый, не только теоретический, но и практический смысл, ибо нарушение или игнорирование установившихся в природе взаимозависимостей чреваты большими бедами. Думается, что для современного человека вопрос о взаимосвязи явлений природы и общества более актуален ,чем в предыдущие исторические эпохи. Значит, в своей деятельности мы всегда должны учитывать этот момент, проектируем ли поворот рек, строим ли атомную станцию или исследуем космос. Одним словом, решая глобальные проблемы, необходимо иметь в виду целостный, системный характер мира. Связи проявляются в форме взаимодействия и взаимообусловленности явлений. Это значит, что явления определяют друг друга, изменения одного явления влекут за собой изменения другого.

 Например, общественное  бытие определяет общественное сознание, изменение материальных условий жизни людей вызывает в конечном счете изменения и в общественном сознании. Выделяются разнообразные виды связей.

 Классификация видов  связи строится либо по формам  движения материи, либо по форме  и характеру проявления:

 ·                    прямые – опосредованные;

 ·                    внутренние – внешние; 

 ·                    функциональные;

 ·                    генетические.

 С точки зрения диалектики, вещи не просто сосуществуют  между собой, а воздействуют друг на друга, причем в процессе взаимодействия проявляются их свойства. Только определенная система взаимодействия данной вещи с другими вещами делает ее тем, чем она является. Изменение системы взаимодействий изменяет и саму вещь.

  Диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма, т.е. признание объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Ядром данного принципа служит понятие причинности, т.е. такой связи, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое (следствие).

 Существуют различные способы  и формы объективной детерминации  явлений: связь случайного и  необходимого, возможного и действительного,  бесконечного и конечного, определенного  и неопределенного и т.д.

 С точки зрения диалектики, каждая вещь представляет собой  целостную систему связей и  отношений между элементами, характеризующуюся  рядом свойств: 

1) системе как целому присущи  новые свойства по сравнению  со свойствами составляющих ее  элементов;

2) определить характеристики элемента  можно только тогда, когда он  рассматривается как часть данной  системы, так как он теряет  их, если выходит за рамки этой  системы; 

3) данная система обусловлена,  в свою очередь, составляющими  ее элементами;

4) между элементами системы  существуют отношения взаимозависимости  и соподчинения, при этом система  характеризуется связями разного  рода: генетическими, функциональными  и т.д.;

5) в системе выделяется определяющий  тип связи, образующий ее структуру,  которая обеспечивает устойчивость системы.

 Итак, система - динамическое  образование, характеризующееся  единством противоположностей, постоянством  и изменчивостью. Понятие системы  вводится потому, что нельзя сложные,  многоуровневые связи предметов  и процессов представить в виде простого линейного причинно-следственного ряда.

 Однако диалектика является  не только наукой, но всеобщим  методом познания и преобразования  действительности. Это означает, что  она вооружает частные науки  методологическими принципами, вытекающими из названных выше основных принципов диалектики. К ним относятся:

1) принцип объективности, который  требует, чтобы в процессе деятельности  люди не подменяли объективную  реальность своими субъективными  вымыслами, не соответствующими  ей;

2) принцип всеобщей связи, требующий всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредований;

3) принцип развития, согласно которому  необходимо выяснять причины  возникновения, становления всего  сущего;

4) принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление;

5) принцип выделения основного  звена в цепи событий, требующий  выделения главных направлений  в процессе человеческой деятельности.

 Эти принципы ,так же, например, как грамматические правила при правописании должны стать основой диалектического стиля мышления исследователя. В дальнейшем необходимо на определении понятий, категорий, законов диалектики для анализа их роли в процессе познания.

 Категория - древнегреческое  слово, означающее указание, высказывание. Категории диалектики - это основные  понятия, в которых отражаются  существенные стороны всеобщей  связи и развития природы, общества, мышления.

 Категории диалектики - это ступени,  узловые пункты познания мира, в которых отражаются взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления.

  К ним относятся также  понятия, такие как: 

 ·        причина  и следствие; 

 ·        сущность и явление: 

 ·        необходимость и случайность; 

 ·        и ряд других.

 Категория "закон"  рассматривается в материализме  и идеализме с противоположных  позиций.

Идеалистическое направление  в философии понимает под законом  форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля.

Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения.

 Закон, по определению Гегеля, есть отношение между сущностями. Таким образом, закон - это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

 Законы различаются  по степени общности: всеобщие - это  законы диалектики, общие - законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы - законы, отражающие связи определенного круга явлений, биологические, химические, социальные и др.

 Законы различают  также по форме проявления  в зависимости от типа детерминации и по этому признаку выделяют динамические и статистические законы.

Информация о работе Диалектика