Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 10:06, реферат
Диалектика (в современном, то есть главным образом гегелевском, смысле термина) — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление,— в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.
Введение
Прежде чем выяснить какое отношение Гегель имел к диалектике, определимся, а что же вообще такое диалектика.
Диалектика
(в современном, то есть главным образом
гегелевском, смысле термина) — это теория,
согласно которой нечто — в частности,
человеческое мышление,— в своем развитии
проходит так называемую диалектическую
триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала
— некая идея, теория или движение,— «тезис».
Тезис, скорее всего, вызовет противоположение,
оппозицию, поскольку, как и большинство
вещей в этом мире, он, вероятно, будет
небесспорен, то есть, не лишен слабых
мест. Противоположная ему идея (или движение)
называется «антитезисом», так как она
направлена против первого — тезиса. Борьба
между тезисом и антитезисом продолжается
до тех пор, пока не находится такое решение,
которое в каких-то отношениях выходит
за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая,
однако, их относительную ценность и пытаясь
сохранить их достоинства и избежать недостатков.
Это решение, которое является третьим
диалектическим шагом, называется синтезом.
Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь,
может стать первой ступенью новой диалектической
триады и действительно становится ею,
если оказывается односторонним или неудовлетворительным
по какой-то другой причине. Ведь в последнем
случае снова возникнет оппозиция, а значит,
синтез можно будет рассматривать как
новый тезис, который породил новый антитезис.
Таким образом, диалектическая триада
возобновится на более высоком уровне;
она может подняться и на третий уровень,
когда достигнут второй синтез.
1.Диалектика Гегеля
Более всего термин «диалектика» раскрыл Гегель. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».
В диалектике Гегеля можно выделить следующие три основных элемента:
1.
Попытка обойти Кантово
2. Описание развития разума в терминах диалектики. Гегель употребляет слово «разум» не только в субъективном смысле — для обозначения определенной умственной способности,— но и в объективном смысле — для обозначения всех видов теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель с наибольшим успехом применил диалектический метод в своих «Лекциях по истории философии».
Гегель, видевший в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждения и мышления, считал своим долгом изменить логику, с тем, чтобы сделать диалектику важной — если не важнейшей — частью логической теории. Для этого ему необходимо было отбросить «закон противоречия», который служил серьёзным препятствием для диалектики.
3. Философия тождества. Если разум и действительность тождественны и разум развивается диалектически (как это хорошо видно на примере развития философского мышления), то и действительность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны находить в мире противоречия, которые допускаются диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, ещё раз разъясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за негодностью. На основании философии тождества разума и действительности утверждается, что поскольку идеи противоречат друг другу, также и факты могут противоречить один другому, и что факты, как и идеи, развиваются благодаря противоречиям,— и поэтому от закона противоречия.