Диалектика Гегеля, ее влияние на развитие философской науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 15:19, контрольная работа

Краткое описание

В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.Философская система. . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Диалектика Гегеля. Основные законы и категории диалектики Гегеля. . . . . . . 10
3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля. . . . . . . . . . . . . .13
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика Гегеля, ее влияние на развитие философской науки.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3. Философия истории Гегеля. Противоречия философии Гегеля

 

Наиболее авторитетной, аргументированной и разделяемой  большинством ученых-обществоведов  концепцией по философии истории  является концепция, согласно которой  история человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это так называемый монистический взгляд на историю. Представителем такого взгляда был и Гегель. Очень плодотворной и богатой глубокими мыслями оказалась его «Философия духа», или учение об обществе, изложенное не только в названном произведении, но и в «Философии права» (1821), а также в изданных после смерти Гегеля лекциях по философии истории, эстетике, философии религии. У современников Гегеля наибольшей популярностью пользовалась его философия истории, в которой он обосновал с позиций объективного идеализма принципиально новую и оригинальную концепцию об истории как о закономерном процессе, в котором каждый период и эпоха, какими бы своеобразными и необычными они ни были, в совокупности представляют собой определенную закономерную ступень в развитии человеческого общества. 

Поскольку история человечества есть проявление «мирового духа», развивающегося строго логично и закономерно, то, очевидно, что она не может рассматриваться как набор случайных событий. В ней также есть определенный порядок, последовательность, закономерность, т.е. «разум».  Мировой разум или дух, движущийся в мировой истории, имеет явно выраженную цель – свободу и он (разум) является субъектом, носителем свободы во всемирной истории. «В ходе развития духа (а дух и есть то, что не только витает над историей, как над водами, но действует в ней, составляет ее единственный двигатель) свобода, т.е. развитие, … является определяющим началом».6 Свобода составила главный предмет в «Философии духа», в «Философии права», в «Философии истории» и других работах Гегеля.

Гегель различает четыре основных периода всемирной истории:

  • восточный мир (Китай, Индия, Египет);
  • греческий мир;
  • римский мир;
  • германский мир.

Страны Востока, по Гегелю, не знают свободы, они знают, что  свободен лишь один человек, да и тот  деспот. Греки уже поднимаются  до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена. Римский  мир ставит проблему свободы в  рамки правовых отношений. Но лишь германские народы в конце концов осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека.  Этот завершающий этап человеческой истории, по Гегелю, также имеет свою периодизацию. При этом решающими, переломными событиями этой эпохи философ считает Реформацию в Германии и Великую французскую революцию 1789 года. Такова общая схема всемирной истории, сконструированная Гегелем для мирового духа.

Нарастание степени  свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно представить, выразить требования мирового духа.

Важная характеристика исторической концепции Гегеля –  высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит все мыслимые ожидания действующих лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего.  Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума»,  скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития.

Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у  Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан.  «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане… Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов».7  Прогресс в сознании свободы, составляющий у Гегеля смысловой стержень истории, ни в коем случае нельзя понимать чисто субъективно, т.е. как изменение «мнений», мышления конкретных людей. Чтобы стать реальной, идея должна объективироваться, вылиться во что-то внешнее. Такой объективацией свободы становятся у Гегеля семья, гражданское общество, государство. Отношение немецкого мыслителя к государству характеризуется особым пиететом. Достаточно сказать, что народы, которые по каким-то причинам государства не образовали, у Гегеля не могут претендовать на вхождение во всемирную историю, они – неисторичны (мировой дух о них, наверное, забыл).  «Государство, - объявляет Гегель, - это – шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».8Таким образом,  всемирная история по Гегелю – это шествие мирового духа, результат его деятельности. История человечества – это воплощение мирового духа и ее общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации которой стремится дух. Мировая история есть не что иное, как воплощение этой цели, ради достижения которой  в течение многих веков приносились неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в мире людей, изменений.

 

Заключение

 

Оценивая историческое значение философии Гегеля в мировой  культуре, нельзя не признать, что ему принадлежит одно из самых почетных мест в рядах гениев. Его философский авторитет до сих пор прочен и непоколебим. Уж очень часто Гегель оказывался прав в своих суждениях. Не ошибся он и в предположении, что никакая философия не идет дальше своего времени. Философию Гегель полагает высшей ступенью развития абсолютного духа, ведь в ней дух представлен в адекватной ему понятийной форме. Поэтому философия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действительности, самое существенное знание о мире. Философия, по выражению Гегеля, есть «эпоха, схваченная в мысли», и поэтому никакая философия не идет дальше своего времени.

Гегель, сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет лишить философию научности, ибо, по его убеждению, лишь ретроспекция, т.е. исследование осуществившегося развития, есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности.  Мудрость, как известно, с молодостью обычно не в ладах.

Философия Гегеля – это  классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.

Правда, Гегель разработал идеалистическую форму диалектики: он рассматривает диалектику категорий, их связи и переливы друг в друга, развитие «чистой мысли» – абсолютной идеи. Он понимает развитие как самодвижение, как саморазвитие, происходящее на основе взаимопроникновения противоположностей: поскольку явление противоречиво, оно обладает движением и развитием. У него каждое понятие находится во внутренней необходимой связи со всеми остальными: понятия и категории взаимно переходят друг в друга. Так, возможность в процессе развития превращается в действительность, количество – в качество, причина – в следствие и обратно. Он подчеркивает единство противоположных категорий – формы и содержания, сущности и явления, случайности и необходимости, причины и следствия и т.п.

Гегель создал фактически непревзойденную до сих пор систему  категорий диалектики. Определения  категорий поражают своей точностью, лаконичностью и глубиной. Он дает такие определения, которыми мы можем воспользоваться и сегодня: «результат есть снятое противоречие», «качество есть определенно сущее», «мера – это качественное количество или количественное качество», «действительность – единство сущности и существования», «случайность – то, что не имеет причину в самом себе, а имеет в чем-то другом» и др.  Все категории плавно и органично переходят друг в друга. Он видит связь таких категорий, как сущность, содержание, общее, необходимое, закон, или таких, как явление, форма, единичное, случайное.

Гегель ввел диалектику в процесс познания. Для него истина – это процесс, а не раз и  навсегда данный, абсолютно правильный ответ. Теория познания у Гегеля совпадает  с историей познания: каждая из исторических ступеней познания, развития науки дает «картину абсолютного», но еще ограниченную, неполную. Каждая следующая ступень богаче и конкретней предыдущей. Она сохраняет в себе все богатство предшествующего содержания и отрицает предыдущую ступень, но так, что не теряет ничего ценного из нее, «обогащает и сгущает в себе все приобретенное». Таким образом, он разрабатывает диалектику абсолютной и относительной истины.

Интересен и такой  момент диалектики: совпадение диалектики, логики и теории познания. По Гегелю, логика категорий – это и диалектика их, которая в свою очередь дает возможность обнаружения сущности, закона, необходимости и т.п.

Триумфальное шествие  гегелевской философии, начавшееся при жизни философа, не прекратилось и после его смерти. Последователи  Гегеля образовали два направления: левогегельянство и правогегельянство. Первые обратили внимание на гегелевский диалектический метод и использовали его для критики христианства; вторых больше привлекала философская система объективного идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» показал, что левогегельянцы и правогегельянцы не уяснили до конца значения философии Гегеля, они не увидели противоречия между его философской системой и диалектическим методом. Левогегельянцы, хотя и приняли диалектику Гегеля, все же остались в плену его идеализма.

Иными словами – все  это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии  Нового времени до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм.

 

Библиографический список

 

 

  1. Лекции по истории философии. В 2-х кн./ Г. В. Ф. Гегель - СПб.: Наука,1994.
  2. Наука логики. / Г. В. Ф. Гегель  - СПб.: Наука, 1997.
  3. Основы искусства святости. В 4-х т./ Епископ Варнава (Беляев). Издание братства во имя св.князя Александра Невского. - Нижний Новгород, 1997.
  4. Основы семиологии. Структурализм: «за» и «против». / Р. Барт - М.: Прогресс, 1975.
  5. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. / Под ред. С. С. Хоружий - М.: Знание, 1995. 
  6. Феноменология духа. /Г. В. Ф. Гегель  - СПб.: Наука, 1994.
  7. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека / И. А. Ильин - СПб.: Наука, 1994.
  8. Философия истории. Наука логики. / Г.В.Ф. Гегель - М.: Мысль, 1937
  9. Философия истории. Сочинения: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М.; Л., 1935.
  10. Философия истории. Энциклопедия философских наук. / Г.В.Ф. Гегель – М.: Мысль, 1976.
  11. Философия права. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990
  12. Философия природы.  Энциклопедия философских наук. / Г.В.Ф. Гегель – М.: Мысль, 1975.
  13. Что есть философия? Вопросы философии. /Библер В.С. – М.: Знание,1995.
  14. Энциклопедия философских наук. в 3-хт /Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль,1977.
  15. Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа. / Г.В.Ф. Гегель - М.: Мысль, 1956.

1 Философия истории.  Наука логики. / Г.В.Ф. Гегель  - М.: Мысль, 1937 - Соч. Т. V -. С. 28.

2 Философия природы.  Энциклопедия философских наук. /  Г.В.Ф. Гегель – М.: Мысль, 1975.– Т. 2. – с. 35, 36.

3 Философия истории. Сочинения: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М.; Л., 1935. – Т. 4. – с. 3.

4 Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа. /  Г.В.Ф. Гегель  - М.: Мысль, 1956-С. 32.

5 Что есть философия? Вопросы философии. /Библер В.С. – М.: Знание,1995 - №1. С. 159, 171-183.

6 Философия истории. Энциклопедия философских наук /  Г.В.Ф. Гегель – М.: Мысль, 1976. – Т. 3. – с. 370.

7 Философия истории. Сочинения: в 14 т. / Г.В.Ф. Гегель. – М.; Л., 1935.– Т. 8. – с. 32.

8 Философия права. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. – с. 284.


Информация о работе Диалектика Гегеля, ее влияние на развитие философской науки