Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:19, лекция
Диалектика в философии руководствуется в первую очередь законом единства и борьбы противоположностей, смысл которого заключается в том, что в реальной действительности все сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся при этом в постоянной борьбе
Диалектика
в философии руководствуется
в первую очередь законом единства
и борьбы противоположностей, смысл
которого заключается в том, что
в реальной действительности все
сущее представляет собой единство
противоположных начал, находящихся
при этом в постоянной борьбе. Самым
ярким примером действия диалектического
закона является день и ночь, молодость
и старость, зима и лето, и означает
это не только единство и борьбу
данных начал, но и их постоянное внутреннее
движение и развитие. Второй закон
диалектики – переход в качественные
изменения изменений
Некоторые ученые считают, что
диалектика является важной
Диалектика
— этоучение о движении и развитии,
восходящее к античному философу Гераклиту,
который учил о единстве противоположностей.
Согласно диалектике, источник
движения и развития любого тела может
находиться только в нем самом (идея самодвижения
и саморазвития). Основные законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей.
Всякая вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению вещи (саморазвитию).
Примечание. Человеческий
род состоит из противоположных половин: мужской и женской, «
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Всякая вещь, внутренне изменяясь, должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав быть самою собой.
Примечание. Повышение
температуры воды рано или поздно должно
привести к ее превращению в пар; старение
человека рано или поздно приводит к его
смерти, т. е. к превращению в труп; увеличение
денежных накоплений рано или поздно приводит
к их превращению в самовозрастающую
стоимость или в капитал.
Гегель
нашел очень удачный
термин для диалектического
отрицания - снятие (Aufhebung).
В нем органически слились
три смысловых плана:
упразднение, сохранение
и подъем. Во-первых,
диалектическое отрицание
есть устранение, уничтожение,
отбрасывание старого,
отжившего, того, что
не отвечает изменившимся
условиям, препятствует
дальнейшему развитию.
Во-вторых, оно вбирает,
удерживает и сохраняет
все жизнеспособное,
перспективное, ценное,
что есть в отрицаемом
состоянии, что было
в предшествующем развитии.
Наконец, в-третьих,
диалектическое отрицание
дает жизнь новому качественному
состоянию, новой стадии
развития. А это равнозначно
обогащению, тому или
иному совершенствованию
содержательных, структурных,
функциональных и иных
характеристик всех
относящихся сюда явлений.
Иначе говоря, в общем
плане диалектическое
отрицание утверждает
более высокий уровень
развития.
Закон
отрицания отрицания.
Изменение изменившейся вещи, не может вернуть ее в первоначальное состояние (до исходного изменения), а переводит ее в новое синтетическое состояние, предполагающее сочетание свойств, которые были присущи вещи как до, так и после исходного изменения.
Примечание. Октябрьская
революция в России (1917) — отрицание российского
самодержавия; перестройка в СССР —отрицание Октябрьской
революции; однако перестройка не привела
к реставрации самодержавия, способствовав
установлениюнового, невиданног
Отрицания отрицания закон, один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309—10). Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности» (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). Отрицания отрицания закон оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия Отрицания отрицания закон, стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.
В материалистической
В раскрытии содержания
4.Принципы диалектики и её альтернативы
Философское учение о диалектике осуществляется в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом – субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.
Онтологические
принципы диалектики представляют собой
положения, в которых отражаются
общие свойства, общие связи и
отношения, присущие явлениям объективного
мира (живая, неживая природа, общество).
Наличие таких свойств, связей и
отношений выявляется в процессе
экспериментальных и
К числу исходных онтологических принципов диалектики относятся следующие:
1.
Принцип всеобщей взаимосвязи
явлений, сущность которого в
том, что все вещи, явления в
мире находятся во всеобщей
взаимосвязи и
2. Принцип развития: в движении и развитии находятся явления всех сфер действительности (живой, неживой природы, общества, процессов мышления).
Категорию «развитие» следует отличать от категорий «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорей является «движение». Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».
3.
Принцип системности: каждый
Три
рассмотренных онтологических принципа
диалектики приемлемы как в философских
школах объективного идеализма, так
и в философии диалектико-
4.
Принцип материального
Гносеологические принципы диалектики являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов и служат общими исходными положениями в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.
1.
Принцип конкретного и
2.
Принцип историзма. Этот принцип,
по существу, является отражением
онтологического принципа
3.
Принцип системности.