Диалектика в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:19, лекция

Краткое описание

Диалектика в философии руководствуется в первую очередь законом единства и борьбы противоположностей, смысл которого заключается в том, что в реальной действительности все сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся при этом в постоянной борьбе

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

    Диалектика  в философии руководствуется  в первую очередь законом единства и борьбы противоположностей, смысл  которого заключается в том, что  в реальной действительности все  сущее представляет собой единство противоположных начал, находящихся  при этом в постоянной борьбе. Самым  ярким примером действия диалектического  закона является день и ночь, молодость  и старость, зима и лето, и означает это не только единство и борьбу данных начал, но и их постоянное внутреннее движение и развитие. Второй закон  диалектики – переход в качественные изменения изменений количественных. Прежде всего, необходимо отметить, что  понятие качества означает наличие  стабильной системы определенных связей и характеристик предмета, в то время как количество – это  определенные параметры предмета, например, его величина и вес, размер и объем. В отличие от метафизики, диалектика в философии утверждает, что в  реальной действительности существует возможность изменения качества при количественных изменениях. Примером действия этого закона служит нагревание воды, когда увеличение количественных параметров (температуры) постепенно приводят к изменению качественного параметра  воды (она станет горячей). Что касается закона отрицания отрицания, то его суть заключается в простом определении: все новое, приходящее на место старого, это старое отрицает, но постепенно само становится предметом отрицания еще более нового. Примеры действия этого закона – смена поколений, ежедневный процесс отмирание клеток организма и образование новых.

      Некоторые ученые считают, что  диалектика является важной частью, на которой базируются структура  и функции философии. Ее основные  принципы – принципы всеобщей  связи, системности и причинности,  а также принцип историзма.  С точки зрения как диалектики, так и философии всеобщая связь - это целостность окружающего мира, внутреннее его единство и взаимосвязанность. Кроме того, это обязательно взаимозависимость всех компонентов окружающего мира и реальной действительности, то есть всех предметов, явлений и процессов. Если говорить о причинности, то данный пункт и для всей философии, и исключительно для диалектики означает наличие связей, единых, переходящих одна в другую, таких, где одна порождает другую и дополняет ее. Можно отметить, что диалектика и метафизика в философии являются двумя половинами одного большого процесса исследования.

    Диалектика  — этоучение о движении и развитии, восходящее к античному философу Гераклиту, который учил о единстве противоположностей. Согласно диалектике, источник движения и развития любого тела может находиться только в нем самом (идея самодвижения и саморазвития). Основные законы диалектики: 

    Закон единства и борьбы противоположностей

    Всякая  вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению  вещи (саморазвитию).

    Примечание. Человеческий род состоит из противоположных половин: мужской и женской, «борьба» которых приводит к постоянному обновлению рода посредством рождения детей, внешне и внутренне отличающихся от своих родителей. Альтернативой этому процессу является почкование, т. е. постоянное воспроизведение тождественных родителю потомков однополыми существами. 
 
 
 
 

    Закон взаимного перехода количественных изменений  в качественные. 

    Всякая вещь, внутренне изменяясь, должна рано или поздно превратиться в другую вещь, перестав быть самою собой.

    Примечание. Повышение температуры воды рано или поздно должно привести к ее превращению в пар; старение человека рано или поздно приводит к его смерти, т. е. к превращению в труп; увеличение денежных накоплений рано или поздно приводит к их превращению в самовозрастающую стоимость или в капитал. 

    Гегель  нашел очень удачный  термин для диалектического  отрицания - снятие (Aufhebung). В нем органически слились три смысловых плана: упразднение, сохранение и подъем. Во-первых, диалектическое отрицание есть устранение, уничтожение, отбрасывание старого, отжившего, того, что не отвечает изменившимся условиям, препятствует дальнейшему развитию. Во-вторых, оно вбирает, удерживает и сохраняет все жизнеспособное, перспективное, ценное, что есть в отрицаемом состоянии, что было в предшествующем развитии. Наконец, в-третьих, диалектическое отрицание дает жизнь новому качественному состоянию, новой стадии развития. А это равнозначно обогащению, тому или иному совершенствованию содержательных, структурных, функциональных и иных характеристик всех относящихся сюда явлений. Иначе говоря, в общем плане диалектическое отрицание утверждает более высокий уровень развития. 
 

    Закон отрицания отрицания.  

    Изменение изменившейся вещи, не может вернуть  ее в первоначальное состояние (до исходного  изменения), а переводит  ее в новое синтетическое  состояние, предполагающее сочетание свойств, которые  были присущи  вещи как до, так и после исходного изменения.

    Примечание. Октябрьская революция в России (1917) — отрицание российского самодержавия; перестройка в СССР —отрицание Октябрьской революции; однако перестройка не привела к реставрации самодержавия, способствовав установлениюнового, невиданного для России строя — президентской республики (1990), сочетающей элементы советской власти с элементами самодержавия. 

    Отрицания отрицания закон, один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309—10). Поскольку отрицание предыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности» (там же, т. 5, М., 1937, с. 33). Отрицания отрицания закон оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия Отрицания отрицания закон, стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития.

      В материалистической диалектике  Отрицания отрицания закон рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то Отрицания отрицания закон выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие Отрицания отрицания закон полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

      В раскрытии содержания Отрицания  отрицания закон главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно Отрицания отрицания закон, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. 

    4.Принципы  диалектики и её альтернативы

    Философское учение о диалектике осуществляется  в плане онтологическом и гносеологическом. Философское учение о диалектике в онтологическом плане иногда называют объективной диалектикой, в гносеологическом – субъективной диалектикой. Соответственно этому различают онтологические принципы диалектики и гносеологические принципы диалектики.

    Онтологические  принципы диалектики представляют собой  положения, в которых отражаются общие свойства, общие связи и  отношения, присущие явлениям объективного мира (живая, неживая природа, общество). Наличие таких свойств, связей и  отношений выявляется в процессе экспериментальных и теоретических  исследований, проводимых в различных  областях науки. Каждый принцип диалектики предстаёт как результат обобщения  данных, получаемых во всех специальных  науках.

    К числу исходных онтологических принципов  диалектики относятся следующие:

    1. Принцип всеобщей взаимосвязи  явлений, сущность которого в  том, что все вещи, явления в  мире находятся во всеобщей  взаимосвязи и взаимообусловленности,  так что не существует абсолютно  изолированных тел; каждое тело  взаимосвязано непосредственно  или опосредованно с другими  телами в мире. Взаимодействие  и взаимообусловленность явлений  в мире происходит по связям  различной природы. Данные современной  науки указывают  на то, что  всё многообразие существующих  материальных систем различной  природы на различных уровнях  неживой и живой природы находится  в постоянной  взаимосвязи и  взаимодействии. Ни один материальный  объект не является абсолютно  изолированным, независящим от  всего остального мира, но всегда находится во взаимной связи и взаимодействии с другими объектами. Они связаны, прежде всего, пространственными и временными отношениями, находятся на определённых расстояниях друг от друга, объёмы одних тел взаимосвязаны с объёмами других тел; разрушение, деградация одних объектов даёт начало, рождение другим.

    2. Принцип развития: в движении  и развитии находятся явления  всех сфер действительности (живой,  неживой природы, общества, процессов  мышления).

    Категорию «развитие» следует отличать от категорий  «движение», «прогресс». В соответствии с логикой, различения понятий следует  проводить по содержанию, по объёму и по степени абстрагирования. По содержанию все три категории  фиксируют изменение. В онтологическом плане содержание данных категорий  оказывается однородным и различие их здесь возможно только по объёму и степени абстрагирования. По объёму предельно широкой категорей является «движение». Обобщённое определение этой категории было дано Ф. Энгельсом: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутреннее присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением».

    3. Принцип системности: каждый объект  в мире представляет собой  определённую систему взаимосвязанных  частей и элементов, обладает  определённой структурой и предстаёт  как нечто единое.

    Три рассмотренных онтологических принципа диалектики приемлемы как в философских  школах объективного идеализма, так  и в философии диалектико-материалистической. Однако в диалектико-материалистической философии принимается ещё один принцип.                 

    4. Принцип материального единства  мира: не существует сверхъестественных  миров, существует только естественный  материальный мир, все происходящие  в мире явления и процессы, какими бы диковинными они  не казались, представляют собой  проявления свойств того или  иного вида материи.

    Гносеологические  принципы диалектики являются, в определённом смысле, отражением онтологических принципов  и служат общими исходными положениями  в процессах познания. Соответственно выделяются следующие основные гносеологические принципы диалектики.

    1. Принцип конкретного и всестороннего  рассмотрения вещей и явлений.  Конкретность предполагает рассмотрение  вещей и явлений такими, какими  они объективно предстают в  определённых условиях среды  с присущими им связями и  отношениями. Всесторонность рассмотрения  – это требование учёта и  выявления существующих конкретных  связей, взаимодействий и отношений  исследуемого объекта. Это требование  в своё время В. И. Ленин  выразил следующим образом: «Чтобы  действительно знать предмет,  надо охватить, изучить все его  стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигаем этого  полностью, но требование всесторонности  предостережёт нас от ошибок  и от омертвения».

    2. Принцип историзма.  Этот принцип,  по существу, является отражением  онтологического принципа развития, имеет методологическое значение, кратко сущность принципа заключена  в следующем положении: «Не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».

    3. Принцип системности. Гносеологический  принцип системности выражает  требование рассматривать любой  объект, любое явление, любой процесс  как систему, с учётом составляющих  её компонентов и определённой  структурной организации.

Информация о работе Диалектика в философии