Диалектика в философской концепции Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 22:08, реферат

Краткое описание

Поставим перед собой в настоящей работе цель и задачи. Целью является изучение диалектики в философской концепции Г.Гегеля. Задачи:
- определить понятие диалектики;
- рассмотреть философскую концепцию Г.Гегеля;
- выделить место диалектики в философской концепции Г.Гегеля;
- определить развитие диалектики в философской концепции Г.Гегеля.

Вложенные файлы: 1 файл

0328492_5B33D_dialektika_v_filosofskoi_koncepcii_g_gegelya.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное учреждение

высшего профессионального  образования

Сибирская академия государственной  службы

факультет государственного и муниципального управления

кафедра гуманитарных основ государственной службы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по

Философии

 на тему "Диалектика в философской концепции Г. Гегеля"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

Гр.09113

Андронова С.

Проверил: Доцент кафедры,

к.ф.н. Хлебников М.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2010

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Диалектика является одной из важнейших категорий  не только философии, но и других гуманитарных наук. Диалектика происходит от греческого слова διαλεκτική, которое дословно означает искусство спорить, вести рассуждение. Поэтому в широком смысле диалектику можно определить как способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия мыслимого содержания этого мышления. С другой стороны, диалектика является и логическая формой, построенной на противоречии. Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал в идеалистической форме, законы и категории диалектики, -категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

Диалектика имеет огромное значение для гносеологии, и для онтологии в философии, так как представляет собой один из основополагающих способов мышления и познания. Этим определяется актуальность и исследовательский интерес настоящей работы.

Объектом настоящей  работы выступает диалектика. Предметом является диалектика в философской концепции Г.Гегеля.

Поставим перед собой  в настоящей работе цель и задачи. Целью является изучение диалектики в философской концепции Г.Гегеля. Задачи:

- определить понятие  диалектики;

- рассмотреть философскую концепцию Г.Гегеля;

- выделить место диалектики  в философской концепции Г.Гегеля;

- определить развитие  диалектики в философской концепции  Г.Гегеля.

Методология настоящей  работы представляет собой сочетание  ряда общенаучных методов - индукция, дедукция, анализ и синтез, метод комплексного подхода, системный, логический.

Работа состоит из трех глав, Первая глава "Определение понятия "диалектика" и история его развития", в которой рассматривается возникновение понятия диалектика и его философское значение в разные эпохи, начиная с Древней Греции и оканчивая современностью. Вторая глава "Философская концепция Г.Гегеля", которая рассказывает о системе философских взглядов Г.Гегеля и выделяется диалектика как сквозная тема всей философской концепции, в третьей главе "Развитие диалектики в философской концепции Г.Гегеля" описан диалектический метод и суть диалектики Г.Гегеля.

 

Глава 1. Определение понятия "диалектика" и история его развития

Как было сказано ранее, диалектика имеет греческие корни  и происхождение термина относится также к Древней Греции. Первоначально термином диалектика способность вести спор посредством вопросов и ответов; искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. С течением времени значение термина диалектика претерпело изменения и получило иное смысловое содержание.

В узком смысле диалектика — название гносеологического метода в философии, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня, и таким образом, постигается истина.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

- Диалектика античности (среди наиболее ярких представителей которой можно назвать Гераклита и досократиков).

- Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в., (которая связана с именами таких философов, как И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель);

- Материалистическая диалектика (представителями которой являются К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э.Ильенков, Вазюлин В.А., Готт В.С. и др.).

Еще в глубокой древности мыслители  исходили из таких представлений  о мире, как противоположности, противоположности  покоящегося и изменяющегося, покой  и непрерывные процессы изменения  и становления. Поэтому справедливо  считается, что в своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности.

До актуализации философии Гегеля диалектика не понималась как способ гносеологического познания. При этом диалектика имела субъективное значение – путь познания чего-то или поиск истины людьми, и, в силу различных толкований своего существа и путей реализации познания, диалектика была эклектична и имела относительное значение.

В древней Греции диалектикой называли умение вести беседу и умение достигать  истины путем раскрытия противоречий, в первую очередь, в аргументах противника. Этот, как считается, диалектический способ мышления был позже применен к познанию явлений природы, как результатов развития противоречий в ней и взаимодействия противоположных сил.

Обычно философское осмысление термина «диалектика» связывают с Сократом. Считается, что термин «диалектика» в смысле метода философии, когда находится и снимаются ложные положения, впервые применил именно Сократ. Таким образом, первое гносеологическое понимание диалектики сводилось к диалогу, в переводе с греческого – беседа или разговор между людьми, движение слов, движущаяся мысль, движение мысли к пониманию познаваемого, который Сократ понимал в смысле своего метода философствования, основанного на вскрытии внутренних противоречий в мыслях, в основном, собеседника, которые ведут к ложным следствиям и, соответственно, к последующему исключению ложных посылок. Сократ предвосхитил утверждение о движении познания, более того, определил, что поиск истины связан с нравственным и эстетическим идеалами.

К первым стихийным диалектикам  обычно относят Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена,  Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и Эпикура, хотя не все они были таковыми. Но следует сказать, что Анаксимандр осмыслил отношение одного и многого, представлял, что вещи возникают из единого первоначала (апейрон) в силу имеющихся  в нем противоположностей.

Платон определил исключительную, не рациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной. Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих диалогов («Софист», «Парменид» и «Государство»), например, как искусство сочетания родов или как очищенная от образов мысль. Он обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

Аристотель рассматривал понятия  в их взаимосвязи, характеризовал категории  как переходящие друг в друга, что позволило ему формализовать отношения категорий и заложить основы формальной логики. Аристотель впервые поставил проблему изменения, как проблему развития. Диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему, но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы.

Аристотель считает изобретателем  диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Также Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.

В схоластике диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике.

В Новом времени диалектические моменты познания в несколько наивной форме стали появляться в рассуждениях многих мыслителей. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Бруно.

В начале XV в. Н. Кузанский говорил о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной, о том, что все в природе находится в вечном движении. Дж. Бруно говорил о том, что если требуется познать тайны природы, то необходимо в ней рассматривать минимумы и максимумы противоречий и противоположностей.

Диалектические моменты воззрений  были в исследованиях Коперника, Декарта, Лейбница, Спинозы, Дидро, Руссо  и других мыслителей, но они сводятся, в основном, к признанию движения и изменения материи и единства некоторых противоположностей. Стоит отметить следующее. Декарт утверждал самостоятельность развития природы, обозначил переменные величины для математики. Лейбниц обозначил принцип самодеятельности и связь единичного и всеобщего, учил о непрерывности развития и о появлении нового, как единства противоположностей. Спиноза обозначил положения единства свободы и необходимости, а также конечного и бесконечного. Важно и то, что Руссо и Вольтер развили идеи развития общества, максимально подойдя к его диалектическим принципам.

Но для познания и отыскивания  истины все более принималась  формальная логика, которая противопоставлялась  простой риторике, диалогу, что было большим достижением познания в  средние века, однако, с другой стороны, формализация познания уводила от его  диалектических принципов.

Немецкая философия конца XVIII —  первой трети XIX в., представленная именами  Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуется классической. В ней нашли свое продолжение  идеи философии Нового времени —  вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности. Немецкие философы не выступали против существующих в германских государствах политических учреждений, их учения по сути дела были враждебны, несовместимы с феодальными порядками, отжившими свой век. Диалектический метод, особенно обстоятельно и последовательно разработанный Гегелем, мог быть легко обращен против этих порядков. Что и сделали наиболее радикально настроенные ученики берлинского профессора. По этой же причине Маркс называл философию Канта, родоначальника классической немецкой философии, немецкой теорией французской революции. С неменьшим основанием данное определение может быть, распространено на других представителей классической немецкой философии.

Немецкий классический идеализм (в  отличие от метафизического материализма) рассматривал действительность не только как предмет познания, но и как предмет деятельности. Так, в теории познания И.Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». Однако диалектика разума, по Канту,- иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, ограниченные познанием одних явлений. Позже в теории познания (в «Наукоучении») Фихте развил «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Шеллинг вслед за Кантом развивает диалектическое понимание процессов природы.

Более всего термин «диалектика» раскрыл  Гегель. Современный смысл диалектики и демонстрация превосходства диалектического познания над рациональным научным были явлены в философии Гегеля. Для него диалектика есть такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…».

Понятие диалектики в своих произведениях  использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Информация о работе Диалектика в философской концепции Г. Гегеля