Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:11, контрольная работа

Краткое описание

Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos – путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.

Содержание

1.Диалектика и метафизика ……………………………………………..3
2.Историческое развитие диалектики как метода познания…………..7
3.Отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля ………….10
4.Список используемой литературы…………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Закон количественных и качественных изменений. Любой предмет или явление существует в определённых количественных пределах (граница меры). Как только эти пределы нарушаются предмет или явление переходит в новое качественное состояние. Дом, например, говорил Гегель, останется тем, чем он есть, независимо от того будет ли он больше или меньше, также как и красное останется красным, будет ли оно светлее или темнее.

Закон единства и борьбы противоположностей. В любом предмете, явлении, процессе, существуют противоположные стороны, противоречия. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного и южный не может быть без северного. Вообще противоположность имеет в качестве противостоящего себе не просто некое иное, но своё иное».

Закон отрицания отрицания. В процессе развития, когда одна из противоположных сторон усиливается до границы меры и объект переходит в новое качественное состояние, это новое состояние отрицает прежнее, на новом уровне развития вновь возникают противоположности, одна из них усиливается, доходя до границы меры, вновь происходит переход к новому качественному состоянию, которое отрицает предыдущее. Тем самым происходит двойное диалектическое отрицание. Таким образом, развитие происходит по спирали. На каждом новом уровне сохраняются основы всех прежних уровней развития.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. Маркс высоко оценил диалектику Гегеля. Вместе с этим он критиковал Гегеля за идеализм. Маркс доказал, что в гегелевской философии дана извращённая, мистифицированная картина мира, искажающая все действительные связи между сознанием и бытиём, человеком и природой. Чувственные материальные вещи, по Гегелю, производны от «самосознания», которое есть единственная и всеобъемлемая реальность. Как считали Маркс и Энгельс, главные пороки гегелевской диалектики заключаются, во-первых, в том что она представляла собой диалектику саморазвития абсолютной идеи как животворящей души всего существующего, то есть была идеалистической, и во-вторых в том, что она была ограничена пределами, поставленными ей метафизической системой.

Ценность гегелевской диалектики определялась содержащимися в ней гениальными мыслями о мире как саморазвивающемся поступательном процессе перехода количественных изменений в качественные и о борьбе противоположностей как вечном внутреннем источнике развития всего сущего.

Гегель не вмешивается в политику, Маркс же « замыкает» философию на классовую борьбу. В своей работе «К критике гегелевской философии права» он непосредственно обращается к пролетариату как вождю народных масс и рассматривает свою философию как мировоззрение пролетариата, как идейное оружие его борьбы за революционное переустройство общества. «Подобно тому, - призывал Маркс, - как философия находит в пролетариате своё материальное оружие, так и пролетариат находит в философии своё духовное оружие…».

Таким образом, диалектический материализм – это философское мировоззрение пролетариата, которое в корне противоположно гегелевскому диалектическому идеализму – мировоззрению буржуазии.

Применение диалектического материализма и вытекающего из него метода к политической экономии, к истории, к естествознанию, к философии, к мышлению и познанию, - вот в чем состоит гениальный вклад ученого в мировую науку. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. http: // www. philosophyday. ru
  2. Философия: учебник/ под ред. проф. В.Н. Лавриненко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 511с.
  3. Спиркин А.Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.
  4. Харин Ю.А. Философия: учебник/ Ю.А. Харин – 8-е изд. – М.: ТетраСистемс, 2006. – 448 с.

 


 



Информация о работе Диалектика и метафизика