Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:24, реферат
Диалектика – это филосовская теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.
- «Философия права».
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика , по Гегелю,- основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
Все – Мировой дух, «конечный дух» - человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, война и мир и т.д.);
Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного
к конкретному и имеет
- существует определенный
тезис (утверждение, форма
- данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность;
- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на наиболее высоком уровне развития;
- данный процесс происходит
снова и снова, и каждый раз
в результате синтеза
В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис «бытие» (т.е. то, что существует). Его антитезис – «небытие» (абсолютное ничто»). Бытие и небытие дают синтез – «становление», который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии.
По Гегелю, противоречие –
не зло, а благо. Именно противоречия
являются движущей силой прогресса.
Без наличия противоречий, их единства
и борьбы развитие невозможно. В
этой грандиозной системе он подчинил
природу и историю
Заслуга Гегеля состоит в
том, что он дал диалектический анализ
всех важнейших категорий философии
и сформировал три основных закона:
количественных изменений в качественные,
закон взаимопроникновения
В своих исследованиях Гегель стремится понять:
- философию природы;
- философию духа;
- философию истории;
- а значит их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (т.е. антитезис идеи, другую форму существования идеи).
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
- субъективный дух;
- объективный дух;
- абсолютный дух.
Субъективный дух – душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).
Объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина.Выражением Абсолютного духа являются:
- искусство;
- религия;
- философия.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
- философию природы;
- антропологию;
- психологию;
- логику;
- философию государства;
- философию гражданского общества;
- философию права;
- философию истории;
- диалектику – как истину всеобщих законов и принципов.
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историию человечества на три больших эры:
- восточную;
- антично-средневековую;
- германскую.
2.3.3 ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Так как Гегель полагал, что историческое развитие подчинено тем же закономерностям, что и развитие разума (тезис о единстве исторического и логического), то его последователь Карл Маркс (1818-1883) применил учение о противоречии к объяснению социальной и экономической жизни. Социология Маркса рассматривает общество как систему, в основе которой лежит конфликт интересов и их выразителей – социальных классов. Разрешение этого конфликта Маркс полагал в революции. Идеалистическую философию Гегеля Маркс и его соавтор Ф.Энгельс (1820-1895) истолковали материалистически, приписав диалектику самой природе и считая противоречие не ошибкой разума, а неотъемлемой чертой всех природных и социальных процессов.
Марксистская философия была создана во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм). Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для
сегодняшнего марксизма является освобождение
от догм и приспособление к современной
эпохе, учет результатов научно-
Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов – диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
Основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
Материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;
Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
Важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
Развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Целью познавательных усилий является достижение истины. Истина определяется в марксистской философии как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Таким образом, чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует объективной действительности.
Маркс и Энгельс учили,
что любая истина объективна. Но,
что значит объективность, истина? Ведь
термин «объективность» означает независимость
от сознания субъекта. А таким свойством
обладают лишь вещи, предмет способы,
процессы. Истинными или ложными
могут быть только знания о вещах,
а не сами вещи. Объективность истины,
с точки зрения философии марксизма,
означает, что содержание знания совпадает
с объективной
Следующий вопрос теории познания
состоит в следующем: а как
же мы можем узнать, что в нашем
знании, в теориях содержится момент
совпадения с объективной
Итак, введение принципа практики в познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум и, таким образом, в определенной форме разрешить основные проблемы немецкой классической философии.
Главными произведениями
основателей марксизма
«Тезисы о Фейербахе» К.Маркса;
«Капитал» К.Маркса;
«Экономическо-философские рукописи 1844 г.» К.Маркса;
«Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса;
«Святое семейство» и «Немецкая идеология» К.Маркса и Ф.Энгельса;
«Диалектика природы» Ф.Энгельса;
«Анти-Дюринг» Ф.Энгельса;
«Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф.Энгельса;
«Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельса.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существование множества
философских учений, школ, течений
и направлений характеризует
историко-философский процесс
Во многом я согласна с философами-диалектиками, но о многом можно и поспорить. В наш век технического прогресса и духовного развития многое актуально в выводах философов прошедших лет, но есть аспекты, которые подходят под Закон «Отрицания отрицания». Согласно Гегелю, в чем он безусловно прав, мышление – субстанция творческая и творящая. Все особенности гегелевской теории бытия (ее плюсы и минусы) вытекают из двух некритически принятых посылок:
- идея тождества бытия и мышления;
- развитие, понимаемое как бесконечный прогресс, - необходимый и всеобщий атрибут бытия.
Здесь будет уместно напомнить лишь три серьезных возражения Гегелю:
- рационализация бытия
приводит к серьезной
- система Гегеля с её
претензией на абсолютную
- принцип тождества бытия
и мышления, дополненный претензией
на истинность своей философии,
Уверовав в фундаментальность и силу своего философского метода, Гегель слишком высокомерно относился к представителям современного ему естествознания и математики, пользовавшихся успешно другими методами, обвиняя их в теоретической незрелости и метафизичности. Высокомерная философия всегда превращается в идеологию и тем самым выносит себе смертный приговор. Каждая философская система обладает ценностью только для ее создателя и она не может претендовать на значимость для всех.
Одной из главных проблем самоопределения философии в учении о сознании и бытии является вопрос о том, где кончается философское содержание этих понятий и начинается не-философское и, в частности, научное их понимание. Правильным ответом на этот вопрос представляется следующий: там, где кончается внутренний рефлексивный опыт мышления и начинается внешний опыт сознания, внешний опыт деятельности мышления. Этот внешний опыт сознания некоей независимой от него реальности («объективной реальности», «вещи в себе»), которая имеет источник своего содержания в самой себе, функционируя и развиваясь по собственным законам этого содержания.
Характеризуя в целом роль диалектики в современной науке, культуре, общественных преобразованиях, необходимо отметить, что ее положения определяют основные ориентиры научного мировоззрения, действенного мышления, обусловливают формирование научной картины мира. Они задают эталоны продуктивных подходов в познании, проектировании, преобразовании сложных объектов, предохраняют от ложных путей, тупиков и ошибок.. Овладение диалектикой позволяет более эффективно организовать имеющиеся знания, углубляет видение и понимание действительности, развивает строгость мышления, расширяет научный и культурный кругозор.
Таким образом, диалектический
метод – это философская