Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:32, реферат
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Введение
Эволюция термина
Мир объективной диалектики
Исторические формы диалектики
Диалектический метод Маркса
Диалектика как теория
Концепция развития
Заключение
Список литературы
План
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель характеризовал
диалектику как движущую душу
истинного познания, как принцип,
вносящий в содержание науки
внутреннюю связь и
Термин "диалектика", скорее всего, впервые применил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал свой метод нахождения истины в диалоге путем столкновения противоположных суждений и обнаружения противоречий в мышлении "диалектикой". Вот типичный для Сократа пример. В беседе с полководцем Лахетом он задает вопрос: "Что такое мужество?". Для Лахета ответ не представляет трудностей: "Мужествен тот, кто, оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами". Далее ставится новый вопрос: "А если воин, убегая и не оставаясь в строю, продолжает сражаться с врагами?" Лахет не понимает: "Как это - убегая?". Сократ поясняет конкретными ситуациями сражений: скифы, убегая, сражаются не хуже, чем преследуя; лакедемоняне в одном из боев, когда они оказались перед рядами щитоносцев, не пожелали держать строй и продолжать сражение, а побежали. Когда же ряды персов расстроились, они, подобно всадникам, развернулись обратно и таким образом выиграли сражение. Лахет признает, что Сократ говорит правду. Тем самым выявлено противоречие: воин может быть мужествен и оставаясь в строю, и отступая с целью нанесения удара по врагу.
У ученика Сократа Платона диалектика выступает уже не только в качестве метода отыскания истины, но означает одновременно и учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Платона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диалектики люди посредством умозаключений формируют правдоподобные положения. Это положения, касающиеся нравственности, - такие, как, например, "следует ли повиноваться больше родителям или законам, если они не согласуются друг с другом"; или касающиеся природы - например, "вечен мир или нет". По Аристотелю, при рассуждениях о таких проблемах философия сообразуется с истиной, а диалектика - с мнением.
В сферу логики, как и Аристотель, включали также диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская школа стоицизма (конец IV в. до н.э. - II в. н.э.) различала в логике риторику ("науку хорошо говорить при помощи связных рассуждений") и диалектику ("науку правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").
Истолкование всех предметов только "через логическое рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в чувственном опыте, было особо свойственно схоластической философии средневековья. В те времена диалектика преимущественно трактовалась как умение логически изощренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что знание - истина, а диалектика - искусство для различения истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни, то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась со схоластической философией вообще. Тем не менее они ценили диалектику как искусство гибкого оперирования понятиями, позволяющее обращать против оппонента его собственные доводы. Так, по мнению Ф. Бекона, пользование "диалектикой уместно в науках, основанных на мнениях и воззрениях".
Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина связан с немецкой классической философией. Ее представители - И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах - широко пользовались выражением "диалектика", хотя и вкладывали в него различное содержание. Так. Кант считал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат, выступая как «логика видимости», поскольку порождаемые деятельностью разума противоречия (антиномии) свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь истину.
Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для него диалектика существенна не в том смысле, что она разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы доказать противоположное. "Высшая диалектика понятия, - писал Гегель, - состоит в том, чтобы рассматривать определение не только как предел и нечто противоположное, но породить из него позитивное содержание и позитивный результат, посредством чего она только и есть развитие и имманентное продвижение. Такая диалектика есть не внешнее деяние субъективного мышления, а собственная душа содержания, из которой органически вырастают ее ветви и плоды". Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени..." Здесь требуется пояснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком”, размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И тем не менее с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей - в отличие от древних философов - не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве". Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира", он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.
Поэтому при рассмотрении диалектики в ее "рациональном" виде нельзя ограничиваться воззрениями Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической форме. Необходимо было освободить их от этой формы. Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил так: "Диалектика головы - только отражение форм движения реального мира как природы, так и истории". Тем самым становится необходимым различать: а) диалектику бытия (природа, общество, человек); б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод философского мышления (в противоположность метафизике).
В идеалистической философии господствует убеждение, что пространство диалектики образует только сфера духа, мысли.
Но так ли это? Существует ли диалектика вещей («объективная диалектика») или же есть только диалектика понятий? Вопрос проясняется, если признать закономерность самодвижения материи. Здесь исходное начало объективной диалектики. В мире космоса, неорганической природы и жизни, в истории человеческого общества и судьбах индивидов все совершается в конечном счете диалектически. Сфера диалектики вся объективная и субъективная реальность. Конкретно это означает, что: а) существует универсальная взаимосвязь предметов и явлений; б) все в мире подвержено изменению; в) движение материи выражается в ее самообновлении, в порождении качественно иных форм существования.
Таковы три аспекта единой целостной теории материалистической диалектики: аспекты структуры, процесса и развития.
Объективная диалектика природы обнаруживается в ее бесконечности и поразительной способности к творению оригинальных форм материального бытия. Окружающий нас физический мир - Вселенная - удивляет в продолжающихся научных открытиях своим структурным разнообразием. Кварки разного "цвета" и "очарования", "странные", реальные и виртуальные частицы и античастицы, расширяющийся спектр "элементарных" частиц, событий и полей, "суперструны", атомы, молекулы, макротела разного порядка, звезды, галактики и их скопления, квазары, черные дыры, пульсары и т.д. - все это лишь некоторые примеры качественного многообразия неорганической природы. Вместе с различиями объектов природы явственно обнаруживается их взаимосвязь. Физические формы бытия связаны между собой как фрагменты объективной реальности. Вселенную формируют взаимодействия четырех типов: гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые. Силы гравитации проявляются главным образом в явлениях астрономического масштаба: они удерживают Землю при ее движении вокруг Солнца, придают спиральную форму многим галактикам при рождении звездных образований, концентрируют чудовищную энергию в ядре квазаров. Электромагнитные взаимодействия характерны для макромира (мир обычной человеческой деятельности: масштаб от размеров Земли до размеров атомов и молекул). За счет сил электромагнитного происхождения удерживаются электроны вокруг атомного ядра; связываются воедино конкретные вещи, получаемые объединением множества атомов. В явлениях же ядерного масштаба, в мире элементарных частиц существенны сильные и слабые взаимодействия. Сильные взаимодействия играют основную роль в формировании атомного ядра, удерживают кварки в протонах и нейтронах. Наконец, слабое взаимодействие приводит к определенным формам радиоактивного распада и проявляется во взаимодействии нейтрино и других лептонов с нуклонами. Таковы четыре типа фундаментальных связей различных природных объектов. Можно добавить, что в последние годы, в соответствии с теорией кварков, стали выделять еще один тип взаимодействия. Это так называемые силы склеивания, глюонные силы. Посредством их "склеиваются" кварки в барионы и мезоны. Подобно тому как электромагнитные взаимодействия передаются электромагнитным полем, глюонные силы передаются глюонным полем, кванты которого - глюоны.
Структурный аспект диалектики четко прослеживается и в живой материи. Пространство жизни иерархично и разнопорядково. Ее проявления имеются на молекулярном уровне. Существуют одноклеточные и многоклеточные растения и животные. Одна из главных особенностей живого - его системность. Признак системности свойствен живой молекуле (протоплазме), клетке, организму, виду, биоценозу, биогеосфере. На каждом из уровней организации живых систем между самой системой и внешней средой существует необходимое взаимодействие (в формах взаимоотношений нуклеиновых кислот и белков и обмена веществ, внутривидовых и межвидовых отношений и др.). Связь прослеживается не только между живыми системами разного уровня организации. Существенно также взаимопроникновение диалектики живой и неживой материи.
Наряду со структурным бесконечным многообразием в неорганической и живой природе отчетливо просматриваются и другие аспекты объективной диалектики: процессы и развитие. Удостоверяет диалектику в природе, в частности, синергетика - наука о спонтанной самоорганизации природных объектов.
Синергетика переосмысливает выводы классической термодинамики. Второе ее начало как эволюция от порядка к дезорганизации определяет процессы, идущие в изолированных и находящихся в состоянии равновесия системах. В данном состоянии их структурные единицы ведут себя хаотически. Иначе протекают процессы в так называемых диссипативных структурах (химические волокна, структуры в жидкостях, лазерные пучки, неустойчивость плазмы, явления выхлопа и флаттера и т.д.). Они образуются при взаимодействии системы с внешним миром, ее погружения в неравновесные условия. В открытых системах, находящихся достаточно далеко от состояния термодинамического равновесия, усиливаются флуктуации, возникают корреляции и когерентность. В результате сложного взаимодействия структурных единиц (элементов системы), их коллективного движения происходит процесс самоорганизации. Неравновесность служит, таким образом, источником порядка, является тем, что порождает "порядок из хаоса". Синергетика подтверждает активность материи и ее развитие доказательством факта самоорганизации в системах неорганической природы.
Физическая эволюция Вселенной, процессы самоорганизации природы сочетаются с химической эволюцией вещества. Ныне методами радиоастрономии установлено, что в космосе идет многообразная химическая эволюция материи. Межзвездная среда содержит возможности, как оказалось, органического синтеза. В частности, обнаружен формальдегид, способный легко образовывать различные углеводы. Весьма сложные и разнообразные органические молекулы присутствуют в метеоритах. На нашей планете эволюция химических соединений прошла три стадии: неорганическую, органическую и биохимическую. В ходе химической эволюции имеют место такие процессы, как усложнение функций и обогащение возможностей химических преобразований, возрастание внутренней противоречивости, активности молекул. Наряду с этим процессом прогрессивного развития наблюдаются и такие явления, как снижение химических возможностей и распад органических соединений до угля, карбонатов, углеводов, углекислоты.
Добавим к сказанному, что и жизнь, заведомо укладывающаяся в рамки естественного порядка, предстает с позиций синергетики высшим проявлением происходящих в природе процессов самоорганизации.
Итак, процессы распада и самоусложнения, хаос и порядок, закономерность и случайность, неустойчивость и равновесие, структурность вещей, их взаимосвязь и изменение, силы действия и противодействия, усложнение и дезинтеграция - это и бесконечно многое другое составляет содержание диалектики природы. А при современном ее понимании необходимо еще учитывать такие реальные феномены, как самоорганизацию, системность, информацию, управление и самоуправление, интенсификацию информационных процессов как объективную историческую закономерность, нелинейность и вариативность осуществляющихся событий.
Объективная диалектика в ее трех аспектах присуща и социальной форме движения материи.
Если в природе и в обществе все в конечном счете совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само - способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера - мир чувств, переживаний; знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентаций; морали, науки, философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется наблюдающееся единство противоположностей в поговорках типа "нет худа без добра", "воля заведет в неволю", "счастье с несчастьем двор обо двор живут" и др. Для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеалистическую диалектику и материалистическую диалектику.
К философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подобным идеям имело в общем характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы XVIII- XIX вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало учение Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулируя главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначение сводила в конечном счете только к рациональной интерпретации "разумной" действительности для примирения с нею. И все-таки в эволюции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение - ступень преходящая. Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи", "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления".