Диалектика как метод и учение о развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:54, доклад

Краткое описание

Методы философии:
Метафизический признание абсолютной сущности, рассмотрение вещей и явлений как неизменных и независимых друг от друга.
Релятивистский – утверджение всеобщей относительности и абсолютизации самой относительности.
Диалектический – отрицание абсолютной сущности и утверджение всеобщности связи и развития бытия.
Гераклит

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектика как метод и учение о развитии.docx

— 17.75 Кб (Скачать файл)

Диалектика как метод  и учение о развитии

Методы философии:

Метафизический   признание  абсолютной сущности, рассмотрение вещей  и явлений как неизменных и  независимых друг от друга.

Релятивистский – утверджение всеобщей относительности и абсолютизации самой относительности.

Диалектический – отрицание абсолютной сущности и утверджение всеобщности связи и развития бытия.

Гераклит

 

Метафизика  бытие реально    небытие иллюзорно становления  нет

Релятивизм  иллюзорное бытие  небытие иллюзорно становление  реально

Диалектика бытие реально  небытие реально становление  реально

 

Диалектика – учение о  наиболее общих законах развития разных сфер бытия

Диалектика –научно-философский метод объяснения и описания законов изменений природы, общества, человека.

Принцип детерминизма – мир  – упорядоченное целое, в котором  существуют устойчивость, повторяемость, внутренняя связность и единство. Одно из проявлений детерминизма –  причинно-следственная связь.

Принцип развития – мир  есть необратимо и качественно развивающаяся  реальность, где всегда возникает  нечто новое.

Детерминизм: Причина 1 ---- следствие1----причина2----следствие2

 

Индетерминизм – нет никаких  причинно-следственных связей.

 

Всеобщие законы диалектики:

Закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития- как, каким образом происходит развитие

Закон единства и борьбы противополодностей – внутренний источник развития

Закон отрицания отрицания – результат и направленность развития.

 

А---А----не-не А

Тезис – анти-тезис

Диалектика – спиралевидное  развитие

 

Категории диалектики:

Единиичное –особенное  всеобщее – различные связи объективного мира и ступени его познания.

Часть-целое- отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет

Форма – содержание –  совокупность различных элементов, определяющей свойства и функции  предмета на разных уровнях организации

Сущность-явление – осмысление различных уровней действительности – внутреннем и внешнем

Причина – следствие –  сущность причинности

Необходимость – случайность  – два вида объективных связей материального мира

Возможность – действительность – основные ступени развития предметов  и явлений

 

Характеристики диалектического  метода:

Всесторонний охват объекта  изучения – его различных сторон, ракурсов, отношений и связей, всегда находящихся в изменении.

Объект изучается и  логически, и исторически.

Источники изменения объекта  – внешние и внутренние, но изучение надо начинать с внутренних причин бытия объекта, затем соединять  с внешними причинами.

Объект должен рассматриваться  в контексте среды, которые уже  сложились и так или иначе определяют объект.

Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более сложной.

 

Основные проблемы теории познания:

Теория познания – гносеология  – философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека.

Проблемы:

Какова природа знания

Какими путями сознание субъекта добывает и проверяет знание об объекте

Как взаимодействуют различные  виды знания, в чем причины их дифференциации и есть ли перспектива  их синтеза.

Существуют ли границы  человеческого познания

 

Как возможно истинное знание? – Кант.

Понятие познания

Познание – процесс, деятельность человека по воспроизведению действительности, раскрытию смыслов и установлению отношений между реальными вещами и их познавательной формой.

 

Субъект ----- объект = знание

Измерения познавательного  процесса:

От объекта к понятию: выявление связи реальных объектов с понятиями.

От понятия к понятию: установление связи между понятиями.

 

Познавательные программы:

Пессимистические – 1) скептицизм – знание субъективно и относительно, истинного знания достичь нельзя.

2) агностицизм – отрицание  возможностей познания сущности  вещей.

Оптимистические: 1) наивный  реализм – знание – продукт  отражения внешнего мира, познавательный образ – копия оригинала в  голове чел-ка

2) редукционизм – сведение сложных закономерностей к простым, знание производно от природных процессов

3) нативизм – происхождение  знания из генетической предрасположенности,  врожденный характер чувственного  восприятия, понятийных структур  мышления и грамматики языка)

4) эволюционная эпистемология  – знание – биологическая  адаптация человека к внешней  среде)

5)прагматистская теория  - знание – следствие активной предметно-практической деятельности человека.

 

Содержание знания:

Знание противопоставляется  не-знанию:

Не-знание может быть рассмотрено в 2  ракурсах

  1. Не-знание = реально существующему предмету
  2. Не-знание – неизвестному

Знание – результат  мыслительной деятельности человека, выражаемом в понятии и суждении.

Знание – совокупность имеющихся сведений о какой-либо области действительности, а не-знание – отсутствие этих сведений.

Познавательный парадокс:

Чем шире область знания, тем шире и область не-знания.

 

Классификация знания по отношению к науке

Донаучное – обыденное, религиозно-мифологическое

Научное – естественнонаучное, социально-гуманитарное, технико-технологическое, логико-математическое, психологическое

 

Источники знания

 

Сенсуализм – единственный источник знания – органы чувств, все  остальные знания основаны на обобщении  и анализе чувственного опыта.

 

Рационализм – единственный источник – разум. Чувственные данные квалифицируются как субъективные, подверженные обманам и иллюзиям.

 

Уровни познания:

Чувственное – внутренние ощущения, внешние ощущения, восприятие, конкретные представления

Рациональное –  познание существенных свойств и  связей реальности, лежащих за пределами  чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта.

Форма рационального  познания:

    1. Понятие – исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи между понятиями и предметами
    2. Суждения
    3. Умозаключения

Внерациональное – 1) интуиция – способность сознания непосредственно постигать познаваемый предмет без опосредующего влияния символического и доказательно-логического инструментария.

  1. Мистическое созерцания – способность к переживанию запредельного потока пророческих образов, в которых человеку могут открыться иные слои реальности и картины прошлого и будущего.

 

 


Информация о работе Диалектика как метод и учение о развитии