Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:54, доклад
Методы философии:
Метафизический признание абсолютной сущности, рассмотрение вещей и явлений как неизменных и независимых друг от друга.
Релятивистский – утверджение всеобщей относительности и абсолютизации самой относительности.
Диалектический – отрицание абсолютной сущности и утверджение всеобщности связи и развития бытия.
Гераклит
Диалектика как метод и учение о развитии
Методы философии:
Метафизический признание абсолютной сущности, рассмотрение вещей и явлений как неизменных и независимых друг от друга.
Релятивистский – утверджение всеобщей относительности и абсолютизации самой относительности.
Диалектический – отрицание абсолютной сущности и утверджение всеобщности связи и развития бытия.
Гераклит
Метафизика бытие реально небытие иллюзорно становления нет
Релятивизм иллюзорное бытие небытие иллюзорно становление реально
Диалектика бытие реально небытие реально становление реально
Диалектика – учение о наиболее общих законах развития разных сфер бытия
Диалектика –научно-философский метод объяснения и описания законов изменений природы, общества, человека.
Принцип детерминизма – мир – упорядоченное целое, в котором существуют устойчивость, повторяемость, внутренняя связность и единство. Одно из проявлений детерминизма – причинно-следственная связь.
Принцип развития – мир есть необратимо и качественно развивающаяся реальность, где всегда возникает нечто новое.
Детерминизм: Причина 1 ---- следствие1----причина2----
Индетерминизм – нет никаких причинно-следственных связей.
Всеобщие законы диалектики:
Закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития- как, каким образом происходит развитие
Закон единства и борьбы противополодностей – внутренний источник развития
Закон отрицания отрицания – результат и направленность развития.
А---А----не-не А
Тезис – анти-тезис
Диалектика – спиралевидное развитие
Категории диалектики:
Единиичное –особенное всеобщее – различные связи объективного мира и ступени его познания.
Часть-целое- отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет
Форма – содержание – совокупность различных элементов, определяющей свойства и функции предмета на разных уровнях организации
Сущность-явление – осмысление
различных уровней
Причина – следствие – сущность причинности
Необходимость – случайность – два вида объективных связей материального мира
Возможность – действительность – основные ступени развития предметов и явлений
Характеристики
Всесторонний охват объекта изучения – его различных сторон, ракурсов, отношений и связей, всегда находящихся в изменении.
Объект изучается и логически, и исторически.
Источники изменения объекта – внешние и внутренние, но изучение надо начинать с внутренних причин бытия объекта, затем соединять с внешними причинами.
Объект должен рассматриваться в контексте среды, которые уже сложились и так или иначе определяют объект.
Познание должно идти от простого к сложному, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности более сложной.
Основные проблемы теории познания:
Теория познания – гносеология
– философское учение о знании
и закономерностях
Проблемы:
Какова природа знания
Какими путями сознание субъекта добывает и проверяет знание об объекте
Как взаимодействуют различные виды знания, в чем причины их дифференциации и есть ли перспектива их синтеза.
Существуют ли границы человеческого познания
Как возможно истинное знание? – Кант.
Понятие познания
Познание – процесс, деятельность
человека по воспроизведению
Субъект ----- объект = знание
Измерения познавательного процесса:
От объекта к понятию: выявление связи реальных объектов с понятиями.
От понятия к понятию: установление связи между понятиями.
Познавательные программы:
Пессимистические – 1) скептицизм – знание субъективно и относительно, истинного знания достичь нельзя.
2) агностицизм – отрицание
возможностей познания
Оптимистические: 1) наивный реализм – знание – продукт отражения внешнего мира, познавательный образ – копия оригинала в голове чел-ка
2) редукционизм – сведение сложных закономерностей к простым, знание производно от природных процессов
3) нативизм – происхождение
знания из генетической
4) эволюционная эпистемология – знание – биологическая адаптация человека к внешней среде)
5)прагматистская теория - знание – следствие активной предметно-практической деятельности человека.
Содержание знания:
Знание противопоставляется не-знанию:
Не-знание может быть рассмотрено в 2 ракурсах
Знание – результат мыслительной деятельности человека, выражаемом в понятии и суждении.
Знание – совокупность имеющихся сведений о какой-либо области действительности, а не-знание – отсутствие этих сведений.
Познавательный парадокс:
Чем шире область знания, тем шире и область не-знания.
Классификация знания по отношению к науке
Донаучное – обыденное, религиозно-мифологическое
Научное – естественнонаучное, социально-гуманитарное, технико-технологическое, логико-математическое, психологическое
Источники знания
Сенсуализм – единственный источник знания – органы чувств, все остальные знания основаны на обобщении и анализе чувственного опыта.
Рационализм – единственный
источник – разум. Чувственные данные
квалифицируются как
Уровни познания:
Чувственное – внутренние ощущения, внешние ощущения, восприятие, конкретные представления
Рациональное – познание существенных свойств и связей реальности, лежащих за пределами чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта.
Форма рационального познания:
Внерациональное – 1) интуиция – способность сознания непосредственно постигать познаваемый предмет без опосредующего влияния символического и доказательно-логического инструментария.
Информация о работе Диалектика как метод и учение о развитии