Диалектика как теория и метод философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Диалектика - умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия. Так Сократ, по свидетельству Ксенофонта, считал тех, кто владеет « методом разделять в теории и на практике предметы по родам…очень счастливыми и весьма способными к диалектике » Но диалектика еще не предстала ᴨȇред ними как естественная и необходимая форма теоретического мышления, позволяющая ясно выражать и разрешать противоречия в содержании мыслимого не чем иным, как преобразующим условия проблемы поиском их общего корня (их торжества), их общего рода.

Содержание

Введение:…………………………………………………………………….3
1.Возникновение диалектики и ее сущность………………………………7
2.Диалектика как метод философии………………………………………..10
3.Принципыи категории диалектики……………………………………….11
4.Законы диалектики………………………………………………………..13
Заключение:………………………………………………………………….15
Список литературы:…………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

K_r_po_filosofii_1.docx

— 47.33 Кб (Скачать файл)

 

Часть – целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью, т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело.

 

Форма – содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее.

 

Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени.

Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.

 

Детерминизм (лат. determinare- определяю) – философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности.

 

Причина – следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации.

Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер – взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.).

 Причинная связь реализуется  только при наличии определенных  условий. Условия сами по себе  не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).

 

 

 

 

4.Законы диалектики.

 

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

 

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

 

Мера – единство количества и качества.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Современная диалектика философия - актуализация философии в бытии, постижение в новой сфере познания. Современная диалектическая философия не является ни мировоззрением, ни наукой, ни формой сознания, а есть знания о Логике и Мире, становлении и устройстве бытия в его многообразных формах и видах, включая человеческие представления и деятельность. Она служит познанию миросоздания и бытия, исследованию феноменологии идеи, духа и общественного сознания и созданию областей познания и отраслей познания, истинных философских наук (реальных и диалектических), а также служит осознанию гуманного развития общества.

 

Отличительным признаком современной диалектической философии как непосредственного представления философии в бытии, является наличие внутреннего собственного движения (познания), обусловленного ее областью и, в первую очередь, диалектикой. Иными словами диалектическая философия непосредственно обладает внутренним движением и, этому используя выражения Гегеля, ее познание катится в перед от содержания к содержанию. И нет мистики в самостоятельном движении и развитии современного диалектического познания, более того, оно не спонтанно и не синтезируется, как в науках, а само проявляется, выявляется, в частичности, в результате развития диалектических методов познания (точнее в силу диалектики - высшего разумного движения).

 

Но современная диалектическая философия есть не только знания в их непосредственном значении, или в этом значении они утеряли для нее смысл, сколько знания, обретенные на духовной основе. Основанием современной диалектической философии является Воспроизведение, как область познания которое базируется не на феноменологии духа, а на феноменологиях идеи. Современная диалектическая философия есть развитие постижения в новой (второй) сфере познания, в частности, в смысле того, что , как указал Гегель чистая истина как последний результат становится также и началом некоторой другой сферы.

 

Современная диалектическая философия определена диалектическим постижением. Хотя главным моментом является то, что современная диалектическая философия обладает элементами наддействительных знаний.

 

 

 

Современная диалектическая философия использует не только категории, достигнутые Гегелевской философией, но и их обобщение (напр., негативизация), а также совершенно новые категории (напр., определение). Она имеет цельную информацию согласованную систему терминов - преддверие системы знаний, что определяет не только полноту знаний и точность изложения, но и возможность актуализации новых понятий в строгой системе. Установлены непосредственные и опосредующие термины; если первые непосредственно отражают тот или иной смысл, то вторые отражают также соответствующие связи и процессы, позволяют указывать термины в той или иной системе и участвовать им в развертываемых методах и правилах с учетом формализации форм изложения диалектических знаний. Непосредственные и опосредующие термины открывают один из путей к формированию искусственного диалектического интеллекта.Особыми достижениями современной диалектической философии считаются определение отсутствие единства различности и не различности, Изначальности и первополагаемых процессов миросоздания, в системе которого рассматривается все существование, положение теоретической философии многое другое. Современная диалектика философия служит основанием Новейшей философии, ее диалектическим ядром. В современной диалектической философии мир представляется как существующий во всем своем многообразии, а сознание и (одновременно) материя считаются закономерными результатами развития миросоздания, а не первоосновами, вместе или поодиночке, всего существующего. Поэтому отрицаются монизм, дуализм и плюрализм, а для определения собственного философского воззрения актуализирована соответствующая новая категория. В этом смысле современная диалектическая философия особенна и не имеет аналогов.В определенном смысле Современная диалектическая философия является познанием, альтернативным современному научному познанию, но не в антагонистическом смысле, а в смысле предложения, а также гуманного (а не технологического, экономического) осознания общественного развития.

 

Современная диалектика философия есть попытка заложить основы нового познания, отличного от (текущего со времен Декарта) познания рационалистического образа. Иными словами, на базе современной диалектической философии предлагается актуализировать познание нового образа. Однако главное то, что современная диалектическая философия есть защита против мракобесия, оккультизма и атеизма.

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских  наук. Т.1. Наука логики. М.:”Мысль”, 1974.

2. Исаев И.Т. Диалектика и проблема  развития. М., 1979.

3. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы философии. 1991. №6. С.46.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог “Человека с природой”. М., 1986.

5. Урманцев Ю.А. Начала общей  теории систем// Системный анализ  и научное знание. М., 1978.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1982.

 

 

 

 

 


Информация о работе Диалектика как теория и метод философии