Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 19:12, реферат
Философия создает предельно общую картину мира, включающую представления об определенном миропорядке, т.е. о системе социальных и природных связей, центр которой человек, его социальная деятельность. Формируя картину мира она разрабатывает общую методологию познания действительности, которая представляет собой совокупность требований мыслящему субъекту. Существуют два противоположных способа построения философской картины мира: диалектический и метафизический. Если явления, процессы описываются в картине мира как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.
Русская классическая материалистическая философия XIX в.-высший этап развития домарксистской философской мысли. Коренной особенностью философии Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, отличающей ее от предшествующей философии, является то, что она выражает интересы не эксплуатирующих, а эксплуатируемых. Это - философия непролетарских трудящихся масс, поднимавшая знамя буржуазно-демократической крестьянской революции и выдвигавшая вместе с тем (правда, в утопической форме) идеи социализма. Эта философия не ограничивала, следовательно, своей задачи одним лишь объяснением мира, она пыталась теоретически обосновать его революционное преобразование в интересах трудящихся. Философия революционных демократов характеризуется ярким патриотизмом, открытым служением народу. Эта социальная основа и коренная особенность философии русских революционных демократов определяет их превосходство над предшествующими философами в области метода и философской теории.
Решительно разоблачая идеализм Гегеля, они, однако, не отбросили его диалектики, как это сделал, например, Фейербах, но использовали принцип развития (провозглашённый Гегелем на идеалистической основе) с целью объяснения явлений действительности.
Классики русской материалистической философии широко применяли принцип развития через противоречия в исследовании различных явлений природы и общественной жизни. Так, например, Герцен рассматривал развитие природы как такое, «которое начинается со стихийной борьбы, с химического сродства и оканчивается самопознающим мозгом человеческой головы» [7].
Активно разоблачая крепостнические порядки России, Герцен призывал к смене крепостнического строя новым, демократическим, рассматривая эту смену как историческую необходимость, обусловленную непреложными законами развития общественной истории. Он считал, что царству капитала и праву собственности так же придёт конец, как некогда пришёл конец царству феодальному и аристократическому. Герцен видел в диалектике «алгебру революции».
Чернышевский в работе «Критика философских предубеждений против общинного владения» писал: «Вечная смена форм, вечное отвержение формы, порождённой известным содержанием или стремлением, вследствие усиления того же стремления, высшего развития того же содержания, - кто понял этот великий, вечный, повсеместный закон, кто приучился применять его ко всякому явлению,- о, как спокойно призывает он шансы, которыми смущаются другие!.. он не жалеет ни о чём, отживающем своё время…» [8].
В понимании вопросов диалектики природы, в разрешении проблемы познаваемости природы и по многим другим вопросам русские революционные демократы XIX в. представляли лучшее, что было в философии домарксистского периода. Однако они не сумели распространить материализм на понимание общественной жизни, не смогли разработать системы диалектического миропонимания и перейти от утопического социализма (хотя и превосходящего утопический социализм западноевропейских мыслителей) к научному социализму. Историческое место русских революционных демократов в истории философии чётко определено В. И. Лениным в его характеристике Герцена: «Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом» [9].
Высшую ступень домарксистской диалектики, нашедшую с точки зрения её классовой и научной характеристики яркое выражение в творчестве Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, нельзя рассматривать как какое-то исключительно русское национальное явление. Там, где крестьянские массы этого периода и позднее поднимались на борьбу против угнетателей, в условиях, когда пролетариат не сложился в самостоятельную историческую силу,- там идеологи революционного крестьянства (например, Христо Ботев и Светозар Маркович на Балканах, Ахундов и Налбандян на Кавказе и др.) в своих философских и публицистических трудах демонстрируют глубокое понимание диалектики, стремятся диалектически подходить к изучению явлений.
Таковы основные исторические формы домарксистской диалектики. Изучение истории диалектики приводит к выводу, что марксистский диалектический метод является высшей и единственно научной формой диалектики, увенчивающей всё предшествующее развитие познания и указывающей науке путь к новым великим достижениям.
2.4 Материалистическая диалектика
Идеалистическая диалектика Гегеля послужила теоретическим источником материалистической диалектики в ее марксистской модели. Однако по своей сущности и в целом последняя радикально отлична от гегелевской. К. Маркс и Ф. Энгельс не просто поставили гегелевскую диалектику «на ноги». Они в корне переработали ее, освободили от мистики, поставили ее на прочную научную почву. Только в марксизме диалектика становится научно-философским учением, а также научным методом. Марксистская материалистическая диалектика имела серьезные естественно-научные предпосылки. Она базировалась на достижениях естествознания XIX века и была в основном теоретическим обобщением этих достижений. Напомним некоторые значительные открытия естествознания, имеющие диалектико-материалистическое значение. Это атомистика Джона Дальтона (1803 г.), теория Чарльза Лайеля об эволюции земной коры (1833 г.), клеточная теория Шлейдена и Шванна (1838–1839 гг.), закон сохранения и превращения энергии Роберта Майера (1841–1845 гг.), теория происхождения видов Чарльза Дарвина (1859 г.) и другое.
Несмотря на достижения марксистской материалистической диалектики, следует указать и на ее недостатки. В классической марксистской литературе диалектика представлена эскизно и в парадигматической форме (т. е. в форме примера, образца). Так, в «Анти-Дюринге» Ф. Энгельс обращается к диалектике в целях полемики с Дюрингом. К. Маркс в «Капитале» дает образец использования диалектики и диалектической логики применительно к анализу проблем политической экономии. Книга Энгельса «Диалектика природы» являет собой незаконченную рукопись, включающую отдельные статьи, фрагменты и заметки. По замыслу самого Энгельса целью данной работы было последовательное применение диалектического метода к анализу конкретных проблем естествознания. Аналогично положение дел и относительно работ В.И. Ленина. В «Материализме и эмпириокритицизме» он излагает диалектику процесса познания в полемике с махистами. В «Философских тетрадях» диалектика разрабатывалась и изложена Лениным в форме конспектов для себя. Сегодня показано, что некоторые примеры, приводимые классиками марксизма как иллюстрации законов диалектики, являются некорректными.
И все-таки, несмотря на известные недостатки марксистской материалистической диалектики, нельзя согласиться с бытующим ныне мнением, что материалистическая диалектика не имеет под собой научного основания. Так, западный философ Карл Поппер отрицает материалистическую диалектику на основе формальной логики, хотя известно, что диалектика и диалектическая логика — это более свободный, более широкий и более вероятностный стиль мышления. К тому же Поппер игнорирует тот факт, что материалистическая диалектика возникла на основе достижений науки середины XIX века и до сих пор сохраняет связь с наукой, в частности, с естествознанием и синергетикой.
Заключение
Одним из важнейших условий успешного познания и практического преобразования объективного мира является наличие правильного, научного метода познания. Единственным научным методом в современную эпоху является марксистская диалектика, правильно отражающая объективные законы движения, изменения, развития, присущие всем явлениям природы и общества.
Марксистский диалектический метод принципиально противоположен метафизическому методу и качественно отличается от всех ранее существовавших исторических форм домарксистской диалектики. Основными историческими формами домарксистской диалектики являются: 1) античная диалектика, носившая наивный характер, поскольку она не могла ещё опереться на развитие наук о природе и обществе и исходила непосредственно из данных чувственного созерцания мира; 2) идеалистическая диалектика Гегеля, содержавшая в себе «рациональнее зерно», которое было выделено и критически переработано Марксом и Энгельсом в процессе создания ими материалистической диалектики в корне противоположной идеалистической гегелевской диалектике; 3) диалектика революционных демократов, в особенности классиков русской материалистической философии XIX в., вплотную подошедших к диалектическому материализму, но остановившихся перед историческим материализмом, т. е. оставшихся на позициях идеалистического понимания истории, вследствие чего они не могли слить материализм и диалектику в единое мировоззрение.
Марксистский диалектический метод - высшая историческая форма диалектики, качественно отличающаяся от всех предшествующих. Марксистская диалектика - единственно научный метод познания и революционного преобразования мира. Марксизм доказал всеобщий характер диалектики, вскрыл всеобщие законы взаимосвязи, движения, изменения, развития всего существующего. Именно поэтому марксистский диалектический метод является всеобщим методом познания, одинаково обязательным для всех наук. Марксизм доказал, что материалистическая диалектика является теорией познания и логикой, что она всесторонне вооружает науку в решении самых сложных и трудных задач познания.