Диалектика как учение об универсальных связях, изменение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:21, реферат

Краткое описание

В сложной науке под названием философия существуют различные методы познания и изучения, а также большое количество теорий. Одной из самых распространенных является теория диалектики, или, согласно научному определению, теория о развитии всего сущего в мире и философский метод, основанный на ней. При помощи диалектики ученые могут теоретически изучать разные аспекты реальной действительности (материю, дух, сознание и познание), а также их развитие. Диалектика в философии показывает отражение этого процесса через собственные (диалектические) законы, категории и принципы – в отличие от метафизики, которая изучает конкретный предмет в конкретный момент времени и в конкретном состоянии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие диалектики…………………………………………………..4
2. Основные принципы диалектики…………………………………….5
3. Альтернативы диалектики……………………………………………8
3. 1. Другие альтернативы диалектики………………………………..10
3.1.1. Догматизм………………………………………………………..10
3.1.2. Релятивизм……………………………………………………….10
3.1.3. Софистика………………………………………………………..11
3.1.4. Эклектика…………………………………………………………13
3.1.5. «Отрицательная» диалектика……………………………………13
4. Логическое задание…………………………………………………..15
5. Список использованной литературы………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Леньков В.В. ПГСДЗ-122 Реферат по философии.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Диалектика как учение об универсальных связях, изменение

и развитие»

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил:  Студент гр. ПГСДЗ-122

                                                    Леньков В.В.

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилев  2014 г.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….3

1. Понятие диалектики…………………………………………………..4

2. Основные принципы диалектики…………………………………….5

3. Альтернативы диалектики……………………………………………8

3. 1. Другие альтернативы  диалектики………………………………..10

3.1.1.  Догматизм………………………………………………………..10

3.1.2.  Релятивизм……………………………………………………….10

3.1.3.  Софистика………………………………………………………..11

3.1.4. Эклектика…………………………………………………………13

3.1.5. «Отрицательная» диалектика……………………………………13

4. Логическое задание…………………………………………………..15

5. Список использованной  литературы………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности.

В сложной науке под названием философия существуют различные методы познания и изучения, а также большое количество теорий. Одной из самых распространенных является теория диалектики, или, согласно научному определению, теория о развитии всего сущего в мире и философский метод, основанный на ней. При помощи диалектики ученые могут теоретически изучать разные аспекты реальной действительности (материю, дух, сознание и познание), а также их развитие. Диалектика в философии показывает отражение этого процесса через собственные (диалектические) законы, категории и принципы – в отличие от метафизики, которая изучает конкретный предмет в конкретный момент времени и в конкретном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие диалектики.

 

Диалектика как понятие появилось в античной философии (Сократ 470-399 гг. д.н.э.) Первоначально оно означало "искусство вести беседу", рассуждать и доказывать, обосновывать свою точку зрения, искусство ставить вопросы, искать истину путем столкновения согласования различных мнений.

Платон представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, его называют диалектиком понятий. Уже первые философы рассматривали мир как единое целое. Предметом диалектики в данном случае выступает взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира. Взаимосвязь это такое отношение между объектами и их свойствами, когда изменение одного объекта или его свойств вызывает изменение другого объекта или его свойств. Для глубокого понимания взаимосвязи явления необходимо рассматривать и обособленность явлений, т.е. связь и обособленность взаимосвязаны между собой. Хорошо об этом писал Аристотель: "Природе не свойственно смешиваться чему попало с чем попало." Связи носят конкретный характер. Учет данного факта позволяет показать несостоятельность: астрологии, френологии, хиромантии и т.д.

В современном понимании диалектика - философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В Древнем мире усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции были заложены идейные основы диалектики. После зарождения развитие диалектики надолго превратилось в конкретизацию ее идей. Лишь в XIX веке в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах) диалектика получила новую (теоретическую) базу для своего развития. В том же столетии вслед за гегелевской диалектикой создается система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая, иногда это происходило в "снятом" виде, как в случае создания марксистской диалектики.

  Диалектика – объективна, сама и вне человеческого сознания. Диалектика сверхчувственна, но  не абсолютна. Она не охватывает  идею, Логику, сознание, Мир и дух, но соотносится с ними. Она  охватывает бытие, но в нем  существенны также и не диалектичные  моменты и процессы и аспекты.

В частности, диалектика –  объективная эволюция некоторого в  единстве различностей или разумное развитие.

Следует отметить, что диалектика определяет развитие бытия, проявляясь в конкретном случае в том или  ином (себя) обозначении, например, как отрицание отрицания, или влиянии. Или же, то, что называется законами философии, есть либо конкретно проявленные обозначения диалектики, либо, в том числе для наук, устойчивые явления влияний диалектики в бытии (напр., закон всемирного тяготения).

 

 

  1. Основные принципы диалектики.

 

 

Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая  в себе основную направленность  исследования,  его  «дух».  К  таким  принципам обычно относят принцип развития, принцип всеобщей связи,  принцип  тождества (единства) диалектики, логики и  теории  познания,  принцип  восхождения  от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического.

Принцип развития является прямым следствием признания  движения  основным свойством (атрибутом) материи. Вместе с  тем  принцип  развития  выделяет  в многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие.  Движение  может быть круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным  (необратимые  формы движения).  Развитие  аккумулирует  в  себе  особенности  всех  трех   видов движения, оно предполагает необратимость (невозможность полного  возврата  к исходной точке), преемственность (связь нового и  старого),  направленность, цикличность.

Принцип всеобщей связи неотделим  от принципа развития, как бы раскрывает условие реализации  первого  принципа.  Возникновение,  изменение,  развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь  внутреннего  и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как  основное  содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.

Принцип  тождества  (единства)  диалектики,  логики  и  теории   познания выражает  единство  законов   развития,   тотальность   процесса   развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и  общество.  Этот  принцип приводил  в  некоторое  смущение  марксистских  диалектиков.  В  Гегелевской диалектике этот принцип воплотился (как принцип тождества мышления и  бытия) со  всей  возможной  последовательностью.  В  материалистической  диалектике возникли трудности с его применением. Его  другая  формулировка  –  единство диалектики  объективной,  диалектики  природы  и  диалектики   субъективной, диалектики мышления. В такой формулировке различие  разных  форм  диалектики признается, но не раскрывается.

Когда же появляются названия трех  различных теоретических  дисциплин  –  диалектики,  логики  и  теории   познания,   то становится очевидным и «принципиальным» существование развития  в  различных

формах. Один из предлагаемых ответов  заключается  в  следующем:  диалектика изучает проявление развития в природе, это диалектика  объективного;  логика изучает  особенности  развития  в  человеческом  мышлении;  теория  познания пытается связать диалектику объективную и субъективную  с  помощью  принципа отражения.

Принцип восхождения от абстрактного к  конкретному  аккумулируют  в  себе познавательную возможность законов и  категорий  диалектики,  он  организует процесс познания. «Абстрактное» и  «Конкретное»  имеют  несколько  значений.

Чаще всего в повседневности абстрактное понимают как  синоним  понятийности, в отличие от чувственности,  образности,  которая,  соответственно,  и  есть конкретное. Кроме того, абстрактное – это отвлечение от ряда  несущественных свойств и выделение основных. В  этом  смысле  познание  всегда  абстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируя  понятиями.

Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным,  есть  сама  объективная действительность,  где   существенное   и   несущественное   не   разделены. Абстрактное и конкретное как этапы  познавательного  процесса  имеют  другой смысл. Конкретное  -  это отражение объективной действительности  в  системе понятий, это теоретическое  воспроизведение  единства  проявлений,  свойств, связей предмета. Абстрактное – это вырванное из общей  связи,  общей  логики развития   предмета,   воспроизведение   какой-то   одной   его   сторон   и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного –  научная теория, типичное проявление абстрактного –  «житейские»  суждения.  Познание

происходит как движение от конкретного в действительности  и  конкретному  в познании.

Принцип  единства  логического  и  исторического  помогает  понять,   как конкретное в действительности  трансформируется  в  конкретное  в  познании. 

Логическое – это теоретическое   воспроизведение  закономерностей  реального развития.

Историческое – процесс развертывания действительности  во  времени во всем многообразии  ее конкретных форм. Помимо тривиального  смысла  этого принципа нет прямого совпадения предмета и его реальной  истории;  теория  – это история, очищенная от случайностей, в нем заключены  идеи,  связанные  с пониманием возможности познания прошлого, характером предвосхищения  будущих событий, способом  существования  общего  («логического»)   в  нашей  жизни. 

Научный  анализ  избирает  путь,   противоположный   объективному   развитию предмета: развитая форма исследуемого объекта позволяет  судить  об  истоках возникновения  этого  объекта,  «анатомия  человека  –   ключ   к   анатомии обезьяны». Развитая, «классическая» форма объекта –  это  достижение  полной выявленности  его  структуры,  доступности,  «прозрачности»  его  внутренних связей. Предмет как бы  сам  «показывает»  себя,  открывает  нам  то  общее, «логическое»,  что  является  законом  его  развития.  Для   своих   прошлых состояний  высшая  стадия  предмета  становится  своеобразной  «целью».  Для исследователя  предмет  как  своеобразная   осущественность   возможностей, заложенных в нем, как достижение  «цели»  становится  инструментом  изучения стадий его развития, поиском момента его возникновения.

Логическое  помогает нам «опознать» прошлое, в результате чего логика  развития  предмета  и  его

реальная история совпадают. Этот принцип  неотделим  от  принципа  тождества бытия и мышления  в  его  гегелевской  интерпретации:  общее  («логическое») начинает жить своей самостоятельной жизнью в ткани истории, на  определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой и возвращается к своим  истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя в  материалистической  диалектике этот  принцип  лишь   указывает   пути   человеческому   познанию   истории, исследователи, пытаясь воспроизвести  этот  принцип  во  всем  объеме  своих смысловых оттенков, пришли к  идее  объективного  существования  логического как идеального в истории (Э. В. Ильенков). 

Другой  нетривиальный  вывод  из принципа единства логического и исторического –  обращенность  диалектики  в прошлое, но не в будущее.     «Сова Минервы вылетает в  полночь»  -  человек  не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем,  поскольку закономерности,  «логика»  его  еще  не  сформировалась,  она  еще  тонет  в бесчисленных внешних связях-возможностях. Судить  можно  только  о  прошлом, когда  мы  уже  имеем  путеводительную  нить  в  виде  результата  процесса, достигшего  своего  предельного  смыслового  развития. 

Попытка  предвидения будущего на основе  наших  знаний  еще  не  развившегося  предмета,  еще  не устоявшейся целостности неизбежно ведет к произволу  мышления.  Такой  вывод никак не согласовался с пафосом обращенности  материалистической  диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от его метода, идеалистическая  система «притягивала» диалектику к  себе,  не  давала  ей  возможности  жить  жизнью материального мира.

Информация о работе Диалектика как учение об универсальных связях, изменение и развитие