Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:23, контрольная работа
В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ………………...стр.5
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ…………………….стр.6
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ…………………………стр.12
4. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ…………………………………………стр.14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Наименование:
контрольная работа Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики
Предмет:
Не определен
Год сдачи:
2011
Объем (страниц):
Уникальность по antiplagiat.ru:*
Дата публикации:
29.08.2012
Описание (план):
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Институт психологии и управления
Кафедра социальной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ФИЛОСОФИЯ.
Тема: Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики.
Выполнил: студентка 2 курса,
ИПиУ ОЗО
СР-91
Кульнина Екатерина.
Проверил: Доцент к. ф. н.
Селеверстова Г.А.
Хабаровск, 2011.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ…
2. ОБЩЕЕ
ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ…………
3. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ…………………………
4. КАТЕГОРИИ
ДИАЛЕКТИКИ…………………………………………стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Термин диалектика в истории философии употребляется в различных значениях.
Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий .
Платон называл диалектику логическим методом, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идей, движение мысли от низших понятий к высшим.
Софисты придали термину диалектика дурной оттенок, называя диалектику - искусством представлять ложное и сомнительное за истинное.
Мегарцы диалектику называли искусством спора.
Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна.
В средние века в философии термин диалектика употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл диалектику, особым учением о сущем, Абеляр - искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении "логика", а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине.
По Гегелю, диалектика - своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика - метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий.
В марксистской философии термин диалектика употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира. Развитие - это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи - задача диалектики, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.
В своей контрольной я бы хотела подробнее раскрыть понятие диалектики, её основные законы, принципы и категории.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И РАЗВИТИЯ
Диалектика – признанная в
современной философии теория
развития всего сущего и
законы диалектики;
категории;
принципы.
Главная проблема диалектика – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Движение также является внутренним
свойством материи и
2. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
охватывают все сферы окружающей действительности;
раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
единства и борьбы противоположностей;
переход количества в качество;
отрицания отрицания;
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.).
Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия – «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.
По Гегелю, каждый предмет, явление
обладают двумя главными
Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета – движению. Примеры: существует идея, тождественна самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие- то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы – изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить
борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
борьба, где одна сторона регулярно
одерживает верх над другой, но
побежденная сторона сохраняется
и является «раздражателями»
для побеждающей, благодаря чему
побеждающая сторона переходит
на более высокую ступень
антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
содействие (когда обе стороны
оказывают встречную помощь
солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);
нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.
Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).
Мера – единство количества и качества.
При определенных
При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые
Если нагревать воду
Если телу придавать все большую и большую скорость – 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменяется сама система координат смены качества =- мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
резко, одномоментно;
незаметно, эволюционно.
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества – меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
Закон отрицания отрицания.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
Примеры:
смена общественно-
«эстафета поколений»;
смена вкусов в культуре, музыке;
эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);
ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.
Примеры:
организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
Основными принципами
принцип всеобщей связи;
принцип системности;
Информация о работе Диалектика как учение о развитии. Законы и категории диалектики