Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:06, лекция
В чем сущность софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В том, что они всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость. Доходящую до тождества противоположностей, применяют субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловливаются объективной противоречивостью процесса материального мира и его единства. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.
9.Диалектика, метафизика, софистика и эклектика.
Исторические формы диалектики
Впервые термин «диалектика» употребил Сократ, понимая диалектику как искусство диалога.
Диалектика – это философское учение о наиболее общих закономерных связях и развитиях.
Основные типы диалектики:
Стихийная диалектика древних философов:
Учение Гераклита: «Все течет, все изменяется». Противоположностями Гераклит считал жизнь и смерть, вечное и приходящее, золото и солому.
Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».
Платон считал, что диалектика это движение и покой, тождество и различие.
Становление античной диалектики заканчивается Аристотелем. Диалектика Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии:Представителями являются Фихте, Кант, Гегель.
Существенный вклад в развитие диалектики внес Э.Кант, который доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям.
Вершина диалектики – учение Гегеля, который выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.
Марксистко-материалистическая диалектика:
Диалектика – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.
Ее появление связано с
* Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).
* Клеточная теория (Шванн, Швеннер).
* Закон сохранения и
превращения энергии (
====== Диалектика и её альтернативы ======
В чем сущность софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В том, что они всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость. Доходящую до тождества противоположностей, применяют субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловливаются объективной противоречивостью процесса материального мира и его единства. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.
Софистика и эклектика отвергают
их целостное единство. При этом
софистика противопоставляет
К софистике и эклектике как способам мыслительной деятельности обычно прибегают те, кто заинтересован в искажении истины, в субъективистски извращенном представлении действительности, в утаивании своих подлинных намерений, а то и просто в нежелании разобраться в существе дела[8, c. 11].
Диалектически воспринимать действительность означает преодоление эклектики и софистики в любых их проявлениях. Вместе с тем в последние годы чрезвычайно актуальной стала задача освобождения социального сознания от пут догматизма.
Приверженцы доктринерского догматического типа мышления оперируют некритически воспринятыми в качестве абсолютных истин социальными идеями, лозунгами, парадигмами теоретического мышления, установками, указаниями. Здесь игнорируются конкретность истины, необходимая гибкость понятий, потребности практики. Такой тип мышления оборачивается на деле идеологической нетерпимостью, схоластическим утопизмом, застоем в науке, консерватизмом в технике, безынициативностью в социальных действиях.
После того, что было сказано об
альтернативах диалектической логике,
можно задуматься над вопросом о
наиболее оптимальном для современного
инженера (да и вообще для всякого
с широким кругозором человека) способе
мышления. Логические изъяны софистики
и эклектики очевидны. А как
быть ныне с диалектикой? В постсоветский
период наблюдается ее игнорирование
со стороны многих философов. Утверждается,
что она якобы "устарела", что
ее надо заменить синергетикой, что
большинство положений
Гегель рассматривал диалектику как одну из тех древних наук, "которая больше всего игнорировалась в метафизике нового времени..." Здесь требуется пояснение относительно метафизики. Когда-то греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и познания. Именно эти сочинения были названы метафизикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином "метафизика" стала обозначаться система философского учения о принципах и началах бытия. Произошла своеобразная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия неизменных духовных сущностей), получило название метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового времени" за игнорирование диалектики, относил свое замечание ко всей предшествующей ему философии. Но он сам в этом смысле оставался "метафизиком", размышляющим о вековечных абстрактных первоначалах и проблемах бытия и познания. И, тем не менее, с Гегеля устанавливается традиция понимать диалектику как антипод метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принципиально новый метод философского осмысления действительности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бытия представлялись мыслителями в виде неподвижных идей или неизменной субстанции. Связь противоположностей - в отличие от древних философов - не усматривалась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафизическому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как "постижение противоположностей в их единстве" [10, c 21]. Но хотя Гегель считал, что "диалектика имеет силу во всех отдельных областях и образованиях природного и духовного мира", он, как объективный идеалист, оказался непоследовательным в трактовке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал силу своего теоретического анализа лишь на выявлении логики и диалектики саморефлексирующего мифического по своей сущности мирового разума.
Альтернатива - это необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений, направлений, вариантов и т.д. Некоторые альтернативы материалистической диалектике в истолковании бытия уже назывались, в частности, такие разновидности метафизики, как механицизм, лапласовский детерминизм, теория равновесия, вульгарный эволюционизм и др. В современной западной философии либо вообще отвергается объективная диалектика бытия, либо допускается лишь в отношении некоторых его фрагментов. Соответственно диалектическая теория трактуется то как просто "логическая эквилибристика -(К. Поппер), то как лишь одна из нескольких частный концептуальных схем. Так, канадский ученый М. Бунгй выделяет различные формы становления - "случайную", "причинную", "синергетическую", "конфликтную", "целесообразную". С его точки зрения, диалектика имеет дело только с "конфликтной" формой развития. Однако, как можно было убедиться ранее, вынесение М. Бунге за пределы материалистической диалектики категорий случайности, причины и других неправомерно.
Диалектическая природа
В истории философии длительное
время знали лишь одну логику - формальную.
Она изучает формы мышления со
стороны их структуры, выявляет приемы
и способы рассуждений и
Поскольку все явления объективного
мира обладают относительной устойчивостью
и определенностью, то соблюдение таких
логических законов, как законы тождества,
противоречия, исключенного третьего,
достаточного основания выступает
необходимым условием правильного
мышления. Вместе с тем выполнения
только требований формальной логики
совершенно недостаточно в понимании
многообразной по содержанию и изменяющейся
действительности. Сама по себе формальная
(традиционная, или классическая) логика,
как и всякая наука, не является,
конечно, метафизикой. Тем более
это справедливо в отношении
различных модификаций
Первую попытку по-иному
В отличие от формальной логики с ее устойчивостью предметов мысли, логика диалектическая - мышление в единстве противоположных категорий Она есть учение о том, как в человеческих мыслях и понятиях отражается вечно изменяющийся и развивающийся мир Главное в диалектической логике - вопрос об адекватности отражения в сознании людей реального содержания объективных процессов. Естественно, что диалектическая логика, в отличие от формальной, имеет дело не с готовыми понятиями, а с развивающимися структурами мышления. Она исследует понятия в их возникновении и движении, в многоаспектных взаимосвязях.
Диалектическая логика предъявляет к мышлению ряд серьезных требований Наиболее важные из них В И Ленин выразил так: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвления Это, во-первых. Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении... В-третьих, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины, и как практический определитель в связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины пет, истина всегда конкретна".
Альтернативу диалектической логике составляют софистика, эклектика, догматизм.
====== Метафизика ======
Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. та мета та физика — буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» — частно-научного знания.
В современном обществознании ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:
1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О
2. Особая философская наука —
ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК
ТАКОВОМ, независимо от его
частных видов и в отвлечении
от вопросов теории и логики
познания. В этом значении данное
понятие употреблялось как в
прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза
и др.), так и в настоящем,
особенно в современной
3. ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ
(МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий
диалектическому методу как
Самая характерная, существенная черта метафизики — ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:
1. «СТАРАЯ» МЕТАФИЗИКА была
2. НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения,
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»):
д) как движение, из которого изымается его сущность — противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие, в том числе
и смешанные интерпретации
Информация о работе Диалектика, метафизика, софистика и эклектика