Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:28, реферат
Немецкий философ, основатель объективного идеализма, занимающий заметное место в немецкой классической философии – Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, родился в 1775 году. За всю сознательную деятельность как философа, основными направлениями его работы, можно считать: натурфилософию, трансцендентный идеализм и философию тождества. Но я беру тему для рассмотрения это натурфилософию-природу диалектики Шеллинга.
Введение
Натурфилософия Шеллинга
Заключение
Московский Государственный Техникум Технологий и Права
Реферат
Тема: «Диалектика природы Ф.В.Шеллинга»
Дисциплина: Основы философии
Группа: БД-22
Исполнила: Попова Алёна
Игоревна
План:
Введение
Немецкий философ, основатель объективного идеализма, занимающий заметное место в немецкой классической философии – Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, родился в 1775 году. За всю сознательную деятельность как философа, основными направлениями его работы, можно считать: натурфилософию, трансцендентный идеализм и философию тождества. Но я беру тему для рассмотрения это натурфилософию-природу диалектики Шеллинга.
Сама диалектика-это теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления..
Самым важным достижением философии природы Шеллинга было введение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. До Шеллинга имелись лишь зачатки диалектики в понимании природы; философы ограничивались общим понятием о естественном развитии, а самый ход развития природы понимался механистически. Шеллинг объявил необходимым условием исследования природы отыскание в природе реальных динамических противоположностей. Тем самым философия природы Шеллинга превращается в идеалистическую диалектику природы.
Постановка вопроса о философии природы, независимой непосредственно от «Я», и философию Шеллинга делает достаточно популярной на рубеже 18–19 вв. как в среде европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов.
В своих ранних работах Идеи к философии природы (1797) и Система трансцендентального идеализма(1800) Шеллинг конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира.
Исходя
из первоначального параллелизма субъективного
(Я, сознательное) и объективного (природа,
бессознательное) рассматривает, каким
образом достигается единство и
развитие природы и духа. Он последовательно
раскрывает этапы развития природы
в направлении к осознанию
ею самой себя как целесообразного
целого. Таким образом Бессознательное
Для рассмотрения темы о природе диалектики Шеллинга я взяла материал связанный с его биографией, откуда я смогу узнать начало развития пути природы диалектики, так же различные идеи Шеллинга, его учения и достижения, явления природы и проблемы натурфилософии, которые были с интересом приняты учеными и философами. И сейчас я попытаюсь более подробно рассказать о натурфилософии Шеллинга и диалектики его природы.
Натурфилософия Шеллинга
Суть натурфилософии Шеллинга
- Шеллинг исходит из лейбницевского
противопоставления духа и материи.
Опирается на популярное на всем протяжении
развития философии Нового времени
понимание, что материя пассивна
(механистическое понимание
Когда подчеркивает активность природных сил, идеализм соединяет с диалектическим подходом к природе. Природа обладает самоактивностью и развивается. Единство природы - есть нечто, объединяющее живую и неживую природу. Это гальванизм, центральное явление всей природы, и живой, и неживой. Заимствует у немецкого биолога Гельмейера идею, что все в природе пронизано противоречием противоположных сил - полюса магнита, щелочь и кислота, индивидуальность восприятий мира одним индивидом и родовая сущность индивидов, мышление и его объект, везде находит единство противоположных деятельных сил. Деятельные силы называются полярностями. Взаимодействие этих противоположных сил объявляется внутренним источником самодвижения в природе. Яркая диалектическая идея.
Борьба противоположностей - внутренний источник любой активности, «подлинная мировая душа» природы. Понятие души с античных времен - принцип активности.
Шеллинг различает неживую и живую природу. Если в результате борьбы противоположностей мы имеем угасание борьбы, равновесие, мы имеем дело с неживой природой. Если борьба разгорается после достижения равновесия, мы имеем дело с живой природой.
Неживая природа -- угасание
жизни. Жизнь приобретает
Проявляется несоответствие
позиции Шеллинга наукоучению Фихте.
У раннего Фихте человеческое
Я - исходный пункт. Шеллинг демонстрирует,
что человек появляется на заключительном
этапе развития природы и Я
не может быть исходным пунктом единства
бытия и сознания. Первоначально
Шеллинг полагал, что только развивает
определенные взгляды Фихте. Пытается
синтезировать наукоучение
"Предел независим от
Я". Если рефлексии подвергаются
обе деятельности одновременно,
то возникает нечто третье. Я
является исходным пунктом,
У Шеллинга:
· теоретическая философия
· практическая философия
· философия природных целей и философия искусства.
Соответствует всей архитектонике Канта.
В теоретической философии Шеллинг наиболее явно зависит от Фихте. Исходный пункт -- Я, выступает в качестве объекта для самого себя. "Непосредственное тождество субъекта и объекта может существовать лишь… в самосознании". Созерцаемое и созерцающее составляют единство. Процесс противоборства субъективного и объективного. У Фихте тоже так: абсолютное Я создает препятствия для эмпирического Я, эмпирическое Я воспринимает это как объективное и пытается преодолевать. "Философия оказывается источником самосознания, проходит различные эпохи". Их три -- эпохи саморазвития самосознания.
Первая эпоха - от изначального ощущения до продуктивного созерцания.
Аллюзия Фихте - Я должно созерцать, Я противополагает себе не-Я. Должно. Это подчеркивает теоретическое бессилие Фихте и Шеллинга -- они не обосновывают существования чего-то высшего по отношению к Я. Уловка, чтобы уйти от проблемы.
Объект воздействует на эмпирическое Я и является объектом ощущения. Заканчивает тем, что Я возвышается до статуса интеллигенции.
Вторая эпоха - от продуктивного созерцания до рефлексии.
В ее рамках - дедукция категорий. Категории - инструмент рассудочной деятельности. Дедукция категорий - процесс, который совершается реально. Шеллинг говорит об интеллигенции - разумной реальности.
Его ряд категорий опирается на Канта и на Фихте.
1. Пространство (Кант)
2. Время (Кант)
3. Объект (Кант, трансцендентальная аналитика)
4. Субстанция все в третьей группе у Канта
5. Акциденция
6. Причинность
7. Взаимодействие
8. Существование
9. Отношение
Все имеет объективное содержание. Под объективным Шеллинг понимает то, что бессознательно продуцируется сознанием, это сфера бессознательного.
Пространство - объективированное внешнее чувство. Время - объективированное внутреннее чувство. Объект - внешнее чувство, определяемое внутренним чувством. Субстанция - содержание объекта, соответствующее внешнему чувству. Акциденция -- то в объекте, что соответствует внутреннему чувству.
Параллельно дедукции категорий
реализуется конструирование
Третья эпоха - от рефлексии до абсолютного акта воли.
Становление человеческого
самосознания (на это указал Гегель,
это поссорило Фихте и