Диалектика противоречий в современной России и пути их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 06:59, контрольная работа

Краткое описание

Россия вступила в XX век в период тяжких испытаний (революция 1905г. и большевистский переворот 1917г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.
Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более или менее едина в вопросе о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления главной причиной неудовлетворительного положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.
Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать свободу человека для его личного и общественного развития?»

Вложенные файлы: 1 файл

фило..docx

— 46.84 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

 

КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Философия»

ТЕМА: « Диалектика противоречий в современной России и пути их преодоления»

 

 

 

Выполнил Проверил

студент гр.(10- КИ)                        преподаватель:

Ф.И.О. Халманов В.А. Агафонов В.В.

100454- ФЗО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2012 г.

Введение

Россия вступила в XX век  в период тяжких испытаний (революция 1905г. и большевистский переворот 1917г.), последствия которых она испытывает до сих пор. Это коснулось всего  государственного, социального строя  и, разумеется, всей духовной жизни  общества.

Если до первой революции 1905 российская интеллигенция была более  или менее едина в вопросе  о необходимости политических реформ (считая форму государственного правления  главной причиной неудовлетворительного  положения дел в стране и обществе), то после введения основных конституционных  свобод в 1905 общественные умы направляются на поиск новых форм воззрений на мир и жизнь.

Философы и литераторы этого периода впервые осмысливали  состояние личной свободы и искали ответ на вопрос: «Как реализовать  свободу человека для его личного  и общественного развития?»

В 1922г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных  за границу, где их интересы все более  и более сосредоточивались на религиозной стороне жизни русской  православной общины за рубежом. В результате этого возникает такой феномен  духовной культуры 20 века, как русская  религиозная философия.

К философам серебряного  века традиционно относят Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, С.Л.Франка, Н.О. Лосского, Ф.А. Степуна, П.Б. Струве, В.Н. Ильина, Л.П. Карсавина, П.А. Флоренского, Льва Шестова, С.Н. и Е.Н. Трубецких, В.Ф. Эрна, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета и др. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи» - Павел Флоренский. Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы.

В философских и литературно-критических  работах этого периода осмысливались  исторические события, связанные с  победой над Наполеоном (1812 г.), восстанием декабристов (1825 г.), проведением либеральных  реформ в 60-е годы, развитием капиталистических  отношений и революционно-демократического движения.

Основной трибуной философов  «серебряного века» становится участие  в литературно-философских журналах («Логос», «Новые идеи в философии», изд-во «Путь») и сборниках. Сборник  Вехи (1909) имеет ярко выраженный мировоззренческий  характер. Авторы - М. О. Гершензон, Бердяев, С. Н. Булгаков, А. Изгоев, Б. Кистяковский, П. Б. Струве, Франк - хотели повлиять на настроение интеллигенции, предложить ей новые культурные, религиозные и метафизические идеалы. При этом основной критике подвергалась традиция российского радикализма. Значение Вех как важнейшего документа эпохи заключалось в своеобразной смене философской парадигмы российского общества. Но необходимо учитывать, что основной переход к религиозно-философским воззрениям произошел у Бердяева, Булгакова, Франка значительно позже, уже в эмиграции.

В русской философии этого  времени получили известность такие  основные направления: славянофильство  и западничество, материализм и  такая его форма как марксизм, религиозная философия и философия  космизма.

 

 

 

Славянофильство и западничество.

Между противостоящими друг другу славянофилами и западниками  развернулись дебаты, прежде всего, по поводу определения пути будущего развития России. Принадлежащие к первому  направлению К. Аксаков и И. Аксаков, Киреевский, Самарин, Хомяков, и др. ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, стержнем общественного развития России считали православие, народность и самодержавие, критиковали политику европеизации, проводимую Петром Первым. Во второй половине XIX в. Некоторые из них, например, Данилевский, скатились на позиции крайнего национализма.

Одним из создателей философской  доктрины славянофильства был Киреевский.

Иван Васильевич Киреевский (1806 - 1856) родился в дворянской семье. Учился в пажеском корпусе, был вольнослушателем Петербургского университета. В качестве офицера лейб-гвардии конного  полка Киреевский участвовал в Крымской войне. Он принимал участие в подавлении Польского восстания (1863-1864 гг.). Киреевский известен как литературный критик, публицист и общественный деятель. В славянофильстве он видел систему, которая без всяких оговорок удовлетворяет  религиозно нравственным, философским  и политическим требованиям русского общества. Особого внимания заслуживает  этическое учение Киреевского, взятое в контексте его антропософии.

Наиболее важные работы Киреевского, имеющие социально- философскую  направленность: «Избавимся ли мы от нигилизма?», «Краткое изложение славянофильского учения», «Славянофильство и национализм. Ответ г.Соловьеву», «Народная политика как основа порядка» и др.

Герцен, Грановский ,Кавелин, Огарев, Станкевич и другие представители второго направления недооценивали историческое и национальное своеобразие России и связывали ее развитие с усвоением исторических достижении Западной Европы: индивидуализм, понимаемый как автономия личности и необходимое условие ее свободы, рационализм по отношению к истории, а также активность разумного, целенаправленного и преобразующего действия. Они критиковали православие и церковь, симпатизировали идеям материализма и атеизма Фейербаха, диалектики Гегеля. Западный путь развития, по их мнению, - это путь общечеловеческой цивилизации.

Началом движения «западников» послужил литературно-философский  кружок Станкевича.

Николай Владимирович Станкевич (1813 - 1840) философ, литератор и общественный деятель, родился в с. Удеревка Воронежской губернии в семье дворянина. Высшее образование получил в Московском университете, где изучал словесность. Участниками организованного им кружка были К. Аксаков, Бакунин, Белинский, Грановский, Катков и др. в центре внимания Станкевича были исследования философско-этических проблем. Он считает, что цель жизни человека - общественное благо - раскрывается в философии, которая указывает и путь, и средства достижения этой цели. В своей антропософии Станкевич утверждал веру в могущество человеческого разума, неразрывно связанного с «добрым чувством» и ведомым им. Будучи религиозным философом, он полагал, что окончательно разрешить все вопросы человеческого бытия, возникающие внутри философии, призвана философия религии. Религия для Станкевича представлялась всеобщей любовью, посредством которой люди преодолевают отчужденность, на основе этой любви возникает и духовное единение.

Традиции двух философских  тенденций нашли отражение в  учениях великих русских мыслителей - Л. Толстого, Вл. Соловьева и Н. Бердяева. Эти имена составляют классику русской  философии XIX - нач. XX вв. они интересны и тем, что стоят особняком по отношению друг к другу, каждое из этих трех имен являет собой оригинальное миропонимание.

Учение Л. Толстого о смысле жизни, нравственном самосовершенствовании  и ненасилии

Творчество Толстого (1828 - 1910) оказало существенное влияние  на мировую культуру именно своей  обращенностью к проблемам психологии души, религиозной нравственности и  самосовершенствования.

Вопрос о смысле жизни  был для Толстого «главным», определяющим судьбу и духовный рост личности. Наиболее яркие произведения посвящены именно этой проблеме: «Исповедь», «В чем моя  вера?», «Царство божие внутри вас» и др. он снова и снова ставил и пытался решить вопрос: «Для чего живет человек?». Он обращается к  художественным образам, сказкам и  притчам, к научному знанию и мудрецам всех эпох с одним единственным вопросом: Есть ли смысл жизни человеческой? А если есть, то в чем? И если нет, то почему люди живут? … И так  до бесконечности.

Его удручало, что люди заняты суетой и повседневностью (процессом  жизни, как он говорит) и совсем не думают о главном - зачем они живут? Вопрос о смысле жизни был связан для Толстого с проблемой жизни  и смерти, был заострен до предела. Свидетельством тому явилась повесть  «смерть Ивана Ильича».

Вопрос о смысле жизни  переплетается у Толстого с проблемой  нравственного совершенствования  и типологии личностей. Нравственное совершенствование и духовный рост он считал присущими человеку от природы. Здесь может быть разный выбор - религиозный или светский - важно, однако, чтобы человек не оставался на ступеньке «растительной» или «животной жизни» («жизни в теле»), а жил духовной, нравственной жизнью. Истинная религия для него та, которая основана на правилах нравственной жизни.

С этими требованиями нравственности были связаны и социально- политические взгляды Толстого. Центральным принципом  в этом отношении являлся принцип  ненасилия. Для Толстого не было политики вне морали. Он отвергал идеи классовой  борьбы, потому что они разделяли  людей, а не объединяли, противопоставляли  их и озлобляли. Но «злом нельзя пресечь  зло». Оно породит еще большее  зло и насилие, чем то, что есть теперь. Насилием не устранить насилие. Всякое насилие безнравственно. Что  ему противопоставить? - Ненасилие.

Толстой считал ненасилие  не разновидностью покорности и смирения (квиетизма), а средством преодоления  насилия, средством сопротивления  насилию. Ему знакомо было то, чем  завершаются все революции, и  он искал другие пути устранения социального  зла. Толстой разработал целую программу  неучастия в государственном (и  ином) насилии. И эту программу  в значительной мере применил затем  на практике выдающийся лидер индийского освободительного движения - М. К. Ганди, считавший себя учеником Толстого.

Толстой называл свою социальную концепцию религиозным анархосоциализмом, центральной идеей которого был отказ от всех форм насилия, государственных структур (неизменно приводящих к насилию); аппеляция к крестьянской общине как основе общества, построенного на принципах добра и любви.

Метафизика «всеединства»  Вл. Соловьева

Владимир Сергеевич Соловьев ( 1853 - 1900 ) был сыном известного русского историка С. М. Соловьева. Владимир Соловьев получил высшее образование в Московском университете, где проучился почти четыре года на физико-математическом факультете, оставил учебу, а через короткое время сдал экзамены за полный курс историко-филологического факультета. В период подготовки к экзаменам слушал лекции по богословию и философии в Московской духовной академии. В 1874 году с блеском защитил магистерскую диссертацию на тему: «Кризис западной философии» в Петербургском университете. В этом же году был избран доцентом кафедры философии Московского университета. Через пол года он отправился в научную командировку в Лондон, откуда внезапно уехал в Египет. Возвратившись в Москву, Соловьев продолжил преподавательскую деятельность в университете, но в начале 1877 года оставил службу и переехал в Петербург. Здесь он работал в Ученом комитете при мин6истерстве народного просвещения, читал лекции в университете и на Высших женских курсах. В 1880 году Соловьев защитил как докторскую диссертацию свою работу «Критика отвлеченных начал». В 1881 году он прекращает свою преподавательскую деятельность, занимается теоретическими исследованиями и публицистикой.

Соловьев создал оригинальную философскую систему, в которой  пытался соединить немецкую классическую философию, научный эмпиризм и христианско-платоническое  миросозерцание. Основу его учения является идея всеединства, состоящего в признании Бога как идеального абсолютного начала и цели мирового развития. Искомое состояние мира и его первообраз воплощается  у него в образе Софии - Премудрости  Божией.

Всеединство Соловьев рассматривал в трех аспектах:

· Гносеологическом - как единство трех видов знания: эмпирического, рационального и мистического. При этом под эмпирическим знанием он понимал научное знание, под рациональным - философское, а под мистическим - знание, получаемое не в результате познавательной деятельности, а с помощью религиозной веры и интуиции;

· Социально-практическом - как единство государства, общества, и церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

· Аксиологическом - как единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при непременном условии примата добра.

Соловьев выступал за воссоединение  христианских церквей и всемирной  теократии, за рост национального самосознания, против национализма и религиозной  нетерпимости. Преодоление несовершенств  жизни и победу истины, добра и  красоты над пороками он видел  в «богочеловеческом процессе», главное в котором - вера в Бога, служение абсолютному добру и  стремление укоренить Царство Божие.

Основные произведения Соловьева: «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Россия  и Вселенская церковь», «Красота в  природе», «Смысл любви», «Теоретическая философия», «Оправдание добра» и  др.

Подтверждением высокого духа гуманизма, которым была наполнена  русская религиозная философия, является и экзистенциальная философия  Бердяева.

Персоналистская философия Н. Бердяева

Философские поиски Толстого и Соловьева были продолжены в  учении Бердяева (1874 - 1948), который наследовал религиозный характер исканий. Русская  философская мысль, конечно, не ограничивалась этими тремя именами, однако именно они получили мировое признание  ввиду глубины и специфичности  философской мысли.

Крупнейшие произведения Н. Бердяева: «Смысл творчества», «Судьба  России», «Философия неравенства», «Самопознание». Последнее написано им за восемь лет  до смерти и представляет собой произведение уникального жанра - философскую  автобиографию, которую он предваряет таким введением: «Для философа было слишком много событий: я сидел  четыре раза в тюрьме, два раза в  старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей родины и, вероятно, закончу  свою жизнь в изгнании. И вместе с тем я никогда не был человеком  политическим».

Информация о работе Диалектика противоречий в современной России и пути их преодоления