Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:41, доклад
_Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
Диалектика — учение о развитии
___Диалекгику можно определить как учение
о развитии бытия, познания и мышления,
источником которого (развития) признается
становление и разрешение противоречий
в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления
мы уже знакомы по изложению в историко-философском
разделе учебника идей Гераклита, Сократа,
Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей.
Обобщенно совокупность разработанных
ими принципов диалектики может быть представлена
в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и
разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных
изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление
направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного,
сущности и явления, формы и содержания,
необходимости и случайности, возможности
и действительности и др.
___Содержание этих принципов оказалось
достаточно эвристично и по сути предвосхитило
многие последующие открытия. Так, на принцип
всеобщей взаимосвязи всех явлений органично
легла общая теория систем. Ведь если любой
объект материального мира можно рассматривать
как состоящую из взаимосвязанных элементов
самостоятельную систему и одновременно
как элемент системы более широкой, то
получается, что любой элемент любой системы
нашей Вселенной через многоуровневую
иерархию взаимосвязей бесчисленных систем
связан с любым другим элементом абсолютно
любой системы. Каждая вещь в этом мире
пусть опосредованно, но связана с любой
другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса,
«эхом всей Вселенной».
___Не менее значим оказался для науки и
практики и принцип всеобщности развития.
В нынешнем естествознании он фигурирует
под названием принципа глобального эволюционизма.
Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления
предбиологической и химической эволюции,
дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили
диалектическую аксиому о всеобщем характере
процессов развития.
Единство и борьба противоположностей
___Ключевым моментом
___Под диалектическим противоречием при
этом понимают отношение одновременного
взаимополагания и взаимоисключения различных
сторон развивающегося объекта. Таковы,
в частности, взаимоотношения хаоса и
порядка в неживой природе, наследственности
и изменчивости в живой природе, эксплуататоров
и эксплуатируемых, добра и зла, истины
и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности
(стороны противоречия) полностью отвечают
диалектическим требованиям: 1) они не
существуют одна без другой (нет добра
без зла, а истины без заблуждения); 2) именно
их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие,
и дает импульс развитию (порядок рождается
из хаоса, добро крепнет только в преодолении
зла и т.д.).
___Диалектический характер развития подразумевает
также наличие в его динамике резких переходов
от одной стадии к другой, прерывов постепенности,
скачков. Последние всегда связаны с моментом
разрешения противоречия, в результате
чего предмет либо погибает, либо обретает
новое качество.
Взаимосвязь количества и качества
___Механизм такого перехода
количественные изменения, постепенно
накапливаясь, рано или поздно нарушают
границу меры предмета и вызывают смену
его качества, осуществляющуюся в скачкообразной
форме.
Категория качества в философии означает
совокупность свойств предмета. Парная
ей категория количества подразумевает
отношение качественно однородных предметов.
Единство же количественных и качественных
характеристик вещи схватывается категорией
меры. Другими словами, мера — это те границы,
те пределы, внутри которых количественные
изменения не вызывают смену качества,
т.е. предмет остается самим собой. У всякого
предмета есть как количественные, так
и качественные характеристики, а, следовательно,
есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно
заставить предмет изменяться. Если, допустим,
размеры данной книги уменьшить в пару
раз, ее основное качество сохранится
— ее все еще можно будет читать. А вот
если уменьшить ее раз в сто, то пригодной
для чтения она быть перестанет и, следовательно,
свое главное качество потеряет. То же
верно и при увеличении количественных
параметров данного предмета. Границы
же, или пределы количественных изменений,
где книга будет оставаться книгой, и являются
ее мерой.
___Нарушение границы меры означает смену
качества (чрезмерная осторожность превращается
в трусость, бережливость — в скупость,
щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения
используется понятие скачок, которым
подчеркивается резкость, катастрофичность
происшедшей перемены. Что, впрочем, не
следует понимать слишком буквально. Появление,
например, новой биологической группы
надвидового ранга (типа, класса, отряда)
может занимать миллионы лет. Хотя это
тоже, несомненно, макроэволюционный скачок.
Его растянутость во времени не должна
вводить в заблуждение: это для человека
миллион лет — почти что вечность, а для
биосферы в целом — лишь мгновение.
___Диалектика количественных и качественных
изменений подразумевает причинно-следственный
характер их взаимосвязи. Определенный
объем количественных изменений выступает
причиной смены качества развивающегося
объекта. Вместе с тем и качество существенно
влияет на количественные характеристики.
Так, постепенное накопление студентом
знаний приводит в конечном счете к появлению
нового качества его личности — он становится
специалистом, профессионалом. А это, в
свою очередь, предполагает, что продолжающийся
процесс накопления знаний будет далее
протекать более умело и рационально.
Отрицание отрицания
___Сброс развивающейся
___Так, например, теория относительности
А. Эйнштейна не зачеркивает физику И.
Ньютона как заблуждение, а включает ее
в себя на правах частного случая. Как
бы радикально ни менялись со временем
исторические типы экономики, политики
или морали, их главные достижения не уходят
безвозвратно в прошлое, но сохраняются
на всех последующих этапах исторического
развития, пусть и в существенно измененном
виде.
___Развитие любого объекта распадается
на ряд фаз или стадий, каждая из которых
характеризуется обретением нового качества
и, следовательно, может рассматриваться
как отрицание предыдущего состояния.
Таких отрицаний у развивающегося объекта
иногда набирается довольно много. Однако
в цепи диалектических отрицаний особое
значение получают два следующих друг
за другом отрицания, формирующих относительно
законченный цикл развития объекта. Специфичность
именно двойного отрицания легче всего
увидеть в чисто формальных преобразованиях:
если мы имеем некое состояние объекта
(а), то первое отрицание превратит его
в свою противоположность (-а),а второе
(-а) — вернет на исходную позицию (а). В
реальных процессах развития такой безусловный
возврат к начальной ступени, конечно
же, невозможен в силу их необратимости.
Однако частичный повтор на высших стадиях
развития существенных характеристик
первых его фаз обязательно имеет место.
Эта особенность развития выражается
в диалектическом принципе (законе) отрицания
отрицания. Сформулируем его так: развитие
осуществляется таким образом, что на
высших его стадиях происходит как бы
возврат к прошлому, повторение некоторых
черт, свойств, моментов, имевших место
на предшествующих стадиях, впоследствии
утрачиваемых и вновь восстанавливаемых,
но уже в измененном виде.
___Принцип двойного отрицания является
констатацией определенного ритма, или
цикличности процессов развития. Лучше
других нам знакомы циклы биологические
(семя — растение — семя, детство — зрелость
— старость) и социальные (чередование
спадов и подъемов экономики, состояний
войны и мира в политике, эпох ренессанса
и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно
очевидно просматривается не просто механическое
повторение одних и тех же состояний, но
именно развитие, т.е. нарастание (пусть
и небольшое в каждом отдельном цикле)
высоты организации и порядка развивающихся
систем.
___Например, состояние социального мира
— это не просто отсутствие конфликтов.
Это состояние разрешенного конфликта,
из которого стороны выходят обогащенные
по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся
после болезни здоровье — это не буквальный
возврат к прежнему, ведь организм хотя
бы на некоторое время получает иммунитет
к данной болезни.
___Иными словами, в завершенном цикле развития
происходит как бы возврат к старому, но
уже на иной качественной основе. В детстве
мы вынуждены слушаться своих родителей.
В юности мы начинаем против них бунтовать.
В зрелом же возрасте приходит понимание,
что бунтовали-то мы во многом зря, что
в требованиях старших была своя логика
и правда. (Сей феномен называется в психологии
«поздним послушанием».) Мы снова, как
и в детстве, «слушаемся» родителей, но
совсем по-другому — уважительно, но критично.
То есть налицо своеобразный диалектический
синтез предшествующих противоположных
(отрицающих друг друга) стадий развития.
___Все упомянутые выше принципы диалектики
теснейшим образом связаны друг с другом,
ведь они отражают разные стороны единого
процесса развития. Но взаимосвязь эта
иерархична: базовым, фундаментальным
принципом является единство и борьба
противоположностей. Его содержание «просвечивает»
в действии двух других: взаимодействие
количества и качества или отрицающих
друг друга стадий развития объекта суть
не что иное, как проявление исходного
принципа противоречивости. Противоположности
же в определенных условиях «сходятся»,
т.е. переходят, «переливаются» друг в
друга. И во взаимоотношениях количества
с качеством и последовательных отрицаний
наблюдается та же картина: количественные
изменения служат причиной изменений
качественных, и наоборот; отрицающие
друг друга стадии развития объекта «сливаются»
в синтезе на следующей ступени и т.д.
Категории диалектики
___Та же фундаментальность
___Категории — это предельно общие, универсальные
понятия, в которых представлены всеобщие
связи и отношения реальности.
___Степень их общности настолько велика,
что без них не может обойтись не только
теоретическое знание, но и наше обыденное
мышление. Невозможно сформулировать
ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно)
на различение общего и единичного, возможного
и действительного, причины и следствия,
необходимого и случайного, сущности и
явления, формы и содержания и т.д.
___В этом перечислении категории не случайно
поставлены парами. В таком способе устройства
категориального строя нашего мышления
находит отражение все тот же фундаментальный
диалектический принцип двойственности,
противоречивости всего существующего.
Каждая пара категорий представляет собой
воплощенное противоречие, т.е. единство
противоположностей. Например, общее и
единичное (как и любая другая пара категорий)
самоочевидно исключают друг друга, но
в то же время не существуют порознь, по
отдельности. А при определенных условиях
способны к взаимопревращению: единичное
может стать общим, равно как и наоборот.
___Так, случайная мутация может привести
к появлению у организма нового признака,
существующего на этот момент в единичном
варианте. Но если он окажется полезным
в плане приспособления к окружающей среде,
он будет закреплен механизмом наследования
и вскоре станет общим признаком популяции.
Возможен и обратный процесс: потерявший
приспособительную функцию общий признак
может утрачиваться большинством популяции
и встречаться лишь в рудиментарных единичных
случаях. На этом же примере можно продемонстрировать
и диалектику взаимоотношений необходимости
и случайности. Случайная мутация (сбой
в работе генетического аппарата), подхваченная
естественным отбором, в конечном итоге
оборачивается проявлением необходимости
эволюционного процесса.
___Таким образом, категории диалектики,
схватывая наиболее общие связи и отношения
действительности, одновременно воспроизводят
и их изменчивость, подвижность, релятивность.
Методологическое
значение диалектики
___Становление системы принципов и категории
диалектики имеет в философии долгую историю.
На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным
ее вариантом остается марксистский, где
принципы и категории диалектики истолковываются
с материалистических позиций, т.е. наполняются
предметным и объективным содержанием.
Иными словами, диалектические свойства
(всеобщие изменчивость, противоречивость,
отрицательность и пр.) приписывается
самой объективной, т.е. материальной реальности.
И только потому, что эти свойства присущи
материи, они могут быть извлечены из нее,
обобщены и представлены в виде идеальной
системы принципов и категорий нашего
мышления. То есть объективная диалектика
материального мира воспроизводится субъективной
диалектикой человеческого разума.
___Зафиксированные диалектикой принципы
развития материальных и идеальных систем
призваны выполнять прежде всего методологическую
функцию. То есть служить методом, способом,
средством анализа любой реальности. Диалектика
в познании — та же логика. Только в отличие
от формальной (аристотелевой) логики
она пытается «ухватить» изменчивость,
подвижность развивающихся объектов и
тем самым сделать таким же наш процесс
мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие
между непрерывностью реальности и дискретностью
нашего понятийного мышления.
___Диалектический метод представляет
собой определенный набор правил, приемов
исследования реальности. Эти приемы суть
не что иное, как все те же общие диалектические
принципы, только сформулированные в императивной
форме. Другими словами, если мы взялись
за исследование какого-либо явления,
то должны соблюдать следующие требования:
• подходить к предмету исследования
исторически, т.е. брать его обязательно
в развитии — с момента возникновения
до сегодняшнего состояния;
• искать в эволюции нашего предмета способ
его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие,
двойственность, борьбу противоположностей;
• уметь определять меру предмета, т.е.
единство его количественных и качественных
характеристик, а также их взаимодействие;
• в соотношении последовательных стадий
развития объекта видеть не только отрицательность,
негативность, но и единство, преемственность;
• пытаться квалифицировать различные
характеристики объекта как общие или
единичные, необходимые или случайные,
формальные или содержательные и т.д.,
а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения,
т.е. относительность, релятивность и т.п.
___Диалектика как метод исследования является
весьма действенным инструментом познания
во всех его областях. Явно или неявно
она присутствует во многих философских
и научных открытиях и достижениях современности.
Ранее уже упоминались общая теория систем
и принцип глобального эволюционизма
как безусловное проявление и конкретизация
диалектических принципов. Можно привести
и массу других примеров: знаменитый принцип
дополнительности Н. Бора, сформулированный
им же принцип соответствия; даже принцип
фальсификации ироничного критика диалектики
К. Поппера можно рассматривать как одно
из выражений противоречивости, т.е. диалектичности
роста научного знания.
___В силу своей всеобщности диалектический
метод применим не только в научном познании.
Работает он и на обыденном, житейском
уровне. Вспомним популярное изречение
Гераклита: «Не лучше было бы людям, если
бы все их желания исполнялись». И в самом
деле, представьте себя на секунду на месте
Незнайки в Солнечном городе с волшебной
палочкой в руках. Долго ли бы мы на¬слаждались
таким могуществом? Наверное, нет. А дальше
нас непременно одолеет смертельная тоска
— жить-то станет просто незачем, все желания
и стремления потеряют всякий смысл. Жизнь
есть только там, где есть напряжение противоречия
между желаниями и возможностями их исполнения,
т.е. все та же диалектика.
___Или другой пример. Как проверить степень
оригинальности наших мыслей и речей:
говорим ли мы на самом деле что-то умное
или изрекаем банальности? С помощью диалектики
очень просто: сформулируйте мысль, противоположную
исходной. Если окажется, что обе они имеют
смысл, тогда можно ожидать, что вы придумали
нечто, достойное внимания. Если же противоположная
мысль особого смысла не имеет, то и первая
— скорее всего тривиальна.
___Таким образом, диалектика представляет
собой глубокий и эвристичный способ описания
и изучения реальности. Ее исходный постулат
— признание саморазвития материального
мира как следствия становления и разрешения
противоречий — получил во второй половине
XX века серьезное подкрепление и конкретизацию
в идеях синергетики — теории самоорганизации
сложных систем.
Диалектика
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.
История развития понятия
Диалектика в Античности
Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.
Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики. Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). У них словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться.
Диалектика в традиционной китайской философии
В китайской философии диалектика
традиционно связывается с кате
Диалектика в Средние века
В средние века диалектика являлась частью семи свободных искусств и понималась обычно в широком смысле как способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство составлять силлогизмы, используя вероятностные и правдоподобные аргументы по предложенному вопросу, а также искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.