Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:09, реферат
Самый естественный из всех мудрецов Древней Греции, Диоген не оставил письменных собраний сочинений. О нем сохранились лишь рассказы современников. Его не-полный тезка — писатель Диоген Лаэртский собрал эти рассказы, из которых мы можем узнать о жизни и взглядах Диогена. Феофраст рассказывает, что Диоген понял, как надо жить, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась и подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких лишних наслаждений.
Диоген Синопский — древнегреческий философ
Самый естественный
из всех мудрецов Древней
Говорил он также, что судьбе он противопоставлял
мужество, закону — природу, страстям
— разум. Часто он объявлял во всеуслышание,
что боги даровали людям легкую жизнь,
а те омрачили ее, выдумывая медовые сласти,
благовония и тому подобное. По той же
причине он сказал человеку, которого
обувал его pаб: «Ты был бы вполне счастлив,
если бы он заодно и тебя подтирал; отруби
же себе руки, тогда так оно и будет».
Он просил подаяния у статуи; на вопрос,
зачем он это делает, Диоген сказал: «Чтобы
приучить себя к отказам». С другой стороны,
когда он был голоден, он не стеснялся
просить милостыню у людей. В трудный период
своей жизни, когда он очень нуждался,
Диоген попросил у кого-то подаяния. На
вопрос, почему этот человек должен подать
ему милостыню, Диоген ответил: «Если ты
подаешь другим, то дай и мне; если нет,
то начни с меня».
Однажды он рассуждал о важных предметах,
но никто его не слушал; тогда он принялся
верещать по-птичьему, и тут же собрались
люди. Тогда Диоген пристыдил их за то,
что ради пустяков они сбегаются а ради
важных вещей не пошевелятся. Он говорил,
что люди соревнуются, кто кого столкнет
пинком в канаву, но никто не соревнуется
в искусстве быть прекрасным и добрым.
Он удивлялся, что грамматики изучают
бедствия Одиссея и не ведают своих собственных;
музыканты ладят струны на лире и не могут
сладить с собственным нравом, а риторы
учат правильно говорить и не учат правильно
поступать. Его сердило, что люди при жертвоприношении
просят богов о здоровье, а на пиру после
жертвоприношения объедаются во вред
здоровью.
Диоген учил людей жить естественно и
просто, но мало кто из его современников
последовал его примеру.
ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 408–323 до н.э.) – древнегреческий философ, родоначальник движения киников. Имя Диоген в истории греческой философии прочно связано с эпатирующим образом жизни и блестящими афоризмами на грани и за гранью дозволенного. Его сочинения утрачены, все сведения черпаются из позднейшей историко-философской литературы (см. Диоген Лаэртий. Жизни философов, VI 20–80).
Диоген пришел к философии и стал учеником Антисфена после неудачных занятий семейным делом. Согласно Лаэртию, отец Диогена заведовал казенной меняльной лавкой, а Диоген – чеканным цехом. Однако родитель попытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет, но сомневающийся Диоген якобы отправился в Дельфы, где Аполлон устами оракула посоветовал ему «сделать переоценку ценностей», что Диоген понял буквально, стал подделывать монеты и вскоре был осужден вместе с отцом. Согласно другой версии, отец был осужден, Диоген убежал один, и направился в Дельфы, чтобы спросить: что ему сделать, чтобы прославиться. Получив упомянутый ответ, Диоген отправился в Афины, где стал последователем Антисфена.
После смерти Антисфена Диоген творчески развивал и радикализировал усвоенные в его школы взгляды. «Переоценка ценностей», с которой Диоген вступил на сцену греческой философии, выразилась прежде всего в отказе от традиционных ценностей цивилизации и призыве обратиться к «природе». Прозвание «киник» (от греч. кион, собака), как считается, возникло от названия школы Антисфена, располагавшейся в гимнасии по названию Киносарг (что можно перевести как Белый или Зоркий пес). Одевался Диоген следующим образом: короткий плащ на голое тело, босые ноги, сума через плечо и дорожный посох; было знаменито также его жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади. Основное время проводил в странствиях по Греции, называя себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом» (впоследствии этот термин широко использовали стоики).
Основным содержанием учения Диогена была моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому воздержанид во всем, что касается телесных потребностей. Строгий обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и женской проституции), сам был известен афинским обывателям как «бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось его презрение к нормам и «законам» человеческого существования.
Популярностью пользовались некоторые «практические» акции Диогена: Платон дал определение понятия «человек»: животное о двух ногах, без перьев – в ответ Диоген ощипал петуха и явился с ним в Академию: «вот человек Платона!» (после этого к определению добавили: и с плоскими ногтями). Среди бела дня бродил по Афинам со светильником в руке и возглашал «Ищу человека!».
Презрение к
славе и власти, как наиболее яркому
ее воплощению, отразилось в беседах
Диогена с Александром Македонским,
когда на слова царя «Проси у меня, чего
хочешь!» последовал ответ «Не засти мне
солнца». Диоген
говорил, что философия подготовила его
к любым поворотам судьбы, и более всего
ценил в жизни «свободу высказываться».
Диоген Синопский
родился около 404 г. до н. э. Был ярким
представителем школы киников, последователем
основателя школы Антисфена. Диоген
считал идеальным первобытное
О нем сохранилась притча. Александр Македонский
захотел озолотить Диогена и, подойдя
к бочке, в которой обосновался философ,
спросил: «Что бы ты хотел получить от
меня, Диоген?» Диоген спокойно отозвался:
«Чтобы ты отошел, поскольку загораживаешь
мне солнце».
Из всех гражданских и человеческих категорий
бытия он признавал лишь одну — аскетическую
добродетель. Умер около 323 г. до н. э.
· Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.
· Льстец — самое опасное из ручных животных.
· Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.
· Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
· Народу много, а людей немного.
· Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»
· Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.
· Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.
· С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.
· Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
· Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
· Торжество над самим собой есть венец философии.
·
Философия и медицина сделали человека
самым разумным из животных, гадание и
астрология — самым безумным, суеверие
и деспотизм — самым несчастным.
Из
этой жизни хорошо
уйти, как с пира:
не жаждая, но и не упившись.
Зачем же ты живешь,
если не заботишься,
чтобы хорошо жить?
Информация о работе Диоген Синопский — древнегреческий философ