Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:42, контрольная работа
Время жизни Диогена, как философа относится к досократовской
философии. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой
течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально –
ценного в жизни т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д.
Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников
данного течения.
Введение…………………………………………………………..………………….…………3
1 Диоген Синопский и школа киников …………………………..……………..…...……4
Заключение…………………………………………………………………….…………....…11
Список использованных источников………………………..……………………………….13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ
КАФЕДРА ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦЕПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Диоген синопский и школа киников
по дисциплине "Философия"
группы АУ-11з
О.Е.____________________
"__"_______2001г.
"__"______2001г.
Севастополь 2001
Введение…………………………………………………………
1 Диоген Синопский и школа киников …………………………..……………..…...……4
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………..………………………
Диоген Синопский родился в 400г. до н. э. в городе Синопе
(Понт). Время жизни Диогена, как философа относится к досократовской
философии. Школа киников, к которой относился и Диоген, представляла собой
течение в греческой философии исповедывающее отрицание всего материально –
ценного в жизни т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д.
Диоген был самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников
данного течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был
более мягок в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген
прославился и оставил свой след в истории, но они же часто приводили
Диогена в противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто
проигрывал.
1 Диоген Синопский и школа киников
Когда Диоген был изгнан из своей родины, он пришел в Афины. Там он
застал немало слушателей Сократа — Платона, Аристиппа, Эсхина, Антисфена и
Эвклида Мегарянина. Диоген вскоре проникся презрением ко всем им, кроме
Антисфена, основателя школы киников (Кинизм — название, связанное с
поименованием гимназии Киносарг («Белая собака»), или cynicos (киники) от
суоn «собака», а не от Cynosarges) с ним он общался охотно, но хвалил,
впрочем, не столько его самого, сколько его учение, полагая, что только оно
раскрывает истину и может принести пользу людям.
Сравнивая же самого Антисфена с его учением, он нередко упрекал его в
недостаточной твердости и, порицая, называл его боевой трубой — шума от нее
много, но сама она себя не слушает; Антисфен терпеливо выслушивал его
упреки, так как он восхищался характером Диогена.
- С того времени, как Антисфен освободил меня, я перестал быть рабом.
Как же это произошло? Он научил меня различать, что является моим и что мне
чужое. Богатство, имущество — не мои; родные, близкие, друзья, слава,
привычные ценности, общение с другими — все это — чужое. Что же принадлежит
тебе? — Твои представления. Они, учил Антисфен, абсолютно свободны, никому
не подвластны, никто не может им ни помешать, ни заставить воспользоваться
иначе, чем я этого хочу.
Узнав, что,
по Платону, человек
лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся его в Академию, объявил:
«Вот человек Платона».
/После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями»./
Когда
Платон распространялся о
«чашности», Диоген заметил: «Что касается меня, Платон, то стол и чашу я
вижу, а вот «стольности» и «чашности» нет». На что Платон ему якобы
ответил, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для «чашности» и
«стольности» у него нет разума.
Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на
шею — и конец.
Однажды Диоген закричал: «Эй, люди!» Сбежался народ, он замахнулся
палкой: «Я звал людей, а не дерьмо». Для того, чтобы жить как следует,
надо иметь или разум, или петлю.
Однажды
он рассуждал о важных
тогда он принялся верещать по-птичьему; собрались люди, и он пристыдил их
за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся.
Он удивлялся, что грамматики изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих
собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с
собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того,
что у них под ногами... Когда кто-то привел его в роскошное жилище и не
позволил плевать, он, откашлявшись, сплюнул в лицо спутнику, заявив, что не
нашел места хуже.
Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, он выбросил из сумы
свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни».
Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное
место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»
Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил:
«Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».
Рукоблудствуя на глазах у всех, он приговаривал: «Вот кабы и голод можно
было унять, потирая живот!» Кто-то корил Диогена за его изгнание.
«Несчастный, — ответил он. — Ведь благодаря изгнанию я стал философом». Он
просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал:
«Чтобы приучить себя к отказам».
На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам,
он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и
станут, а вот мудрецами — никогда».
Он просил милостыню у скряги, тот колебался. «Почтенный, — сказал
Диоген, — я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп!»
На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «По крайней мере,
готовность ко всякому повороту судьбы».
Человеку, сказавшему «Мне дела нет до философии!», он возразил:
«Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?»
О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на радость.
Нет ничего дурного в том, чтобы украсть что-нибудь из храма или
отведать мяса любого животного: даже питаться человеческим мясом не будет
преступно, как явствует из обычаев других народов. В самом деле, ведь все
существует во всем и через все: в хлебе содержится мясо, в овощах — хлеб, и
вообще все тела как бы парообразно проникают друг в друга мельчайшими
частицами через незримые поры.
Когда
Филипп, царь Македонии, отец
что идет войной на Коринф, и все бросились готовиться против него, Диоген
принялся катать туда и сюда свою собственную бочку. Его спросили: «Зачем
это, Диоген?» Он ответил: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо
бездельничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
Однажды Диоген плыл на корабле в Афины. Все было хорошо, как вдруг у
о. Крит на судно напали морские пираты. В итоге Диоген в качестве раба
попал на невольничий рынок. Последующая сценка, написанная на основании
древних свидетельств и легенд, рисует незаурядный облик этого необычного
человека.
«Хотя Диоген изнывал от зноя, он весело улыбался. Потом без разрешения
хозяина уселся на песок.
— Куда! — зарычал на него торговец в персидском халате и белой чалме. — Кто
тебя, сидячего, здесь увидит?!
— Почему же? — возразил Диоген. — Рыба лежит, а своего покупателя находит!
Работорговец удивленно захохотал и дозволил рабу сесть на песок. Тут
Диоген, приободряя заморенных жарой невольников, закричал на весь базар:
— Эй, люди! Вы что же носы повесили?.. Уж не потому ли, что не в силах
дольше слушать голодное урчанье собственного чрева? Ничего, это дело
поправимое! — И, обращаясь к работорговцам, продолжал: — Граждане наши
хозяева! Послушайтесь голоса разума! Ведь овец и поросят вы откармливаете
на совесть, как и подобает делать рачительным владельцам, не так ли? Так не
глупо ли тогда человека, самого дорогого из животных, морить на продаже
голодом?!
В толпе послышался смех рабов и их хозяев, потому что шутку любят все. И
подобревшие работорговцы сказали: «А ведь, пожалуй, их и в самом деле не
мешает покормить!» И потянулись к невольникам руки с ломтями хлеба, с
сушеной рыбой, гроздьями винограда и даже бурдюки с водой. Утолив слегка
голод и жажду, повеселевшие рабы со всех сторон благодарили сидящего
Диогена улыбками. Тогда его хозяин, снисходя к такому необычному рабу,
спросил:
— А что ты умеешь делать, старик?
— Я? — переспросил Диоген,
отправляя в рот остатки
Властвовать людьми! Торговец захохотал:
— Ты, конечно, шутишь?
— Нисколько.
— Да кто же купит раба, который корчит из себя господина?
— Как раз такого-то купят всех быстрей, — ответил Диоген. — Ведь обычный
раб не в диковинку. Впрочем, ты можешь сам в этом убедиться, стоит только
тебе объявить обо мне.
— Нет уж! Если хочешь, сам о себе объявляй. А я погляжу, что из этого
выйдет!
Диоген поднялся и громко закричал, покачиваясь из стороны в сторону:
— Граждане! Кто хочет купить себе хозяина?! Кто хочет купить хозяина,
спешите сюда!
Все вокруг потешались, но тут к Диогену приблизился какой-то пожилой
человек в голубом хитоне и, смеясь, спросил:
— Уж не ты ли и есть хозяин, продающий себя?
— Представь себе, это я! — гордо ответил Диоген.
— А я, — вмешался здесь работорговец, — хозяин этого «хозяина»! Беру за
него три мины!
Покупатель в сомнении покачал головой, собираясь отойти, но Диоген задержал
его:
— Это совсем недорого, клянусь богами! Ведь три мины — стоимость рабочей
лошади, а я умом скакун!
И, улыбнувшись, покупатель сказал:
— Прекрасно! И куда же скачет твой ум?
— В просторы философии, милейший!
— Ты изучаешь явления космоса?
— Диалектика мертвой материи меня не занимает. Диалектика души — вот
предмет моих занятий!
— Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как воспитатель.
Согласен?
— Согласен, — сказал Диоген, — но с одним условием... Вокруг рассмеялись, а
хозяин Диогена насмешливо сказал:
— Этот тип еще смеет условия ставить!
— Да, ставлю условие, — упрямо кивнул Диоген.
— Какое? — спросил покупатель.
— Следовать за мной и делать только то, что я тебе скажу... И снова в толпе
рассмеялись, а покупатель, желая намекнуть на пословицу, что яйца не учат
курицу, насмешливо продекламировал:
- Вспять потекли источники рек!
— Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, — угадав, чей это стих,
сказал Диоген. — Но позволь тебя спросить, если ты нанял, к примеру, врача,
а он предупредил тебя, что нужно следовать его советам, ведь ты не стал бы
упрекать его изречениями Еврипида? И, пристально вглядевшись в Диогена,
покупатель сказал:
— Я беру этого человека! — И, отсчитав положенную сумму торговцу, добавил:
— А вот тебе еще одна мина к запрошенным! Когда работорговец ушел, Диоген
спросил нового хозяина:
— На какую кличку ты отзываешься?
— Я торговец Ксениад...
— А моя кличка — Собака. Не удивляйся, это мое прозвище, а звать меня
Диоген, что значит богорожденный! — И он с шутливым величием поднял вверх
палец. — Так куда мы отправляемся?
— Ко мне домой, в Коринф.
Прекрасно! — одобрил Диоген. — Я всю Элладу обошел, а быть в знаменитом
Коринфе мне до сих пор не довелось».
В Коринфе он не нанял себе жилья и не поселился ни у кого из
гостеприимцев, а стал жить под открытым небом;
изрядно потрескавшаяся от времени бочка (а точнее: большая глиняная амфора
для хранения жидкостей и зерна — по-гречески «пифос») служила ему убежищем
и пристанищем;
. был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его
словам, не изменять вида, данного ему природой;
. был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был
исподлобья;
. ходил, опираясь на
палку, в верхней части
вешал свою котомку странника;
. ко всем он относился с язвительным презрением;
. без стеснения занимался у всех на глазах мастурбацией и мочился, как