383
ственного производства, так
и внутренними потребностями развития
научного знания. Следствием этого процесса
явилось возникновение и бурное развитие
пограничных, "стыковых" наук.
Как только биологи углубились
в изучение живого настолько, что поняли
огромное значение химических процессов
и превращений в клетках, тканях, организмах,
началось усиленное изучение этих процессов,
накопление результатов, что привело к
возникновению новой науки - биохимии.
Точно так же необходимость изучения физических
процессов в живом организме привела к
взаимодействию биологии и физики и возникновению
пограничной науки - биофизики. Аналогичным
путем возникли физическая химия, химическая
физика, геохимия и т.д. Возникают и такие
научные дисциплины, которые находятся
на стыке трех наук, как, например, биогеохимия.
Основоположник биогеохимии В. И. Вернадский
считал ее сложной научной дисциплиной,
поскольку она тесно и целиком связана
с одной определенной земной оболочкой
- биосферой и с ее биологическими процессами
в их химическом (атомном) выявлении. "Область
ведения" биогеохимии определяется
как геологическими проявлениями жизни,
так и биохимическими процессами внутри
организмов, живого населения планеты.
Дифференциация наук является
закономерным следствием быстрого увеличения
и усложнения знаний. Она неизбежно ведет
к специализации и разделению научного
труда. Последние имеют как позитивные
стороны (возможность углубленного изучения
явлений, повышение производительности
труда ученых), так и отрицательные (особенно
"потеря связи целого", сужение кругозора
- иногда до "профессионального кретинизма").
Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн
отмечал, что в ходе развития науки "деятельность
отдельных исследователей неизбежно стягивается
ко все более ограниченному участку всеобщего
знания. Эта специализация, что еще хуже,
приводит к тому, что единое общее понимание
всей науки, без чего истинная глубина
исследовательского духа обязательно
уменьшается, все с большим трудом поспевает
за развитием науки...; она угрожает отнять
у исследователя широкую перспективу,
принижая его до уровня ремесленника"
[1].
1 Эйнштейн А. Физика и
реальность. - М., 1965. С. 111.
384
Одновременно с процессом дифференциации
происходит и процесс интеграции - объединения,
взаимопроникновения, синтеза наук и научных
дисциплин, объединение их (и их методов)
в единое целое, стирание граней между
ними. Это особенно характерно для современной
науки, где сегодня бурно развиваются
такие синтетические, общенаучные области
научного знания как кибернетика, синергетика
и др., строятся такие интегративные картины
мира, как естественнонаучная, общенаучная,
философская (ибо философия также выполняет
интегративную функцию в научном познании).
Тенденцию "смыкания наук",
ставшей закономерностью современного
этапа их развития и проявлением парадигмы
целостности, четко уловил В. И. Вернадский.
Большим новым явлением научной мысли
XX в. он считал, что "впервые сливаются
в единое целое все до сих пор шедшие в
малой зависимости друг от друга, а иногда
вполне независимо, течения духовного
творчества человека. Перелом научного
понимания Космоса совпадает, таким образом,
с одновременно идущим глубочайшим изменением
наук о человеке. С одной стороны, эти науки
смыкаются с науками о природе, с другой
- их объект совершенно меняется" [2].
Интеграция наук убедительно и все с большей
силой доказывает единство природы. Она
потому и возможна, что объективно существует
такое единство.
2 Вернадский В. И. О науке.
Т. 1. Научное знание. Научное творчество.
Научная мысль. - Дубна. 1397. С. 150.
Таким образом, развитие науки
представляет собой диалектический процесс,
в котором дифференциация сопровождается
интеграцией, происходит взаимопроникновение
и объединение в единое целое самых различных
направлений научного познания мира, взаимодействие
разнообразных методов и идей.
В современной науке получает
все большее распространение объединение
наук для разрешения крупных задач и глобальных
385
проблем, выдвигаемых практическими
потребностями. Так, например, сложная
проблема исследования Космоса потребовала
объединения усилий ученых самых различных
специальностей. Решение очень актуальной
сегодня экологической проблемы невозможно
без тесного взаимодействия естественных
и гуманитарных наук, без синтеза вырабатываемых
ими идей и методов.
§ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
НАУК И ИХ МЕТОДОВ
В процессе развития науки происходит
все более тесное взаимодействие естественных,
социальных и технических наук, усиливающееся
"онаучивание" практики, возрастание
активной роли науки во всех сферах жизнедеятельности
людей, повышение ее социального значения,
сближение научных и вненаучных форм знания,
упрочение аксиологической (ценностной)
суверенности науки.
Разделение науки на отдельные
области обусловлено различием природы
вещей, закономерностей, которым последние
подчиняются. Различные науки и научные
дисциплины развиваются не независимо,
а в связи друг с другом, взаимодействуя
по разным направлениям. Одно из них - использование
данной наукой знаний, полученных другими
науками. "Ход мыслей, развитый в одной
ветви науки, часто может быть применен
к описанию явлений, с виду совершенно
отличных. В этом процессе первоначальные
понятия часто видоизменяются, чтобы продвинуть
понимание как явлений, из которых они
произошли, так и тех, к которым они вновь
применены" [1].
1 Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция
физики. - М., 1965. С. 34.
Уже на "заре" науки механика
была тесно связана с математикой, которая
впоследствии стала активно вторгаться
и в другие - в том числе и гуманитарные
- науки. Успешное развитие геологии и
биологии невозможно без опоры на знания,
386
полученные в физике, химии
и т.п. Однако закономерности, свойственные
высшим формам движения материи, не могут
быть полностью сведены к низшим. Рассматриваемую
закономерность развития науки очень
образно выразил нобелевский лауреат,
один из создателей синергетики И. Пригожий:
"Рост науки не имеет ничего общего
с равномерным развертыванием научных
дисциплин, каждая из которых в свою очередь
подразделяется на все большее число водонепроницаемых
отсеков. Наоборот, конвергенция различных
проблем и точек зрения способствует разгерметизации
образовавшихся отсеков и закутков и эффективному
"перемешиванию" научной культуры"
[1].
1 Пригожий И., Стенгерс И.
Порядок из хаоса: Новый диалог человека
с природой. - М., 1986. С. 275.
Один из важных путей взаимодействия
наук - взаимообмен методами и приемами
исследования, т.е. применение методов
одних наук в других. Особенно плодотворным
оказалось применение методов физики
и химии к изучению в биологии живого вещества,
сущность и специфика которого одними
только этими методами, однако, не была
"уловлена". Для этого нужны были
свои собственные - биологические методы
и приемы их исследования.
Следует иметь в виду, что взаимодействие
наук и их методов затрудняется неравномерностью
развития различных научных областей
и дисциплин. Методологический плюрализм
- характерная особенность современной
науки, благодаря которой создаются необходимые
условия для более полного и глубокого
раскрытия сущности, законов качественно
различных явлений реальной действительности.
В самом широком плане взаимодействие
наук происходит посредством изучения
общих свойств различных видов и форм
движения материи. Взаимодействие наук
имеет важное значение для производства,
техники и технологии, которые сегодня
все чаще становятся объектами применения
комплекса многих (а не отдельных) наук.
387
Наиболее быстрого роста и важных
открытий сейчас следует ожидать как раз
на участках "стыка", взаимопроникновения
наук и взаимного обогащения их методами
и приемами исследования. Этот процесс
объединения усилий различных наук для
решения важных практических задач получает
все большее развитие. Это магистральный
путь формирования "единой науки будущего".
Саврушева М. Философия науки
и техники. Учебное пособие для магистрантов
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 15. Методы научного исследования
1. Понятие и
структура научного метода.
2. Методы эмпирического и теоретического
познания
1. Научный метод — совокупность основных способов
получения новых знаний и методов решения
задач в рамках любой науки. Метод включает
в себя способы исследования феноменов,
систематизацию, корректировку новых
и полученных ранее знаний.
Важной стороной научного метода, его
неотъемлемой частью для любой науки,
является требование объективности, исключающее
субъективное толкование результатов.
Не должны приниматься на веру какие-либо
утверждения, даже если они исходят от
авторитетных учёных. Для обеспечения
независимой проверки проводится документирование
наблюдений, обеспечивается доступность
для других учёных всех исходных данных,
методик и результатов исследований.
Структура метода содержит три самостоятельных
компонента (аспекта):
– концептуальный компонент – представления
об одной из возможных форм исследуемого
объекта;
– операционный компонент – предписания,
нормы, правила, принципы, регламентирующие
познавательную деятельность субъекта;
– логический компонент – правила фиксации
результатов взаимодействия объекта и
средств познания.
2. В философии науки
выделяются методы эмпирического итеоретического познания
Эмпирический метод
познания представляет собой специализированную
форму практики, тесно связанную с экспериментом. Теоретическое познание заключается в отражении явлений
и происходящих процессов внутренних
связей и закономерностей, которые достигаются
методами обработки данных, полученных
от эмпирических знаний.
На теоретическом и эмпирическом уровнях
научного познания используются следующие виды научных методов:
Теоретический научный метод |
Эмпирический научный метод |
теория (др.-греч. θεωρ?α «рассмотрение, исследование»)
—система непротиворечивых, логически
взаимосвязанных утверждений, обладающая
предсказательной силой в отношении какого-либо
явления. |
эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) в научном
методе — набор действий и наблюдений,
выполняемых для проверки (истинности
или ложности) гипотезы или научного исследования
причинных связей между феноменами. Одно
из главных требований к эксперименту
— его воспроизводимость.
|
гипотеза (др.-греч. ?π?θεσις — «основание», «предположение»)
— недоказанное утверждение, предположение
или догадка. Недоказанная и неопровергнутая
гипотеза называется открытой проблемой. |
научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки
теории, связанный с получением научных
знаний.
Виды исследований:
-фундаментальное исследование, предпринятое
главным образом, чтобы производить новые
знания независимо от перспектив применении;.
- прикладное исследование. |
закон — вербальное и/или математически сформулированное
утверждение, которое описывает соотношения,
связи между различными научными понятиями,
предложенное в качестве объяснения фактов
и признанное на данном этапе научным
сообществом. |
наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия
предметов действительности, результаты
которого фиксируются в описании. Для
получения значимых результатов необходимо
многократное наблюдение.
Виды:
- непосредственное наблюдение, которое
осуществляется без применения технических
средств;
- опосредованное наблюдение — с использованием
технических устройств. |
измерение — это определение количественных значений,
свойств объекта с использованием специальных
технических устройств и единиц измерения. |
идеализация – создание мысленных предметов и их
изменений в соответствии с требуемыми
целями проводимого исследования |
формализация – отражение полученных результатов
мышления в утверждениях или точных понятиях |
|
рефлексия – научная деятельность, направленная
на исследование конкретных явлений и
самого процесса познания |
индукция – способ переход знаний от отдельных
элементов процесса к знанию общего процесса |
дедукция – стремление познания от абстрактного
к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей
к фактическому их проявлению |
абстрагирование -отвлечение в процессе познания от некоторых
свойств объекта с целью углубленного
исследования одной определенной его
стороны (результат абстрагирования —
абстрактные понятия, такие, как цвет,
кривизна, красота и т.д.) |
|
классификация —объединение различных объектов в группы
на основе общих признаков (классификация
животных, растений и т.д.) |
Методами, которые используются
на обоих уровнях, являются:
- анализ – разложение единой системы
на составные части и изучение их по отдельности;
- синтез – объединение в единую систему
всех полученных результатов проведенного
анализа, позволяющее расширить знание,
сконструировать нечто новое;
- аналогия - это заключение о сходстве
двух предметов в каком-либо признаке
на основании установленного их сходства
в других признаках;
- моделирование — это изучение объекта посредством
моделей с переносом полученных знаний
на оригинал. Предметное моделирование
— создание моделей уменьшенных копий
с определённым дублирующими оригинальными
свойствами. Мысленное моделирование
— с использованием мысленных образов.
Математическое моделирование – замена
реальной системы на абстрактную, в результате
чего задача превращается в математическую,
поскольку состоит из набора конкретных
математических объектов Знаковое или
символическое — представляет собой использование
формул, чертежей. Компьютерное моделирование
— моделью является компьютерная программа.
В основе методов познания лежит единство
его эмпирической и теоретической сторон.
Они взаимосвязаны и обусловливают друг
друга. Их разрыв, или преимущественное
развитие одной за счет другой, закрывает
путь к правильному познанию природы -
теория становится беспредметной, а опыт
– слепым.
Контрольные вопросы
Что такое методология?