Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:51, практическая работа
Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя: «священное писание», религиозные гимны («самхиты»); описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов; книги лесных отшельников («араньяки»); философские комментарии к Ведам («упанишады»). До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа; Самаведа; Яджурведа; Атхарваведа. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дсгсловно с санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы - материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.
Чтобы это подразделение стало
более понятным, следует уяснить,
какое место занимают веды
в истории развития индийской
мысли. Веды представляют
Хотя школы санкхьи, йоги, ньяйи и вайшешики строили свои теории на основе обычного человеческого опыта и размышления, они в то же время не оспаривали авторитета вед и стремились показать, что текст вед находится в полном соответствии с их собственными, основывающимися на разуме теориями. Школы чар-вака, буддийская и джайнская, возникшие главным образом в противовес учению вед, естественно, отвергали их авторитет.
Первую классификацию
Сыма Тань и Лю Синь положили начало традиционной версии классификации школ (в “Истории династии Суй” их насчитывается уже четырнадцать). Оба они не философы, а историки. Их классификация имеет явно выраженный библиографический характер. С позиций историко-философской науки она во многом условна В ней нет единого критерия классификации: одни школы называются по имени основоположника (моисты - последователи Моцзы), другие - по групповому составу (конфуцианцы - ученые), третьи по основной категории или символу (даосисты получили имя от Дао, законники - от фа - закона и т.д.)
В древности существовало мнение, согласно которому происхождение школ связывалось с родом занятий их первых представителей: конфуцианство зародилось в среде чиновников, даосизм произошел от официальных историков, натурфилософия обязана своим появлением астрономам и астрологам, легизм разработан чиновниками судебного ведомства и т.д. Однако при всей их разновидности учения всех школ можно свести к двум основным течения - даосизму и конфуцианству, между которыми особое место занимает ицзинистика.
1) Общее понятие конфуцианства.
Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н.э., главным источником учения - произведение Лунь Юй («Беседы и суждения»).
Основные вопросы, решаемые
необходимо управлять людьми? Как вести себя в обществе?
Представители данной
- Конфуцианское золотое правило поведения людей в
обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2) Основополагающие принципы
жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
3) Проблема руководителей и подчиненных в конфуцианстве.
Большое
внимание Конфуций уделяет
подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
управлять на основе добродетели («бадао»);
обладать необходимыми знаниями;
верно служить стране,
быть патриотом;
обладать большими амбициями,
ставить высокие цели;
быть благородным;
делать только
добро государству и
предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
заботиться о .яичном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
В свою очередь, подчиненный должен:
быть лояльным по отношению к руководителю;
проявлять старание в работе;
постоянно учиться и самосовершенствоваться,
Учение
Конфуция сыграло большую роль
в объединении китайского
4) Общее понятие легизма.
-Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до п. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н.э.) легизм стал официальной идеологией.
-Основной вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
- Легисты
выступают за то, чтобы управлять
обществом путем
5) Основные постулаты легизма. Основными постулатами легизма являются:
человек обладает изначально злой природой;
движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
государственное вмешательство в общественные отношения необходимо чтобы избежать произвола и всеобщей вражды;
государство
(в лице армии, чиновников) должно поощрять
законопослушных граждан и
основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;
основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
государственный аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
государство - главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.