Древнегреческая натурфилософия. Философия милетцев, Пифагора и Гераклита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 14:58, реферат

Краткое описание

Первые попытки человека осмыслить окружающий его мир – живую и неживую природу, космическое пространство, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования (предположительно, его можно датировать пятым-четвертым тысячелетиями до нашей эры), когда человек в процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу как среду своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него началось формирование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, то есть делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окружающем его мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Древнегреческая натурфилософия.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Парменид (540-480 до н. э.) был революционным мыслителем, он исследовал проблему бытие-небытие, ничто. Главный его принцип: бытие есть и не может не быть; небытия нет, и не может нигде и никак быть. Обосновывая свой принцип, Парменид впервые использует аргументацию от мысли и языка к миру в целом. Всё о чём говорится и думается, есть, а о небытии, ничто невозможно думать и говорить, ничто немыслимо и невыразимо. Думать и быть совпадают: одно и то же думать и быть, нет ничего вне бытия. Парменид затрагивает проблемы однозначности и размытости языка, пустого пространства, пустоты. Основа его аргументации – убеждение, что слова имеют постоянное значение. Если всё наполнено бытием, то и пустоты не может быть. Парменид разрешает и проблему начала во времени: бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его ещё нет, оно вечное настоящее без начала и конца. Во-вторых, такой подход приводит Парменида к отрицанию движения: бытие неподвижно и неизменно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается или во что трансформируется. Бытие во всём равно; немыслимо более и менее бытия, ибо это вторжение небытия. Бытие законченно и совершенно, бытие есть сфера. Философия восприняла от Парменида не идею невозможности всякого изменения, а идею неразрушимости субстанции. Это понятие было введено, что бы отдать должное аргументам Парменида и не противоречить фактам.

Зенон (490-430 до н. э.) считается одним из творцов диалектики, главное в его учении – знаменитые апории (от греч. а – нет, порос – путь), отвергающие движение и множественность. Любое движущее тело для достижения цели “уходит в бесконечность”. Летящая стрела в каждый момент занимает равное ей пространство, но покоящееся тело тоже занимает такое же пространство; значит, если стрела покоится в каждый из моментов, то и в сумме всех моментов она должна быть такой. Ахилл и черепаха: чтобы Ахиллу догнать черепаху необходимо какое-то время, но за это время черепаха пройдёт какой-то путь, далее Ахиллу снова нужен какой-то интервал времени, но и за этот интервал черепаха проходит какой-то путь и т.д. Зенон выступал и против множественности, основываясь на идее бесконечности. Во-вторых, существует противоречие между опытом и мышлением, мыслится отсутствие движения, но в реальности Ахилл черепаху догоняет. Впервые философ пренебрегает чувственным познанием: показания органов чувств дают только видимость или мнение, истинное же знание даёт только разум, мышление. Зенон поднимает проблему конечности и бесконечности пространства и времени.

Мелисс из Самоса (ок.444 до н. э.) систематизировал и откорректировал  идеи элеатов. У Парменида – бытие  ограничено в пространстве, имеет  предел, конечно, замкнуто и имеет  шарообразную форму. Мелисс же считал, что бытие бесконечно, так как  если бы был конец, то далее пустота-небытие, что невозможно. Как и Зенон Мелисс отрицает ценность всего чувственного и признаёт только то, что установлено разумом. Элеаты отрицали развитие, эволюцию: бытие – законченно и совершенно в сфере, никто ничего не порождает, ничто не изменяется. Аристотель называл Зенона изобретателем диалектики, потому что были поставлены диалектические проблемы: конечности и бесконечности пространства и времени, относительности понятий движение и “покой”, целое и часть, единое и многое, вечность и изменчивость, непрерывность и квантованность, разум и чувства.

К философам-эволюционистам относятся Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл (484(81)–424 (21) до н.э.) был не только философом, но и мистиком, медиком, политиком, возможно и первым психологом, он создал учение об эволюции как вечных циклах восходящего и нисходящего направлений. Эмпедокл был одарён столь чудесной силой интеллекта, что уже при жизни люди признали его богом, и чтобы доказать, что это так, он бросился в кипящую лаву вулкана Этна. Эмпедокл проблему первоосновы решает учением о четырёх неизменных элементах, корнях всех вещей. Как и Парменид, Эмпедокл считал невозможным возникновение из ничего и исчезновение в ничто, небытия нет. Началом и основой является не одно первовещество, а четыре элемента: вода, воздух, огонь, земля. Так философ синтезирует позиции Фалеса, Анаксимена и Гераклита. Эти корни вещей есть исходные элементы мира, они предельны, вечны и неизменны, но несводимы друг к другу. Рождения и смерти нет, есть лишь объединение и разъединение четырёх элементов.

Во-вторых, Эмпедокл объясняет, почему эти элементы объединяются и  разрушаются. Факторами притяжения и отталкивания являются две силы: Любовь и Ненависть. Причиной изменений  является постоянное противостояние двух космических сил Любви, филии или силы притяжения и Вражды, нейкос или силы отталкивания. Эти силы никогда не бывают в равновесии, одна сила всегда доминирует, от этого и зависит направленность мировых процессов. Элементы никогда не прекращают непрерывного чередования: то действием Любви все они сходятся в Одно, То под действием лютой Ненависти несутся каждый врозь…

В-третьих, условно можно  считать Эмпедокла создателем теории естественного отбора наиболее совершенных форм. Доминирование притяжения объединяет элементы Вселенной, появляется множество различных живых форм. Неудачные формы не могут приспособиться и погибают (лошадь, имеющая вместо ног плавники, не убежит от преследования). Объединение элементов происходит случайно, отбираются наиболее совершенные, удачные, по законам красоты и функции, восходящая фаза эволюции приводит к появлению человека.

В-четвёртых, у Эмпедокла  можно увидеть интересную концепцию  циклической эволюции, предвосхищающую  некоторые законы современной психологии. Восходящая линия эволюции завершается, есть конечный пункт: вещество и дух сливаются в единый Сфэйрос, Шар Любви. Там нет конфликтов, ненависти, страданий и наступает “Большой Кайф”. Мир застывает в экстазе взаимного притяжения, наступает Рай-Царство Бога-Ноосфера-Коммунизм-Нирвана-Точка Омега. Но есть причина, по которой такое состояние обречено на распад. В точке Большого Кайфа и начинается самое интересное. В своей идеальной гармонии этот шар, Сфэйрос, существовать не может, мир абсолютной любви, красоты и гармонии оказывается неустойчивым. Потому что свободный от событий, страданий и устремлений такой мир наполняется Скукой. Всё сливается в экстазе, и любовь лишается предмета, другого. Другого нет, а для того чтобы оттолкнуться, надо вновь обрести предмет Любви. И Любовь рождает ненависть, которая пускает корни, Шар Любви взрывается и начинается нисходящая линия эволюции, оканчивается прогресс, начинается регресс, процесс дезинтеграции, разрушения, гибели до исходных элементов. Но и здесь процесс не завершается, теперь Ненависть теряет свой предмет, как Любовь нуждается в соединении, так и Ненависть нуждается в разъединении, иначе кого ненавидеть? Элементы вновь тянутся друг к другу, цикл повторяется, чередование “Вечного Кайфа” и Большого Взрыва никогда не прекращается.

В этой концепции можно выделить некоторые проблемы, актуальные и сегодня. В космологии до сих пор не решён вопрос, как будет развиваться Вселенная: вечный цикл, бесконечное развитие или завершение. В модели Эмпедокла просматривается и фундаментальное свойство душевной жизни: любовь и ненависть, наслаждение и страдание, радость и горе, добро и зло переплетены. Это так называемый психологический закон эмоциональной амбивалентности или раздвоенности (А.П. Назаретян). Сможет ли Интеллект будущего (искусственный или бестелесный) освободиться от этого раздвоения и от закона роста энтропии, хаоса, равновесия, дезорганизации? Можно ли избежать нисходящей фазы эволюции? Сможет ли мир стать абсолютно счастливым, можно ли достичь точки “Большого Кайфа”? У Эмпедокла вырисовывается и проблема нематериального, которая будет развита Анаксагором, а решить эту задачу попытается Платон. Душа и тело развиваются из одних и тех же “корней”, но источники проблем – в душе, сознании. Эмпедокл доказывает неизбежность циклизма не из-за природных законов. Циклизм обусловлен качествами интеллектуального субъекта. Свойства душевной жизни, сознания, мотивации могут труднее поддаваться волевому контролю, чем биологические или физические процессы, и они могут сыграть злую шутку с цивилизацией гораздо раньше, чем встанет вопрос: как управлять Вселенной. Наконец, Эмпедокл развивает учение о реинкарнационных циклах души и правилах освобождения от скорби, насилия и вины. Если в вещном мире вечный циклизм, то у души есть шанс вырваться из череды перевоплощений. Те же к Богам многочтимым возносятся в новом рождении, Вместе с другими бессмертными стол и очаг разделяя, Скорбей не зная людских, не ведая смерти, ни боли…

Другим философом-эволюционистом был Анаксагор из Клазомен (500-427,8 до н. э.), глубокий и таинственный, он был учителем Сократа. Анаксагор 30 лет провёл в Афинах, столице античной философии, куда его пригласил Перикл. Его судьба – первое доказательство того, что философию стали воспринимать всерьёз. За утверждения, что Солнце разгорячённая скала, а Луна создана из твёрдого вещества, его обвинили в безбожии, и он был вынужден бежать из Афин. Анаксагор создал учение об эволюции как проявлении того, что извечно задано, пытался увидеть мир через абстрактные образы и объяснить ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности к организации космоса. Он отказался от традиции объяснять мир как состоящий из какой-то одной субстанции, мир состоит из множества субстанций. Вслед за Эмпедоклом Анаксагор соглашается: всё есть следствие процессов соединения и разделения, родиться – стать согласным, умереть – распасться. Ничто не рождается и не гибнет, но соединяется и разделяется. Но, то, что есть это не только “четыре корня”. Анаксагор развивает учение о семенах-элементах как исходных формах эволюции. Процесс эволюции есть проявление того, что извечно задано, всё сущее – не более чем разная форма проявления одного и того же. Исходные формы – дискретные единицы или семена – существуют изначально. Есть семена всего: форм, цветов, вкуса, качеств и т.д.

Во-вторых, философ выдвигает принципы всё во всём и бесконечной делимости целое-часть. Семена бесконечны не только числом, они могут делиться до бесконечности, предела нет. Во всём содержится доля всего. В каждой вещи есть часть каждой другой вещи, но в разных пропорциях. Преобладание того или иного семени определяет отличие вещей друг от друга. Вещи мира не автономны, между ними нет интервалов, всё было и есть непрерывный континуум. В-третьих, Анаксагор выдвигает концепцию космического сознания. Причиной рождения из хаоса, эволюции, движения является Нус – Ум, Интеллект, Сознание. Ум осуществляет творческий процесс, он сам по себе всё определяет и упорядочивает. Описание Ума Анаксагором считается вершиной философии досократиков. Круговращение началось с малого, теперь оно расширилось, а в будущем расширится ещё больше. И то, что смешивается, и то, что выделяется из смеси, и то, что разделяется, всё это предрешает Ум. Ум неограничен, независим и не смешан ни с одной из вещей, а остаётся один в себе. Здесь интуиция о реальности, отделённой от всего “наиболее утончённой, чистой, равной себе самой, понимающей и мудрой”.

Ещё одним философом, “опередившим современную науку”, был представитель атомизма Демокрит из Абдеры, он жил во второй половине V века до н.э., путешествовал в Египет и Персию, умер через пять лет после Сократа, прожив 90 лет. Полярность бытия-небытия Парменида он заменяет полярностью заполненного и пустого пространства, материи и пустоты. Главное в его философии – учение об атомах: если у Анаксагора всё делится до бесконечности, то Демокрит развивает концепцию атомизма, согласно которой бытие, сущее есть бесконечное число невидимых, малых и неделимых тел, атомов (от греч. неделимое). Атомы различаются формой или геометрической фигурой, порядком и расположением, бесконечно варьируются, а постигаются только умом. Так впервые была выражена мысль о существовании элементарных частиц. Атомы объясняют свойства материи (цвет, вкус, запах), но сами они этими свойствами не обладают, это достаточно абстрактная единица. Атомы двигаются, имеют форму и протяженны. До сих пор наука не может дать точное описание микрочастиц. Говоря нейтрон, мы не можем сказать, что понимаем под этим словом: корпускулу, волну или волновой пакет, ни одно из описаний не является точным. Нейтрон не имеет цвета, запаха, вкуса, но в современной физике частицы ещё более абстрактны, чем у Демокрита. Есть тенденция, возможность быть, описываются частицы функцией вероятности.

Во-вторых, Демокрит считал, что существует пустота. Атомы должны где-то двигаться, поэтому есть вместилище, пустое пространство. Эта точка зрения была доведена до логического конца И. Ньютоном: реальность есть бесконечное количество вещей в Абсолютных Пространстве и Времени. Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) полагал, что существует только заполненное пространство как система связей, событий. Другой немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) считал пространство и время субъективными априорными формами. В теории относительности пространство как геометрия, материя как гравитация и время обусловливают друг друга, взаимосвязаны. Исследования вакуума показали: вакуум не пустота, не ничто, а сложный “фермент” квантовой активности, кишащий виртуальными частицами, сложными взаимодействиями и содержащий гигантскую потенциальную энергию.

В-третьих, Демокрит поднимает  проблему детерминизма или причинности. Всё, что происходит, происходит не случайно, но в соответствии с законами и в силу необходимости. Но у Демокрита нет ответа на вопрос о причине первоначального движения атомов. Причинность должна с чего-то начинаться и где бы она не начиналась, нельзя указать причины первоначального. Если творец, то он сам окажется необусловленным. Далее Платон и Аристотель будут прибегать к понятию цели или конечной причины. Когда мы спрашиваем: почему происходит то или иное событие, мы можем иметь одно из двух: какой цели в будущем служит это событие, такой ответ называется телеологическим; какие более ранние обстоятельства послужили причиной этого события, это механическое объяснение.

В-четвёртых, Демокрит развивал и учение о бесконечности миров, поскольку бесконечны атомы, бесконечны и миры, которые рождаются, развиваются и разрушаются циклообразно и бесконечно во времени.

Наконец, теорию атомизма Демокрит применил и к объяснению души и познанию. Душа, ум также образованы из особых, божественных атомов. Ум, Интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Познание же есть результат контакта атомов тел, испускающих флюиды с нашими органами чувств.

Догадки и проблемы натурфилософии. В рамках натурфилософии было высказано множество догадок, которые были подтверждены экспериментально, перечислим некоторые из них. Идеи сингулярности и всеобщей матрицы существования; концепции циклической эволюции и атомизма; теории энтропии и естественного отбора; идеи континуальности и квантованности материи; принципы относительности пространства-времени и человека как меры всех вещей; идеи универсальной субстанции и космического сознания; идея панпсихизма и принцип всё во всём; принцип взаимопревращения единиц материи. Немецкий физик, один из создателей квантовой теории, В. Гейзенберг (1901-1976) признавал многие высказывания первых философов удивительно близкими высказываниям современного естествознания, с другой стороны были выявлены философские противоречия при объяснении природы (движение-“покой”; бытие-небытие; единое-многое; причина-следствие; часть-целое; реальное-потенциальное; конечное-бесконечное).


Информация о работе Древнегреческая натурфилософия. Философия милетцев, Пифагора и Гераклита