Древнегреческая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:16, контрольная работа

Краткое описание

Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась не только гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано выше, была обусловлена также и его связями со странами более древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта.

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3
Милетская школа……………………………………………………………..стр.4
Фалес…………………………………………………………………………..стр.5
Анаксимандр………………………………………………………………….стр.7
Анаксимен……………………………………………………………………стр.11
Заключение…………………………………………………………………..стр.17
Список литературы………………………………………………………….стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Работа..docx

— 37.03 Кб (Скачать файл)

     Анаксимандр написал несколько сочинений: "Карта  земли", "Глобус", "О природе". По их названиям можно судить о  том, что философ в основном изучал природу. От последнего труда в свидетельствах Симпликия, одного из доксографов, жившего  на тысячу лет позже Анаксимандра, сохранился один небольшой фрагмент: "А из каких (начал) вещам рожденье, в те же самые и гибель совершается  по роковой задолженности, ибо они  выплачивают друг другу правозаконное  возмещение неправды (ущерба) в назначенный  срок времени".

     Этот  отрывок свидетельствует о том, что отношения между вещами, возникающими из бесконечной материальной среды, которую Анаксимандр называет апейрон  таково, как отношение между "должником" и "кредитором", что свидетельствует  о взаимосвязи мировоззрения  Анаксимандра с мифологическим мировоззрением и, прежде всего, с идеей компенсации - Дике, как идеей космической  справедливости (Правды). Причем, у Анаксимандра несмотря на мифологическую терминологию уже нет этих сверхъестественных стражей меры, поскольку все космические  процессы совершаются у него по своим  имманентным законам, обусловленным  активностью самой материальной среды - апейрона.

     Поэтому смысл, вложенный в понятие "возмещение неправды" следует искать в мифологии  и, прежде всего, в греческой идее компенсации - Дике, как идее космической справедливости (Правды), в то время как понятие "задолженность" ассоциируется с идеей декомпенсации (Раздора).

     Здесь наиболее отчетливо проявляется  связь между мифологическим и  философским мышлением, которые  на первых порах идут рядом, имея своими источниками элементы первоначального  эмпирического знания. Опираясь на объективные законы бытия, мифологическое мировоззрение оказалось уже  способным представить идеи несправедливости и возмездия, Раздора и Правды, декомпенсации и компенсации  в образе физического явления, т.е. в образе весов в руках богини правосудия, чаши которых в одном  случае выходят из положения равновесия, в другом - стремятся к нему. В  этом образе нашла свое конкретное отражение характерная черта  античности - мышление противоположностями. Последние понимаются здесь исключительно  как "избыток" и "недостаток" того или иного субстрата относительно положения равновесия - того промежуточного состояния, из которого возникают и  к которому, уничтожаясь, стремятся  противоположности.

     Поэтому, основным вопросом милетской натурфилософии было выявление сущности "промежуточного", сгущение и разрежение которого определяло бы все многообразие чувственно воспринимаемого  мира. Это свидетельствует о том, что мифологическое мышление, оперирующее  не только представлениями, но и сравнительными понятиями, не только не произвольно, но напротив, обладает весьма строгой  логикой. Только эта логика отличается от логики нашей сегодняшней науки. Поэтому мифология является не только продуктом воображения, но и результатом  строгого логико-теоретического мышления. Однако увидеть это можно только в итоге тщательного исследования тех мифологических представлений, которые отражают отношение противоположностей в процессе их компенсации и декомпенсации. Не случайно в первой части фрагмента  Анаксимандр обращает наше внимание на то, из чего все сущее возникает  и во что по необходимости оно  уничтожается. И если слова "возмещение неправды" понимать как компенсацию, а слово "задолженность" понимать как декомпенсацию, то все становится предельно ясным. Появляется возможность определить "источник всеобщего возникновения и уничтожения". Все это позволяет предположить, что процессы "компенсации" и "декомпенсации" связаны у Анаксимандра временными рамками и в целом представляют собой своего рода циклический процесс.

     Очевидно, что такой взгляд на природу предполагает осмысление ее не с позиций соотнесенного, т.е. не с точки зрения одного из полюсов  градации. Здесь, как и у Фалеса, точкой отсчета, с которой осмысляется  мир, является середина, промежуточное, которое делит непрерывную среду  на активные, противоположные части. В настоящее время исследователи по-разному характеризуют деятельность Анаксимандра. Одни считают его первым европейским учёным, Лапласом древности, другие - синтезатором мифологического наследия и творцом своеобразного религиозного учения, наподобие его современника Ферекида Сиросского. Суждения расходятся по вопросу о том, что было главной основой построений Анаксимандра - наблюдения за природой или переосмысление мифов? Вероятно, свою роль сыграли оба эти источника знаний греческого мыслителя. Во всяком случае, заслуги Анаксимандра как одного из основателей европейской философии сейчас никто не отрицает.

     По  иному было в древности. Мыслители  того времени или вовсе не упоминали  имени Анаксимандра, или выступали  с критикой его идей.

     Как и в случае с Фалесом, первым критиком Анаксимандра стал его ученик Анаксимен. Так получалось, что представитель каждого нового поколения философов пересматривал положения своих предшественников и на их основе создавал что-то своё собственное. Анаксимен был поборником простоты, первым стал излагать философские идеи не вычурными стихами, понять которые мог далеко не каждый, а безыскусной и всем доступной прозой. Основные идеи своего учителя он разделял, но решил их тоже упростить. По мнению Анаксимена, также существует неограниченная во времени и пространстве материя, что все вещи созданы из одного первовещества, в которое они, в конечном счёте, снова преобразуются. Только этим веществом является вовсе не апейрон, который никто и никогда не видел. Анаксимандр напрасно изобретал что-то несуществующее, первооснова всех вещей реально существует, каждый может её наблюдать, это один из четырёх первоэлементов, им является воздух. Находясь в однородном и недвижимом виде, воздух, как и апейрон Анаксимандра, неосязаем. Но стоит ему прийти в движение, и мы ощутим его в качестве ветра. Стоит ему преобразоваться в другие вещества, и он становится виден. Именно из-за неосязаемости воздуха, его схожести с абстрактным апейроном, скорее всего, Анаксимен и признал его первоосновой всех вещей. Кроме того, он мог руководствоваться такими соображениями, что воздух - самый распространённый и самый подвижный элемент. Земля, огонь и вода являются только как бы островками, со всех сторон окружёнными воздушным океаном, который, кроме того, заливает собой все пустые промежутки, проникает во все поры другого вещества и омывает его отдельные частицы. Да и животные с растениями не могут жить без воздуха.

     Вращение  небесных тел, которое Анаксимандр  называл причиной возникновения  всех вещей, Анаксимен признавал («небо - это вращающийся свод» ), хотя и  считал его вторичным, говоря, что  «светила совершают повороты, отбрасываемые  вспять сжатым и сопротивляющимся воздухом». Непонятно только, почему светила  движутся по кругу, а не взад-вперёд. Впрочем, это не единственное противоречие, которое породил в своих изысканиях Анаксимен. Очевидно лишь то, что он на первый план выдвигал понятия разреженности  и плотности первовещества, которым  для него был воздух. «Разрежаясь, [воздух] становится огнём, сгущаясь - ветром, потом облаком, [сгустившись] ещё  больше - водой, потом землёй, потом  камнями, а из них - всё остальное». Процесс образования из воздуха  облаков, а затем и земли сходен, по его мнению, с валянием шерсти, из которой образуется войлок. Идея плотности - большая заслуга Анаксимена, воспринятая современной наукой. Следует напомнить, что Анаксимандр видел различие между четырьмя основными элементами в размере и весе составляющих их однородных частиц. Современная физика же, вслед за Анаксименом, считает, что газы, жидкости и твёрдые тела различаются друг от друга по расстоянию между составляющими их частицами (атомами, молекулами), то есть по их плотности. Но предвидение Анаксимена относится не только к области физики, но и к философии. Он, в сущности, открыл закон перехода количества в качество, унаследованный от него многими современными мыслителями, в том числе Гегелем и Марксом. Скопление большого количества частиц у Анаксимена приводит к превращению жидкости в твёрдое тело, а уменьшение их количества - в газ.

     Анаксимен пересмотрел также взгляды Анаксимандра на место земли во Вселенной. Для  учителя Земля была одна и располагалась  в центре мироздания, находясь в  покое из-за влияния равнодействующих сил. Ученик ото всего этого отказался. Земля в мире не одна, есть ещё  твёрдые тела (то есть состоящие  из земли, по терминологии того времени) помимо неё. Правда, либо взгляды самого Анаксимена по данному вопросу были не совсем ясными, либо пересказчики его  идей не смогли в них разобраться. Согласно одним из них, он вслед за Фалесом считал, что «и Солнце, и  Луна, и прочие звёзды берут начало и происходят из земли…. Солнце - это  земля, но только от стремительного движения она ещё и преизрядно нагрелась». Согласно другим, Солнце, Луна и звёзды состоят из огня, как думали и  все остальные мыслители, но «в пространстве светил имеются также землистые  образования, которые круговращаются вместе с ними». Если верным является второй пересказ, то взгляды Анаксимена на устройство Вселенной были схожими  с принятыми современной астрономией: Солнце и звёзды находятся в состоянии  плазмы, а вокруг них вращаются  планеты, представляющие собою твёрдые  тела. Первое же предположение является неверным с научной точки зрения, но всё равно смелым. Отсюда было недалеко и до мысли, что есть и  другие миры и что человечество не одно во Вселенной. Но раз земля не одна, значит, все небесные тела не могут находиться в центре Вселенной и быть равноудалёнными от её концов. Что же их поддерживает, если нет равнодействия сил тяготения? Все небесные тела, по мнению Анаксимена, плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его…, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен». В подтверждение своей мысли Анаксимен приводил много примеров, доказывающих, что запертый и неподвижный воздух способен выдерживать большую тяжесть. Стоит ли комментировать? Всё угадать невозможно. Делая гениальные предположения в одном (наличие множества твёрдых небесных тел), Анаксимен ошибался в другом. Земля оказалась круглой, а вместо сжатого воздуха её удерживают на определённой орбите силы всемирного тяготения.

     Отказался Анаксимен и от мысли о существовании  противоположных физических свойств. Он, например, не проводил резкого различия между горячим и холодным, считая оба эти свойства присущими одной  и той же материи. «Не следует  признавать субстанциальности ни за холодным, ни за горячим, но [должно рассматривать  их] как переменные состояния общей  материи, возникающие вторично от изменений [субстрата]». Уплотняясь, материя делается холодной, разрежаясь - горячей. С бытовой  точки зрения, Анаксимен был не прав, зачастую твёрдые тела бывают намного горячее воздуха. Античные мыслители, в том числе Аристотель, обрушивались на него с критикой. Но с точки зрения современной науки  Анаксимен полностью прав. Лёд  холоднее воды, пар горячее её. Замерзание сопровождается снижением температуры, испарение - повышением. Только взаимосвязь  представляется обратной: тепловые явления  вызваны скоростью движения частиц (молекул, атомов), снижение скорости означает похолодание, сопровождается конденсацией и кристаллизацией вещества, рост скорости приводит к выделению тепловой энергии, плавлению и испарению. Но всего этого Анаксимен ещё знать не мог, хотя его мысль и двигалась в верном направлении.

     Следует остановиться ещё на одном моменте. Будучи философом в третьем поколении (идейно, по возрасту, но не генетически), Анаксимен мог обойтись без мифологического  наследия, используя лишь идейное  наследие предшествующих ему исследователей природы. В мифах нет параллелей его идеям, ни один миф, например, не считал прародителем всего сущего воздух. Разумеется, его схема возникновения  и существования материального  мира не была научной, доказанной опытным  путём. Но она была плодом рационального осмысления окружающего мира.

     Современные исследователи не жалуют Анаксимена, считая, что его идеи были шагом  назад от Анаксимандра к Фалесу. Ему ставят в вину отказ от многих положений Анаксимандра, что он считал Землю плоской как лист, а не цилиндром наподобие барабана. Хотя вообще непонятно, чем цилиндр лучше  листа, ведь ни тот, ни другой не соответствуют  действительной шарообразной форме  Земли, то есть не угадали оба мыслителя. Их воззрения отличались друг от друга  лишь мнением о толщине плоской  Земли. Обвиняют Анаксимена в возврате к мысли Фалеса о существовании  опоры для Земли. Но такова была логическая плата за признание существования  других твёрдых небесных тел. Обвиняют, что он заменил абстрактный апейрон, более подходящий к принятому  ныне тоже абстрактному термину «материя», на реальный воздух, что он давал  неверные объяснения многим астрономическим  и метеорологическим явлениям. Многие обвинения безосновательны, говоря о других ошибках Анаксимена, не следует забывать об его огромном вкладе в развитие философии и  естествознания. Ему принадлежит  идея перехода количества в качество, он смог верно объяснить различие между четырьмя основными элементами, утверждал, что Земля - не единственное твёрдое тело во Вселенной, что горячее  и холодное - это не противоположности, но лишь разные состояния одного и  того же вещества. Сами противоречия в  его учении служили на пользу развития философии, позднейшие мыслители, пытаясь преодолеть их, добивались значительных результатов. Например, Анаксимен, вслед за своими учителями, утверждал, что материя-воздух бесконечна в пространстве, она объемлет собою весь мир и помимо неё ничего не существует.  
 

 

Заключение:

     Милетская школа - первая из древнегреческих философских  школ (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) - сосредоточила свое внимание на поиске материальной причины всего сущего - того первовещества, из которого произошло многообразие видимого мира. Как бы ни определяли мыслители это первовещество - как воду ли (Фалес), как апейрон (Анаксимандр) или как воздух (Анаксимен), едины они были в убеждении, что реально, по истине существует лишь оно, а единичные вещи из него, из него возникающие и в него, погибая, возвращающиеся, имеют только видимость существования и самостоятельности. Все возникшие вещи представляют собой лишь ту или иную степень сгущения первоначала.

     Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о природе, сделав ее предметом системного, беспристрастного исследования.

     Милетские «физики» - типичные философы ранней греческой философии, которым Аристотель дал собирательный образ, назвав их «физиками», философами, которые изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть мир умственным взором и пытаются начать поиск единства с миром. По их убеждению не было бы существенным ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости - они суть части или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же силы.

     Милетских физиков считали материалистами, потому что они ограничивались одной  причиной бытия - материальным первоначалом, чем у Фалеса являлась вода, у Анаксимандра - «беспредельное», у Анаксимена - воздух. Но у Анаксимандра можно встретить существенный шаг вперед. Возможно, их размышления кажутся нам нелепыми, но это будет неверное суждение. Потому что в их суждениях просматривается некая закономерность, которую они пытаются объяснить уже рациональной мыслью. И именно эта интеллектуальная революция (переход от мифологии к рациональному мышлению), представляющая столь внезапный и глубокий переворот, получила название «греческое чудо» (это понятие ввел известный французский филолог, историк религии и философии Эрнест Ренан). И, действительно, если проследить ход развития досократовской философии, то будет видно, что она произвела свое влияние возможно даже на всю последующую философию, и на некоторые вопросы еще не найдены ответы.

     Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями. Она была вызвана  к существованию благодаря контактам  Греции с Вавилонией и Египтом. Философские  построения Фалеса, Анаксимандра и  Анаксимена следует рассматривать, как научные гипотезы.

Информация о работе Древнегреческая философия